Технологическая карта урока.
Тема урока: Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида + 7.
Класс 1 (программа «Школа 21 век»)
Технологические особенности. Личностно-ориентированная технология.
Особенности класса. В классе 6 учащихся. На репродуктивном уровне работают 5 учеников. Темп и скорость обучения оптимальная. Класс имеет в основном достаточный уровень воспитанности.
Общая дидактическая цель.
-
Создание условий для осознания и осмысления способа сложения однозначных чисел с переходом через 10 средствами уровневой самостоятельной работы.
Триединая дидактическая цель.
-
Образовательный аспект:
-Знакомство со способами сложения двух однозначных чисел с переходом через 10, когда одно из слагаемых число 7, и формирование умений решать примеры данного вида.
-Формирование вычислительных навыков с использованием элементов исследовательской деятельности.
-Применение полученных знаний и умений в новых условиях.
-
Развивающий аспект:
— Уметь решать примеры на сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 7 по алгоритму.
— Объяснять способы сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида + 7.
— Смоделировать решение примеров данного вида.
-
Воспитательный аспект:
-
Способствовать развитию коммуникативной, социальной, информационной компетентности через создание проблемной ситуации.
-
Здоровьесберегающий аспект:
-
Укреплять и сохранять здоровье учащихся на уроке через физкультминутку, правильную посадку.
Тип урока. Открытие новых знаний.
Структура урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний и умений.
-
Целепологание и мотивация.
-
Первичное освоение материала.
-
Осознание и осмысление учебного материала.
-
Первичное закрепление учебного материала.
-
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Методы обучения. Репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации педагогической деятельности. Сочетание фронтальных, парных, индивидуальных форм работы.
Дидактический материал. Учебник В.Н. Рудницкая. «Математика»; детали космического корабля из цветного картона; компьютер; видеоролик; карточки со словами «обтекатель», «корпус», «сопло», «стабилизатор», и др.; конверты с заданиями 3-х уровней (индивидуальная образовательная траектория); модель решения примеров; карточки с числами, арифметическими знаками; наборное полотно с 2 рядами кармашек, счётные палочки, цветные карандаши.
Ожидаемый результат.
Знать: как…(сложить два однозначных числа, когда одно из слагаемых число 7).
Уметь: решать …( примеры на сложение однозначных чисел с переходом через 10).
Применять: задача …(при решении задач, при сравнении выражений).
Структура урока математики.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | |
1.
2 мин | Организацион-ный момент | Проверяет готовность учащихся к уроку, через видеоролик настраивает детей на урок | Общий настрой класса на учебную работу. | Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
|
2.
10 мин | Актуализация знаний и умений. | Проводит устный счёт, предлагает провести самооценку. | Дополняют число до 10 (игра «Молчанка»), вспоминают состав числа 7, воспроизводят нумерационное сложение вида 10 + , прочитывают выражения разными способами, начинают строить космический корабль, оценив свою работу. | Познавательные УУД |
3.
2 мин | Целеполагание и мотивация | Предлагает определить цели урока, уточняет тему, создав проблемную ситуацию, и задачи урока. | Определяют тему урока. Обосновывают выбранные формулировки цели урока, принимают задачи урока. |
|
4.
10 мин | Первичное освоение материала. | Обеспечивает первичное освоение материала: создаёт проблемную ситуацию, побуждает учащихся к свободному обмену мнениями, предлагает провести самооценку.
| Принимают участие в исследовании, высказывают собственное мнение, составляют модель решения примеров, проговаривают алгоритм сложения, проводится самооценка. |
|
5.
5 мин | Осознание и осмысление учебного материала. | Создаёт условия для запоминания таблицы, предлагает оценить свою деятельность.
| Запоминают таблицу сложения, дают оценку своей деятельности. |
|
6.
14 мин | Первичное закрепление учебного материала. | Обеспечивает индивидуальную образовательную траекторию, предлагает провести самооценку. | Работают самостоятельно по карточкам разного уровня, оценивая свою деятельность. |
|
7.
2 мин | Итог урока. Рефлексия
| Даёт анализ и оценку успешности достижения цели и намеченных задач. | Адекватно оценивают свою работу (закончен сбор космического корабля), «совершают» полёт в космос на своих кораблях. |
|
Приложение №1
Приложение №2.
Задания для самостоятельной работы.
1 уровень. – зел.
Раскрасить картинку.
2 уровень. — оранж.
Впиши нужные знаки действия, чтобы неравенства были верными.
7 * 5 > 9 * 3 8 * 7 < 9 * 7
8 * 4 < 7 * 5 9 * 4 > 8 * 3
3 уровень. – красн.
-
Устно реши задачи. В кружок около каждой задачи запиши знак действия, с помощью которого она решается.
