Технологическая карта урока.

Тема урока: Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида + 7.

Класс 1 (программа «Школа 21 век»)

Технологические особенности. Личностно-ориентированная технология.

Особенности класса. В классе 6 учащихся. На репродуктивном уровне работают 5 учеников. Темп и скорость обучения оптимальная. Класс имеет в основном достаточный уровень воспитанности.

Общая дидактическая цель.

  • Создание условий для осознания и осмысления способа сложения однозначных чисел с переходом через 10 средствами уровневой самостоятельной работы.

Триединая дидактическая цель.

    1. Образовательный аспект:

-Знакомство со способами сложения двух однозначных чисел с переходом через 10, когда одно из слагаемых число 7, и формирование умений решать примеры данного вида.

-Формирование вычислительных навыков с использованием элементов исследовательской деятельности.

-Применение полученных знаний и умений в новых условиях.

  1. Развивающий аспект:

Уметь решать примеры на сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 7 по алгоритму.

— Объяснять способы сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида + 7.

Смоделировать решение примеров данного вида.

  1. Воспитательный аспект:

  • Способствовать развитию коммуникативной, социальной, информационной компетентности через создание проблемной ситуации.

  1. Здоровьесберегающий аспект:

  • Укреплять и сохранять здоровье учащихся на уроке через физкультминутку, правильную посадку.

Тип урока. Открытие новых знаний.

Структура урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний и умений.

  3. Целепологание и мотивация.

  4. Первичное освоение материала.

  5. Осознание и осмысление учебного материала.

  6. Первичное закрепление учебного материала.

  7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Методы обучения. Репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации педагогической деятельности. Сочетание фронтальных, парных, индивидуальных форм работы.

Дидактический материал. Учебник В.Н. Рудницкая. «Математика»; детали космического корабля из цветного картона; компьютер; видеоролик; карточки со словами «обтекатель», «корпус», «сопло», «стабилизатор», и др.; конверты с заданиями 3-х уровней (индивидуальная образовательная траектория); модель решения примеров; карточки с числами, арифметическими знаками; наборное полотно с 2 рядами кармашек, счётные палочки, цветные карандаши.

Ожидаемый результат.

Знать: как…(сложить два однозначных числа, когда одно из слагаемых число 7).

Уметь: решать …( примеры на сложение однозначных чисел с переходом через 10).

Применять: задача …(при решении задач, при сравнении выражений).

Структура урока математики.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование

УУД

1.

2 мин

Организацион-ный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку, через видеоролик настраивает детей на урок

Общий настрой класса на учебную работу.

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2.

10 мин

Актуализация знаний и умений.

Проводит устный счёт, предлагает провести самооценку.

Дополняют число до 10 (игра «Молчанка»), вспоминают состав числа 7, воспроизводят нумерационное сложение вида

10 + , прочитывают выражения разными способами, начинают строить космический корабль, оценив свою работу.

Познавательные УУД

3.

2 мин

Целеполагание и мотивация

Предлагает определить цели урока, уточняет тему, создав проблемную ситуацию, и задачи урока.

Определяют тему урока. Обосновывают выбранные формулировки цели урока, принимают задачи урока.

4.

10 мин

Первичное освоение материала.

Обеспечивает

первичное освоение материала: создаёт проблемную ситуацию,

побуждает учащихся к

свободному обмену мнениями, предлагает провести самооценку.

Принимают участие в исследовании, высказывают собственное мнение, составляют модель решения примеров, проговаривают алгоритм сложения, проводится самооценка.

5.

5 мин

Осознание и осмысление учебного материала.

Создаёт условия для запоминания таблицы, предлагает оценить свою деятельность.

Запоминают таблицу сложения, дают оценку своей деятельности.

6.

14 мин

Первичное закрепление учебного материала.

Обеспечивает индивидуальную образовательную траекторию, предлагает провести самооценку.

Работают самостоятельно по карточкам разного уровня, оценивая свою деятельность.

7.

2 мин

Итог урока. Рефлексия

Даёт анализ и оценку успешности достижения цели и намеченных задач.

Адекватно оценивают свою работу (закончен сбор космического корабля), «совершают» полёт в космос на своих кораблях.

Приложение №1

Приложение №2.

Задания для самостоятельной работы.

1 уровень. – зел.

Раскрасить картинку.

2 уровень. — оранж.

Впиши нужные знаки действия, чтобы неравенства были верными.

7 * 5 > 9 * 3 8 * 7 < 9 * 7

8 * 4 < 7 * 5 9 * 4 > 8 * 3

3 уровень. – красн.

  • Устно реши задачи. В кружок около каждой задачи запиши знак действия, с помощью которого она решается.

