1 класс.
Математика. В. Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе.
Урок по теме «Перестановка чисел при сложении» является 57 по программе «Начальная школа XXIвека»
Тема урока «Перестановка чисел при сложении»
Деятельностная цель: формировать у обучающихся умения реализации нового свойства сложения чисел.
Содержательная цель: расширять знания о свойствах чисел
Задачи:
1. Познавательные: — использование имеющихся знаний;
— исследование учебной задачи;
-установление логических, причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
— применение знаково-символической схемы.
2. Регулятивные: — оценивать уровень успешности;
— производить контроль своих действий;
— определять цель учебной задачи;
— планировать свою деятельность, определяемую результатом,
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном.
3. Коммуникативные: — умение слушать и вступать в диалог;
— умение правильно выражать свои мысли;
— умение контролировать и корректировать действия других;
— оформление своей мысли в устной речи;
— обоснование своего ответа;
— умение ориентироваться в своей системе знаний;
4. Личностные: — самооценка своих возможностей;
формирование положительного отношения к учению.
Тип: урок «открытия» новых знаний.
-
Организационный момент
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелаем всем удачи,
И успешности в придачу!
— Какие качества мы должны взять с собой на урок математики? ( Сообразительность, смекалку, внимание, память, дружбу, старание и т.д.)
-Чему мы учимся на уроках математики? (рассуждать, вычислять…)
— А как бы вы назвали человека, который много знает, много читает, умеет рассуждать, решать трудные задачи?
— Кто знает название птицы, которая является символом мудрости?
-К нам на урок прилетела сова, и сегодня я вам предлагаю, вместе с ней совершить математическое путешествие. Отправимся вместе с совой на луг.
— Мы должны выполнить следующие задания:
2. Актуализация знаний.
1.Устный счёт.
Арифметический диктант (фронтальная работа).
Дети показывают ответы с помощью «ромашки» с цифрами.
– Уменьшите 8 на 1.
– Увеличьте 6 на 2.
– Какое число называют при счете после числа 9? Перед числом 6? Между числами 5 и 4?
– Уменьшите 6 на 3.
– Увеличьте 4 на 2.
2. – Поработали, пора и поиграть с тётушкой совой:
Игра «Называй – не зевай».
На доске:
– Назовите быстро эти числа в порядке увеличения, а потом в порядке уменьшения.
3. Задание для смекалистых.
Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько. На дубе яблоки не растут.)
— Молодцы!
— Я вижу, что такое качество, как мудрость вы действительно взяли на урок.
3. Выявление места и причины затруднения
— Кого увидела сова под дубом? (волка и Зайца)
-Прочитайте правильно математическое выражение, которое записал Волк.
-Прочитайте правильно математическое выражение, которое записал Заяц.
-Что интересного вы увидели в примерах? (Что при записи примеров использованы одни и те же арифметические знаки и цифры, но только переставлены местами цифры)
— Кто догадался, что нам надо узнать на уроке?
-Как сформулируем тему урока?
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Работа в парах.
— Давайте с помощью фишек найдём значения результатов.
-Почему ответы одинаковые, а примеры разные?
— Сравните примеры.
— Какой вывод можно сделать? ( Складывать числа можно в любом порядке)
В каком случае вы быстрее сосчитали: когда прибавляли 4 или 3?
5.Физкультминутка.
Сова.
В лесу темно.
Все спят давно.
Только совушка-сова,
большая голова,
На суку сидит,
во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
осмотрела все кругом –
за добычею бегом.
— Пока сова отправилась на охоту, мы тоже возьмёмся за серьёзные дела.
6. Реализация построенного проекта
Работа по шкале линейки (стр.4 №2)
-Объясните, как выполнено сложение? (В первом случае цыплёнок прыгал от 3 к 9)
— Составьте математическое выражение. (3+6=9)
— Объясните, как выполнено сложение во втором случае. (Цыплёнок начал свой путь от 6 до 9)
-Составьте математическое выражение. (6+3=9)
— Сравните и скажите, в каком случае цыплёнок сделал меньше шагов? Почему?
— Какое свойство чисел при сложении ты заметил? ( Складывать числа можно в любом порядке. Результат будет одним и тем же)
— Давайте проверим наши выводы с правилом на стр.5
7. Первичное закрепление знаний.
— Давайте поучимся применять, переместительное свойство сложения и выполним №4 на стр.5
Найдите верные записи, не вычисляя. Объясните свой ответ.
8+5=5+8 4+9=9+4
2+ 7=7+3 6+1=1+6
8. Физкультминутка. (Зрительная гимнастика)
9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в тетрадях с печатной основой.
Задание№1
6+4 2+8
3+5 7+1
8+2 5+3
1+7 4+6
— Сова предлагает вам свою помощь:
Проверьте себя?( На доске ответы, учащиеся сами себя проверяют.)
6+4 2+8
3+5 7+1
8+2 5+3
1+7 4+6
Задание№2
4+5 = 5+…
2+…= 6+2
…+…=7+1
3+…=…+3
2+4=7+…
-Допишите равенства, воспользовавшись переместительным свойством сложения.
-Как вы думаете, верна ли последняя запись? Почему?
10. Включение в систему знаний, повторение и закрепление
— Составьте задачу по схематическому рисунку на стр.5 №3, используя переместительное свойство сложения.
11.Рефлексия
— Сова – умная голова, предлагает нам вспомнить урок и подвести итог математического путешествия.
-Какую цель мы с вами ставили?
-Кто считает, что цель достигнута?
-Кто сам догадался о новом свойстве чисел?
-Чьи версии подтвердились?
-Кто научился его применять при вычислениях примеров, при решении задачи?
-Кому хотите сказать спасибо за урок.