-
Для полёта в космос в прошлом году готовились 6 космонавтов, а в этом году на 5 космонавтов больше. Сколько космонавтов готовилось к полёту в космос в этом году?
-
Космонавт выполнил сначала 8 приседаний, а потом ещё 5 приседаний. Сколько всего приседаний выполнил космонавт?
Ход урока.
-
Оргмомент, настрой на урок.
Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуйте гостей.
– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
Пожелаем друг другу успехов в учении. Повторяйте за мной.
Мы умные, мы дружные
Мы — внимательные, мы — старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
Я желаю вам, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока
Голос (видеоролик – взлёт космического корабля): Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время – 10 ч 02 мин. Передаём сообщение ТАСС о первом полёте человека в космическое пространство.
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом – космонавтом космического корабля – спутника «Восток» является гражданин Советского Союза, лётчик Ю. А. Гагарин.
-
А вы, ребята, хотели бы побывать в космосе?
-
А на чем бы вы полетели в космос? (на ракете)
-
Чтобы лететь, нам нужен космический корабль. Его мы построим вот из таких деталей, которые лежат у вас на партах. Но сможет полететь только тот, кто правильно и быстро будет считать, кто будет внимательным.
-
А как вы думаете, а какими качествами должен обладать космонавт. (сильный, здоровый, сообразительный, смелый, находчивый, помогать другим, быть целеустремленным, соблюдать дисциплину).
-
Итак, ребята, наша цель: успеть построить космический корабль для полета в космос за урок. Иначе полет задержится.
-
Каждая деталь – задание. С какой детали начнем строить ракету? (дети предлагают детали корабля).
-
Это — носовая часть — называется ОБТЕКАТЕЛЬ (слово вывешивается на доску). Готовы? Итак, поехали!
2. Актуализация знаний и умений.
а) Первое задание. Внимание на экран.
б) Состав числа 7.
Положите перед собой карточки – числа, которые больше 1, но меньше 7. Под каждым числом положите карточку, на сколько надо каждое число увеличить, чтобы получить 7.(У кого всё верно похлопали себе)
-
1
7
2
3
4
5
6
6
5
4
3
2
1
Проверим: 7 – это 1 и сколько?
7 – это 2 и сколько?
7 – это 3 и сколько?
7 – это 4 и сколько?
7 – это 5 и сколько?
7 – это 6 и сколько?
в) Самооценка.
Итак, на этом 1-й этап работы закончился. Кто считал без ошибок или допустил 1-2 ошибки, и если вы старались думать, положите перед собой носовую часть корабля. Я считаю, что вы справились с заданием, и тоже выкладываю на доске эту часть корабля.
3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ.
На доске: 8+3 9+7
7+4 8+7
9+2 7+7
4+5
3+6
Что это? (суммы, выражения, примеры)
-
Почему выражения записаны в 2 столбика? (1 столбик – знаем, как решать и умеем выполнять, 2 столбик – еще не знакомы).
-
Так какая тема урока? Назовите. (Сложение однозначных чисел с переходом через 10, когда одно из слагаемых число 7. — Название темы на доске)
-
Мы научились прибавлять 2, 3, 4, 5, 6 . Найдите значения выражений 1-го столбика (Работа с веером)
-
Сегодня научимся прибавлять число 7. Подумайте, какой главный вопрос перед собой поставите, на который мы могли бы дать ответ.
-
( Как сложить два однозначных числа, одно из которых 7 и когда результат больше 10). – Вопрос на доске.
-
Это мы должны узнать.
-
А что мы должны уметь? (научиться решать примеры такого вида)
-
Научимся решать их, а где их применять будем? (при решении задач, при сравнении, в следующих классах, на других уроках).
Итак, задачи на урок каждый из вас определил. А моя задача: помочь вам выполнить поставленные задачи.
-
ПЕРВИЧНОЕ ОСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
-
Переходим к следующему этапу сбора корабля – КОРПУС – удлиненная часть (вывешиваю слово)
-
Мы готовы совершить открытие, стать исследователями и поделиться своими знаниями с классом? Ответы детей
-
Сначала выясним, почему только 3 примера будем исследовать? (остальные примеры мы умеем решать)
9 + 7
8 + 7
7 + 7
-
На какой вопрос будем искать ответ? (Как сложить два однозначных числа – вопрос на доске)
-
Сейчас будете работать в парах. Ваша задача – найти способы прибавления числа 7 с переходом через 10. (на партах счётные палочки, линейка в пределах 20).
1 парта: 9+7
2 парта: 8+7
3 парта 7+7
Выслушиваются идеи детей:
-
прибавлять по линейке;
-
расположить счётные палочки в 1 ряд и пересчитать; – каждая пара объясняет свое решение; выбор нужной идеи.