      1. Для полёта в космос в прошлом году готовились 6 космонавтов, а в этом году на 5 космонавтов больше. Сколько космонавтов готовилось к полёту в космос в этом году?

      1. Космонавт выполнил сначала 8 приседаний, а потом ещё 5 приседаний. Сколько всего приседаний выполнил космонавт?

Ход урока.

  1. Оргмомент, настрой на урок.

Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуйте гостей.

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Пожелаем друг другу успехов в учении. Повторяйте за мной.

Мы умные, мы дружные

Мы — внимательные, мы — старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

Я желаю вам, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока

Голос (видеоролик – взлёт космического корабля): Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время – 10 ч 02 мин. Передаём сообщение ТАСС о первом полёте человека в космическое пространство.

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом – космонавтом космического корабля – спутника «Восток» является гражданин Советского Союза, лётчик Ю. А. Гагарин.

  • А вы, ребята, хотели бы побывать в космосе?

  • А на чем бы вы полетели в космос? (на ракете)

  • Чтобы лететь, нам нужен космический корабль. Его мы построим вот из таких деталей, которые лежат у вас на партах. Но сможет полететь только тот, кто правильно и быстро будет считать, кто будет внимательным.

  • А как вы думаете, а какими качествами должен обладать космонавт. (сильный, здоровый, сообразительный, смелый, находчивый, помогать другим, быть целеустремленным, соблюдать дисциплину).

  • Итак, ребята, наша цель: успеть построить космический корабль для полета в космос за урок. Иначе полет задержится.

  • Каждая деталь – задание. С какой детали начнем строить ракету? (дети предлагают детали корабля).

  • Это — носовая часть — называется ОБТЕКАТЕЛЬ (слово вывешивается на доску). Готовы? Итак, поехали!

2. Актуализация знаний и умений.

а) Первое задание. Внимание на экран.

б) Состав числа 7.

Положите перед собой карточки – числа, которые больше 1, но меньше 7. Под каждым числом положите карточку, на сколько надо каждое число увеличить, чтобы получить 7.(У кого всё верно похлопали себе)

1

7

2

3

4

5

6

6

5

4

3

2

1

Проверим: 7 – это 1 и сколько?

7 – это 2 и сколько?

7 – это 3 и сколько?

7 – это 4 и сколько?

7 – это 5 и сколько?

7 – это 6 и сколько?

в) Самооценка.

Итак, на этом 1-й этап работы закончился. Кто считал без ошибок или допустил 1-2 ошибки, и если вы старались думать, положите перед собой носовую часть корабля. Я считаю, что вы справились с заданием, и тоже выкладываю на доске эту часть корабля.

3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ.

На доске: 8+3 9+7

7+4 8+7

9+2 7+7

4+5

3+6

Что это? (суммы, выражения, примеры)

  • Почему выражения записаны в 2 столбика? (1 столбик – знаем, как решать и умеем выполнять, 2 столбик – еще не знакомы).

  • Так какая тема урока? Назовите. (Сложение однозначных чисел с переходом через 10, когда одно из слагаемых число 7. — Название темы на доске)

  • Мы научились прибавлять 2, 3, 4, 5, 6 . Найдите значения выражений 1-го столбика (Работа с веером)

  • Сегодня научимся прибавлять число 7. Подумайте, какой главный вопрос перед собой поставите, на который мы могли бы дать ответ.

  • ( Как сложить два однозначных числа, одно из которых 7 и когда результат больше 10). – Вопрос на доске.

  • Это мы должны узнать.

  • А что мы должны уметь? (научиться решать примеры такого вида)

  • Научимся решать их, а где их применять будем? (при решении задач, при сравнении, в следующих классах, на других уроках).

Итак, задачи на урок каждый из вас определил. А моя задача: помочь вам выполнить поставленные задачи.

  1. ПЕРВИЧНОЕ ОСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

  • Переходим к следующему этапу сбора корабля – КОРПУС – удлиненная часть (вывешиваю слово)

  • Мы готовы совершить открытие, стать исследователями и поделиться своими знаниями с классом? Ответы детей

  • Сначала выясним, почему только 3 примера будем исследовать? (остальные примеры мы умеем решать)

9 + 7

8 + 7

7 + 7

  • На какой вопрос будем искать ответ? (Как сложить два однозначных числа – вопрос на доске)

  • Сейчас будете работать в парах. Ваша задача – найти способы прибавления числа 7 с переходом через 10. (на партах счётные палочки, линейка в пределах 20).

1 парта: 9+7

2 парта: 8+7

3 парта 7+7

Выслушиваются идеи детей:

  • прибавлять по линейке;

  • расположить счётные палочки в 1 ряд и пересчитать; – каждая пара объясняет свое решение; выбор нужной идеи.

