УРОК МАТЕМАТИКИ
в 1-Б классе
разработала учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 12 г. Шахты
Иванова Ирина Эдуардовна
Урок математики в 1-б классе
Тема. Прибавление чисел 7, 8, 9
Цель. Формировать умение прибавлять числа 7,8,9
Задачи.
-
Актуализировать знания о сложении и вычитании однозначных чисел ; закреплять знания о составе чисел
-
Организовать деятельность по определению способа прибавления чисел 7, 8, 9.
3. Формировать культуру умственного труда.
-
Содействовать развитию навыка самоконтроля.
-
Развитие навыков сотрудничества.
-
Развитие логических операций, умения анализировать и делать выводы
Планируемый результат.
Личностные.
-
Осознание практической важности изучаемого способа прибавления чисел 7, 8, 9.
-
Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в парах.
-
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
-
Умение выявлять проблему;
-
Умение определять и сохранять цель;
-
Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные УУД:
-
Умения использовать научные методы познания;
-
Умения сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
-
Умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей.
-
Умение использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения.
-
Умение работать в парах, в группах.
Предметные:
-
Знание способов прибавления чисел 7, 8, 9;
-
Умение прибавлять числа 7, 8, 9.
-
Применение новых знаний в жизненных ситуациях
Оборудование.
— компьютер, проектор, экран; презентация (среда POWER POINT)
— учебник Рудницкой В.Н. «Математика» 1 класс ;
рабочая тетрадь № 3 «Математика» 1 класс В.Н. Рудницкая ;
набор фишек; маркерная доска и маркер; веер цифр; карточки для индивидуальной работы
— карточки для групповой работы .
ХОД УРОКА
1.Организационный момент Сегодня у нас на уроке гости.
— Я смотрю на ваши лица и вижу маленькие солнышки, которые озарились лучистыми улыбками. Эти улыбки вы дарите мне и друг другу. Повернитесь друг к другу, к гостям, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.У нас замечательное настроение.
Я надеюсь оно сохранится до конца урока.
Ученик.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка
Очень важная наука «Ма-те-ма-ти-ка».
-Скажите , а зачем вам нужны знания по математике ?
— У нас сегодня необычный урок.
— Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в космос.
-А на каком транспорте мы будем путешествовать в космическом пространстве , мы узнаем . отгадав загадку.
Крыльев нет у этой птицы ,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимешься до звёзд . (РАКЕТА)
-Я предлагаю вам побывать в роли конструкторов . Какие геометрические фигуры нам понадобятся для ракеты ?
-А сейчас мы и поверим ваши предположения .( ВЫВЕШИВАЕТСЯ РАКЕТА).
-Каких фигур больше ?
-Чем отличается треугольник от прямоугольника ?
-Какая фигура лишняя ? Почему?
Вступительное слово учителя. Беседа о Гагарине
Слайд — Кто изображен на фотографии? Чем он прославился? (…)
— Мы должны гордиться, что он был нашим советским космонавтом.
Карта Солнечной системы
— Сегодня наш урок будет необычный – мы будем путешествовать по космосу,
останавливаться на планетах, где будем выполнять различные задания. И если мы будем работать дружно, активно, внимательно, то мы благополучно вернемся на землю.
— Какой праздник отмечаем в апреле?
— В честь какого события ознаменовали этот праздник?
Человек всегда стремился взором, мыслями в небо, пытался постичь мир Вселенной. Эта мечта осуществилась 12 апреля 1961 года.
Ю.А.Гагарин на ракете «Восток» первым в мире осуществил мечту многих поколений людей, полетел в космос. — 12 апреля 1961 года спутник «Восток» с человеком на борту облетел нашу планету за 108 минут и благополучно вернулся на Землю.
И мы с вами совершим путешествие в космос.
-Путешествие нам предстоит далёкое, интересное, но опасное, поэтому берём самых смелых, дружных, находчивых и сообразительных математиков. А если среди вас такие, это мы сейчас проверим. В нём могут быть самые удивительные ситуации. Чтобы выйти победителями из таких ситуаций нам потребуются ваши знания и умения.
— А сейчас нам нужен пропуск на борт космического корабля .И нашим пропуском будет УСТНЫЙ СЧЁТ , с которым нам необходимо справиться:
1. Вспомним состав числа 10.( ДИСК «УРОКИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ» 1 КЛАСС Ч.3 УРОК 25 №4)
| |
| 8 |
3 |
|
| 6 |
5 |
|
В парах заполняют таблицу и проверяют СВЕТОФОРАМИ.