-
Смогли мы решить примеры, пользуясь линейкой и счётными палочками.
-
А если надо будет дома объяснить, какие открытия вы сделали на уроке, а счётные палочки и линейку оставили в классе, что же тогда может помочь донести ваше открытие до других людей, например, до мамы?
-
А вот как! Мы сейчас с вами попробуем решить примеры, прибавляя по частям: ( Запись в тетрадь).
9 + 7 = 9 + 1 + 6 = 16
8 + 7 = 8 + 2 + 5 = 15
7 + 7 = 7 + 3 + 4 = 14 и т.д.
-
Посмотрите на решение примеров. Что заметили одинаковое? (везде «+», 2-е слагаемое – 7).
-
Чем отличаются? (1–е слагаемое – разные числа и уменьшаются на 1, суммы уменьшаются на 1)
-
Попробуем составить модель (схему) решения примеров. Учитель пишет на доске:
+ 7 = 1
+
-
Пользуясь схемой сложения, проговорить порядок (алгоритм) сложения однозначных чисел (при затруднении даю порядок рассуждения) РАЗЛОЖУ 2-е слагаемое на удобные слагаемые;
ДОПОЛНЮ 1-е слагаемое до 10;
ПРИБАВЛЮ оставшиеся единицы. (ученик водит указкой по схеме и проговаривает).
-
Повторяем хором.
-
Молодцы! Вы сами открыли удобный способ сложения однозначных чисел, одно из которых – 7. Я рада, что вы проявили сообразительность.
-
Самооценка
-
Кто научился прибавлять 7, положить перед собой ниже носовой части корпус корабля.
5. ОСОЗНАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
а) Запоминание таблицы.
-
Прочитать разными способами.
-
Сумма каких чисел равна 11? 13? 12? 14?
-
11 – это 6 и сколько?
-
13 – это 7 и сколько?
-
Какое число увеличили на 7, если получили 14? 12? 11? 13?
-
К какому числу прибавили 7, если получили 13? 12? 14?11?
-
Дети 1 варианта закрывают равенства и рассказывают соседу по парте.
-
Поменялись ролями.
б) Самооценка.
-
Кто запомнил таблицу прибавления на 7, положите СОПЛО – часть трубы, которая предназначена для увеличения скорости и определенного направления вытекающей струи газа.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку. Даже в полете они находят время для спортивных упражнений. И мы с вами проведем спортивную минутку, чтобы снять усталость.
Руки ставим мы вразлет: (руки в стороны)
Появился самолет.(полеты как самолет)
Мах крылом туда – сюда (наклоны влево – вправо)
Раз и два, раз и два (хлопаем в ладоши)
Руки в стороны держите (руки в стороны),
Друг на друга поглядите (повороты влево – вправо)
Раз и два, раз и два (прыжки на месте)
Опустили руки вниз (опустили руки )
И на место все садись! (сели на место)
Отдохнули?
6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Следующий этап – уметь решать примеры и полученные знания и умения применять при решении задач.
Работаем самостоятельно. Начинаем выполнять работу с первой зеленой карточки. Задание выполнили – поднимаете сигнальную карточку с зеленым кружком. Я подхожу и проверяю. Если задание выполнено верно, переходите на следующую ступеньку, конвертик с оранжевым кружком. А если с заданием не справились, остаетесь на первой ступеньке – второй конверт с зеленым кружком и т. д.
При правильном выполнении задания вы продолжаете строить космический корабль.
-
Самостоятельная работа.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
-
Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно?
-
Кто пополнил свои знания новым багажом?
-
Что было трудным?
-
А что интересным?
-
Как вы думаете, мы закончили знакомство со сложением однозначных чисел с переходом через 10? (нет, остались числа 8,9). На следующих уроках мы продолжим работу. А сейчас, ребята, если вам понравился урок, то на моей ракете нарисуйте весёлую мордашку, а если урок не понравился, то в космос отправитесь грустными. Ну-ка скорее усаживайтесь (Дети рисуют мордашки).
Самооценка.
-
Сегодня работа по сбору космического корабля закончилась. Давайте посмотрим, чья ракета готова к запуску. А кто еще не успел закончить сбор? Все готовы к запуску корабля. Молодцы! (Хлопают друг другу)
-
Внимание! Всем приготовиться к запуску.
Дети: Есть приготовиться к запуску!
-
Пристегнуть ремни!
Есть пристегнуть ремни!
-
Запустить двигатели!
Есть запустить двигатели!
-
Включить контакты!
Есть включить контакты!
-
7, 6, 5,4,3,2,1- пуск!
На этом наш урок закончен. Спасибо всем за активную работу.