  • Смогли мы решить примеры, пользуясь линейкой и счётными палочками.

  • А если надо будет дома объяснить, какие открытия вы сделали на уроке, а счётные палочки и линейку оставили в классе, что же тогда может помочь донести ваше открытие до других людей, например, до мамы?

  • А вот как! Мы сейчас с вами попробуем решить примеры, прибавляя по частям: ( Запись в тетрадь).

9 + 7 = 9 + 1 + 6 = 16

8 + 7 = 8 + 2 + 5 = 15

7 + 7 = 7 + 3 + 4 = 14 и т.д.

  • Посмотрите на решение примеров. Что заметили одинаковое? (везде «+», 2-е слагаемое – 7).

  • Чем отличаются? (1–е слагаемое – разные числа и уменьшаются на 1, суммы уменьшаются на 1)

  • Попробуем составить модель (схему) решения примеров. Учитель пишет на доске:

+ 7 = 1

+

  • Пользуясь схемой сложения, проговорить порядок (алгоритм) сложения однозначных чисел (при затруднении даю порядок рассуждения) РАЗЛОЖУ 2-е слагаемое на удобные слагаемые;

ДОПОЛНЮ 1-е слагаемое до 10;

ПРИБАВЛЮ оставшиеся единицы. (ученик водит указкой по схеме и проговаривает).

  • Повторяем хором.

  • Молодцы! Вы сами открыли удобный способ сложения однозначных чисел, одно из которых – 7. Я рада, что вы проявили сообразительность.

Самооценка

  • Кто научился прибавлять 7, положить перед собой ниже носовой части корпус корабля.

5. ОСОЗНАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

а) Запоминание таблицы.

  • Прочитать разными способами.

  • Сумма каких чисел равна 11? 13? 12? 14?

  • 11 – это 6 и сколько?

  • 13 – это 7 и сколько?

  • Какое число увеличили на 7, если получили 14? 12? 11? 13?

  • К какому числу прибавили 7, если получили 13? 12? 14?11?

  • Дети 1 варианта закрывают равенства и рассказывают соседу по парте.

  • Поменялись ролями.

б) Самооценка.

  • Кто запомнил таблицу прибавления на 7, положите СОПЛО – часть трубы, которая предназначена для увеличения скорости и определенного направления вытекающей струи газа.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку. Даже в полете они находят время для спортивных упражнений. И мы с вами проведем спортивную минутку, чтобы снять усталость.

Руки ставим мы вразлет: (руки в стороны)

Появился самолет.(полеты как самолет)

Мах крылом туда – сюда (наклоны влево – вправо)

Раз и два, раз и два (хлопаем в ладоши)

Руки в стороны держите (руки в стороны),

Друг на друга поглядите (повороты влево – вправо)

Раз и два, раз и два (прыжки на месте)

Опустили руки вниз (опустили руки )

И на место все садись! (сели на место)

Отдохнули?

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Следующий этап – уметь решать примеры и полученные знания и умения применять при решении задач.

Работаем самостоятельно. Начинаем выполнять работу с первой зеленой карточки. Задание выполнили – поднимаете сигнальную карточку с зеленым кружком. Я подхожу и проверяю. Если задание выполнено верно, переходите на следующую ступеньку, конвертик с оранжевым кружком. А если с заданием не справились, остаетесь на первой ступеньке – второй конверт с зеленым кружком и т. д.

При правильном выполнении задания вы продолжаете строить космический корабль.

  • Самостоятельная работа.

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

  • Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно?

  • Кто пополнил свои знания новым багажом?

  • Что было трудным?

  • А что интересным?

  • Как вы думаете, мы закончили знакомство со сложением однозначных чисел с переходом через 10? (нет, остались числа 8,9). На следующих уроках мы продолжим работу. А сейчас, ребята, если вам понравился урок, то на моей ракете нарисуйте весёлую мордашку, а если урок не понравился, то в космос отправитесь грустными. Ну-ка скорее усаживайтесь (Дети рисуют мордашки).

Самооценка.

  • Сегодня работа по сбору космического корабля закончилась. Давайте посмотрим, чья ракета готова к запуску. А кто еще не успел закончить сбор? Все готовы к запуску корабля. Молодцы! (Хлопают друг другу)

  • Внимание! Всем приготовиться к запуску.

Дети: Есть приготовиться к запуску!

  • Пристегнуть ремни!

Есть пристегнуть ремни!

  • Запустить двигатели!

Есть запустить двигатели!

  • Включить контакты!

Есть включить контакты!

  • 7, 6, 5,4,3,2,1- пуск!

На этом наш урок закончен. Спасибо всем за активную работу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here