2 . Задачи в стихах :
В зоопарке я стояла
Обезьянок всё считала
Пять играли на песке,
Три уселись на доске,
А четыре спинки грели
Сосчитать вы их успели? 12 обезьянок) 5+3+4=12
-
– Одна загадочная Планета с цифрами ПРИСЛАЛА НАМ ПОСЛАНИЕ :
— Кто из вас догадался , о чём просит нас эта Планета?
Приготовили наборы 2+9=11)
-Почему ?( Его сложнее решать , т.к. ответ больше 10.) -Как вы думаете . какова тема нашего урока? Давайте обратимся к учебнику на стр. 109 № 2.
Кто догадался ?
-Мы сегодня будем добывать новые знания , будем учиться прибавлять к числу 7, 8, 9.
-Молодцы ! Справились с заданиями , ВООРУЖИЛИСЬ ЗНАНИЯМИ, КОТОРЫЕ НАМ ПРИГОДЯТСЯ В ПУТЕШЕСТВИИ и теперь мы взлетаем …(СЛАЙД СО ВЗЛЁТОМ)
— Но нам необходимо зарегистрироваться. А для этого откройте свои рабочие тетради – это наши бортовые журналы. (тетради) .Пока мы выходим в космическое пространство , запишите число нашего космического путешествия.
16 апреля.
Классная работа.
— Каждый космонавт должен красиво писать в тетради . И сейчас минутка чистописания.
— Какого числа полетел Гагарин в космос? (…) 12
— Что означает каждая цифра в записи числа 12? (…)
— Замени число суммой разрядных слагаемых. (…)
— Какое число предыдущее? (…)
— Какое число последующее? (…)
— Однозначное или двузначное? Почему? Продолжи счёт в прямом и обратном порядке .
— Запишите это число красиво в тетради.
— Справились ! Здорово ! А мы приблизились к планете «УЗНАВАЙ-КА»
Что может опираясь на свой опыт, обсудите в паре, как бы ты прибавлял числа 7, 8, 9.
— Найдите в учебнике страницу 109 № 2.
Прочитайте внимательно задания и скажите, какую тему мы сегодня будем изучать? ( прибавление чисел 7, 8 , 9.)
IV. Актуализация знаний.
— Чтобы усвоить сложение, давайте вспомним, что мы уже знаем.
Сейчас вы будете работать в группах
1-й ряд – 1 группа работают с фишками
2-й ряд — 2 группа работают с учебником на с. 94 №2
3-й ряд – 3 группа работают со шкалой линейки
V. Усвоение новых знаний.
— Давайте прибавим число 7 к числу 7. Что нам поможет в этом ? (фишки)
— Сколько фишек выложим? ( 7 ) СЛАЙД
— Сколько добавим? ( 7 )
— Сколько фишек выложили всего? ( 14 )
— Каким ещё способом можно прибавить число 7? ( по линейке и по частям)
— Линейкой мы хорошо умеем пользоваться при выполнении действий. Давайте вспомним, как это делать? ( Находим на шкале линейки число7, делаем 7 шагов вправо, останавливаемся на числе 14)
— Но пользоваться этим способом не всегда удобно, не всегда есть под рукой линейка, не всегда может хватать шкалы линейки. Попробуем прибавить число 7 по частям. Напишите на маркерной доске пример :
7 + 7. Сколько нужно прибавить к 7, чтобы получить 10? ( 3) Сколько ещё осталось от 7, после того как прибавили 3? ( 4). Сколько будет , когда к 10 прибавить 4? ( 14 ) Сколько же будет 7 + 7 ? ( 14)
— Давайте найдём сумму чисел 8 и 8. Сначала сделаем это при помощи фишек. Сколько выложим сначала? ( 8 ) Сколько добавим? ( 8 ) Сколько будет вместе, 8 и 8? ( 16 )
— Выполним сложение по частям. Напишите на маркерной доске:
8 + 8 . Сколько нужно прибавить к 8 , чтобы получить 10? ( 2 ) Сколько добавим? ( 6 ). Считаем : 8 и 2 – это 10 да ещё 6 будет 16.
УРОК КМ Ч.4 УРОК 32 № 3.
Для того , чтобы усвоить и понять , как выполняется прибавление чисел 7 .8 ,9, нам необходимо следующее задание:
Составить задачу:
— Попробуйте сложить 9 и 9 самостоятельно. Сначала используйте фишки, потом по частям.
