МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №26
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
План-конспект открытого урока
по грамоте и математике,
проведенного в 1 классе
Тема:
«Сопоставление согласных звуков по твёрдости – мягкости. Составление и решение задач. Измерение расстояния между точками одного цвета»
подготовила учитель начальных классов
I квалификационной категории
Муртазина Феня Салиховна
г. Нижнекамск
Тема урока: Сопоставление согласных звуков по твёрдости – мягкости. Составление и решение задач. Измерение расстояния между точками одного цвета.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков; учить составлять задачи на сложение и вычитание по рисункам; учить измерять длину отрезков с помощью линейки; развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память; воспитать доброту по отношению друг другу. Учить уважать своих товарищей, и их мнение и ответы.
Оборудование: буквы, домик с буквами, солнышко, лес, мышка, белка, цветы, грибы, корзина, линейка, фишки, учебник «Грамота».
План урока.
-
Организационный момент.
Ребята, сегодня в гостях ваши любимые воспитатели, учителя. Они пришли смотреть, чему вы научились, обучаясь в школе за этот короткий срок времени. Я думаю, что нам приятно будет работать, когда у нас гости. Пусть они радуются нашим успехам.
В гостях у нас солнышко, которое весело нам всем улыбается. Оно создаёт тёплую праздничную атмосферу и даёт нам наказы на урок такие:
— надо быть внимательными;
— быть добрыми по отношению друг другу;
— уважать своих товарищей, и их мнение и ответы;
— работать с хорошим настроением.
Давайте попробуем воспользоваться пожеланиями солнышка. Но урок наш будет необычным. Мы с вами отправимся в осенний лес.
Мы в лес за наукой сегодня пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём.
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы подняться по лесенке ввысь.
— Ребята, посмотрите, на нашем пути растёт дуб. Мы быстро и правильно должны собрать жёлуди. (Ученики показывают и называют разбросанные цифры.) Слайд 1
Мы подходим к лесу. Посмотрите здесь очень много тропинок. Ребята, нам нужно выбрать тропинку, по которой мы пойдём. А для этого выполним такие задания.
2. Повторение правила написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков.
а) Выбор и распределение гласных букв.
— Ребята, сегодня был сильный ветер и срывал листья с деревьев. А эти листочки волшебные, на них написаны буквы. Ваша задача: среди букв найти гласные и распределить все гласные по их написанию после твёрдых или мягких согласных звуков, т.е. гласные буквы ставим под синей и зелёной фишками (Листья с буквами лежат на партах у учеников).
Слайд 2
|
|
а у о э ы
я ю ё е и
— А теперь поставьте буквы парами. Сколько стало пар? (5 пар по 2)
б) Работа со зрительными образами букв.
(На доске домик с буквами.)
Слайд 3
— Сколько букв гласного звука [а]? (3)
А | о | |
у | э | а |
ю | у | ы |
— Какая буква в верхнем правом углу? (о)
— В нижнем правом углу? (ы)
— Есть ли хитрая буква? (ю)
— Почему её так называют? (Звук [у] после мягкого согласного обозначается буквой ю; буква ю в начале слова и после гласного образует 2 звука)
— Ребята, вы наверно догадались по какой тропе мы пойдём.( По первой, потому что вторая тропа ведёт нас в деревню)
3. Сопоставление первых звуков в словах по твёрдости и мягкости.
( Работа по учебнику « Грамота», стр. 83-84)
Вот мы и попали в сказочный лес. Лес этот полон разных чудес. А вы знаете, какие животные живут в лесу? Сейчас проверим.
В подполье, в коморке
Живёт она в норке.
Серая малышка
Кто же это? …( мышка)
Слайд 4
а) Звукобуквенный анализ слова «мышка» и словообразование.
-
ы
а
— Первый звук, какой? (Тв. согласный)
— Почему?(на это указала буква ы)
— Измените слово так, чтобы первый звук стал мягким.
-
и
а
— Почему первый звук стал мягким?(на это указала буква и)
б) Звукобуквенный анализ слова «белка» и словообразование.
На ветке не птичка –
Зверёк — невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это?… (белка)
-
е
а
— Какой первый звук? ,
— Какую букву будем писать после мягкого согласного[б]?(е)
-Почему?
— Измените слово так, чтобы первый звук стал твёрдым.
-
у
а
— А почему в слове « булка» [б] стал твёрдым?( на это указала буква у)
(балка- 1) часть машины или станка, 2) овраг)
4. Повторение состав чисел 7,8,9.
Мы с вами оказались на полянке. На этой поляне растут необыкновенные цветы и чудесные грибы, летят волшебные бабочки. Они нам приготовили задания.
— Сколько звуков в слове «белка»? (5)
— Сделайте так, чтобы звуков стало на 2 больше. Назовите «белку» ласково.(белочка)
— Сколько стало звуков?(7)
а) Двое у доски.
Состав числа 8.
Собрать в корзину грибов с ответом 8. |
б) Игра с мячом.
— Ребята, вы все цветы. А мяч это бабочка. Сейчас мы посмотрим, на какой цветок сядет наша бабочка и скажет ответ.
4+5 7+2 9-1 9-3
8+1 6+3 9-2 9-5
5. Составление и решение задачи по рисунку.
— Ребята, осенью сажают деревья. Мы с вами тоже примем участие в этом.
А теперь составим задачи по рисункам на стр. 85.
— Рассмотрите красные фишки под картинкой с лопатами. Каким действием будет решаться ваша задача? (вычитанием)
— Составьте задачу на вычитание.( В магазин привезли 7 лопат. 4 лопаты продали. Сколько лопат осталось?)
— Какое решение запишем?(7-4=3)
— Прочитайте эту запись по-разному.
6. Измерение расстояния между точками одного цвета.
— Ребята, случилась беда. Мы заблудились. Как же попасть домой? А вот есть один секрет. Если мы правильно измерим расстояние отрезков, то окажемся дома. Ну что, постараемся выполнить это задание без ошибок.
— Все ли отрезки начерчены?
— Сначала начертим недостающие отрезки.
— Измерьте длину красного отрезка.(9 см)
— Найдите длину зелёного отрезка. (5 см)
— Итак, мы нашли дорогу домой.
7. Графический диктант.
Слайд 5
2 кл. вверх, 2 кл. вправо, 2 кл. вверх, 2 кл. вправо, 2 кл. вниз, 1 кл. вправо, 3 кл. вверх, 4 кл. вправо, 5 кл. вниз, 9 кл. влево.
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— На чём мы доехали?
8. Подведение итогов урока
.
— Чему научились на уроке?
— Солнышко Вас благодарит в том, что вы были добрыми, внимательными, работали с хорошим настроением. Спасибо за урок.
Список использованной литературы
-
Бурлака Е.Г «Занимательная математика», Донецк: ПКФ «БАО»,1998
-
Волина В. Праздник Букваря. – М.:АСТ- ПРЕСС, 1997 Голубь В. Т.
-
Графические диктанты
-
Журова Л. Е Букварь 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана – Граф, 2010
-
Рудницкая В. Н. Математика. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана – Граф, 2010