5.ФИЗМИНУТКА Мы делаем остановку на Планете «Спортивная»
Учитель.
— Ребята, вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку, даже в полёте, они находят время для спортивных упражнений.
-Сделаем и мы физкультминутку
— Вот мы и отдохнули ! А наша ракета продолжает путешествие , плавно летит и прибывает на планету «Решай-ка» .
6. -Закрепление усвоенных приёмов сложения в печатной тетради тетради .
Работа с учебником: с.94 №3 (У доски и в тетрадях) с подробным объяснением. №4 (дети работают индивидуально, с последующей самопроверкой) (Слайд 15)
Слайд 16 |
(Т. С.74 № 49 1 и 2 СТОЛБИК) Проверка задания на ДОСКЕ.
-Здорово ! Всё получилось ! А наш полёт продолжается . Следующая станция —
планета «Задачкино». Ребята , мы должны помочь жителям этой планеты .
Они не могут расшифровать письмо инопланетян. А что в письме . мы узнаем прочитав текст в учебнике на стр.111 № 6. . Так что это? (ЗАДАЧА)
— Какие части имеет задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
Решаем письменно задачу:
— самостоятельное чтение задачи вслух
— краткая запись на доске
— самостоятельное решение
— проверка- Мы выполнили все задания правильно, и наша ракета продолжает свой путь .
Планета «СОСЧИТАЙ-КА» .- На этой планете вышли из строя компьютеры , т.к. у них произошёл сбой в системе , срочно нужна ваша помощь -.
— Но поодиночке нам не справиться, а нужно действовать сообща .Для этого мы разделимся на экипажа(ЭКИПАЖ – ЭТО Личный состав танка, самолёта, корабля и др. Э. танка обычно насчитывает до 5 чел.,самолёта от 1 до 10 чел ).
У каждого своя ракета ( 1 ряд , 2 ряд, 3 ряд.)
— Ребята, сейчас вы все – космонавты. Испытание в вашем полёте – соревнование «Какая ракета быстрее?» Приготовьте ручки. Внимательно слушайте правила. Каждая команда (ряд) получает ракету, на которой записаны задания. Первый член экипажа решает пример. Вписывает в окошко ответ и быстро передаёт ракету следующему. Тот, кто закончит решение, должен сидеть тихо, чтобы не мешать товарищам, и внимательно следить, какая ракета первой вернётся на старт. Возвращает ракету тот член экипажа, который выполняет последнее задание. Если экипаж быстро и правильно выполнит все задания, он побеждает и награждается звёздочкой. (1 место – красная, 2-е место – зелёная, 3-е место – синяя)
— Внимание! Старт! Приступаем к решению. Считать надо не только быстро, но и правильно.
— Проверим правильность решения. (Светофоры) (НА СЛАЙДЕ) Меняются выполненными заданиями. И проверяют.
Путешествие подходит к концу. Космонавты готовятся к возвращению на Землю.
Реши ребусы: по2л, с3ж, 7я, о5.
-Вы сегодня были все молодцы и очень старались. Я хочу похвалить каждого из вас. Все молодцы и заслуживаете похвалы
Из полёта возвратились.
Мы на Землю приземлились.
А чему мы научились?
VII Итог урока.
-
Понравился наш полёт?
-
Что запомнилось?
-
Что нового узнали?
Что мы для этого делали? (считали устно, решали примеры, сравнивали числа, решали примеры).
-Ребята , вы все очень хорошо работали на уроке , прошлши трудные испытания ,я вами довольна . И чтобы этот урок вам запомнился надолго , я хочу вам вручить настоящие удостоверения юного космонавта .(ВРУЧЕНИЕ).
-Приземлившись , мы оказались на полянке такой весенней , яркой, цветущей .
Это не простая полянка , а полянка настроения . Ребята . а какое у вас настроение ?
-Мы сейчас это все увидим .Возьмите конверты — у каждого свой и достаньте смайлик , соответствующий вашему настроению от проведённого урока и поселите на чудесную полянку .(Учащиеся выходят и крепят свои смайлики на полянку. )
— Посмотрите ! – у нас весенняя полянка весёлого настроения .
-Может быть, после этого урока у кого- то из вас возникнет желание стать космонавтом или исследователем космоса. Но все мы должны помнить, что наша родная планета- Земля, которая всегда будет нас звать к себе, будет надеяться на вас и гордиться вами.
— Спасибо за урок! Все сегодня большие молодцы!