Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагаются уроки математики в 1 классе разработанные по УМК «Перспективная начальная школа».
Данные уроки посвящены ознакомлению учащихся с математическим действием – вычитание, рассматриваемое как удаление из совокупности предметов ее части. Затем вводится термин «значение разности», которым называют число, получающееся в результате выполнения действия вычитания. Заключительный урок посвящен выявлению и сопоставлению компонентов вычитания. В процессе работы учащиеся приходят к выводу, что вычитаемое не должно быть больше уменьшаемого.
Данные уроки построены на основе технологии проблемного обучения и воспитания с использованием поисковой и исследовательской деятельности учащихся. Кроме того, учитывается и реализуется авторская позиция УМК «Перспективная начальная школа» — организация самостоятельной деятельности учащихся.
Тема урока: «Вычитание. Знак минус».
Основные цели урока:
— Создать условия для формирования у учащихся представлений о математическом действии – вычитании как об удалении из совокупности предметов ее части и о знаке вычитания – «минус»;
— Содействовать развитию умений составлять математические рассказы к картинкам (подготовка к решению задач), самостоятельности при выполнении заданий по указаниям в тетради;
— Способствовать воспитанию сознательной дисциплины, самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):
Организация направленного внимания на начало учебного занятия.
2. Актуализация опорных знаний:
На доске картинки со сквозными героями: Миша и Маша.
— У Миши в руках 3 шоколадных конфеты и 2 карамельки. Миша решил их сложить, чтобы узнать, сколько всего у его конфет.
— Что значит сложить?
— Правильно ли Миша выполнил сложение?
— Как математически запишем данное сложение? (3 + 2 = 5)
— Назовите первое слагаемое, второе слагаемое, сумму.
— Миша решил угостить Машу конфетами. Он отдал Маше все шоколадные конфеты. Сколько отдал Миша конфет? (3 конфеты)
— Сколько конфет осталось у Мише? (2 конфеты)
3. Постановка проблемы. Открытие нового:
— Что сделал Миша? (Миша отдал часть конфет, поделился с Машей)
— Какое математическое действие выполнил Миша? (вычитание)
— О чем мы сегодня будем говорить? Какая тема нашего урока? («Вычитание. Знак минус»)
— Какую задачу мы перед собой поставим на урок? (Познакомится с действием вычитания, научиться составлять и записывать выражения со знаком минус)
Физкультминутка.
4. Проектирование и фиксация нового знания.
— Что нам поможет достигнуть поставленные задачи? (Учебник)
— На какой странице в учебнике расположена тема урока? Где должны посмотреть? (В содержании, стр. 79) Открываем учебник.
— Спланируем свою работу. (На уроке мы должны подумать, рассказать, выполнить письменные задания)
— Что вам помогло спланировать работу? (условные обозначения)
Задание 1.
— О чем говорят значки в первом задании? (Подумай и расскажи)
— Что мы видим? (В Вазе лежат конфеты)
— Что необходимо сделать? (Выяснить сколько конфет осталось в вазе, если одну конфету взяли)
— Сколько конфет осталось? (4)
— Как узнали? (От пяти конфет убрали одну конфету)
Задание 2.
— Какую работу нам предлагается выполнить дальше? (Составить рассказ по рисунку, используя числа 7, 2 и 5) Составим рассказ.
— Сколько яблок на ветке? (7 яблок)
— Какое действие выполнил Миша? (сорвал 2 яблока)
— Сколько яблок осталось на ветке? (5 яблок)
— С помощью какого действия нашли оставшиеся число яблок? (С помощью вычитания)
— Как математически запишем действие вычитания? (7 — 2 = 5)
— Какой новый знак нам необходим? (знак минус)
5. Первичное закрепление нового теоретического учебного материала.
Задание 3.
Работа в учебниках, стр. 80, задание №3. Прочитайте задание.
— Что вы можете рассказать? (Сначала было 6 грибов, а потом 5 из них оказались в корзине. После этого на поляне остался 1 гриб.)
— Какую математическую запись вы составили? (6 – 5 = 1)
Физкультминутка.
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой и самопроверкой по эталону:
Самостоятельное выполнение упражнений в тетради для самостоятельной работы с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.
— Кто выполнил все задания без ошибок? Я за вас рада!
7. Творческое задание:
Задание 5.
— Что предлагается сделать? (Придумать рассказ по математической записи используя рисунок)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Какое действие выполняли сегодня на уроке?
— Каким математическим знаком мы записываем действие вычитание?
— Какие задания вам показались особенно интересными?
— Что запомнилось больше всего?
— Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите? Покажите на «светофоре».
— С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
— Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу — СПАСИБО.
Тема урока: «Разность и её значение».
Основные цели урока:
— Создать условия для формирования у учащихся представлений о разности и её значении;
— Содействовать развитию умений выполнять задания по указаниям в рабочей тетради, мыслительных операций, творческих способностей учащихся;
— Способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу, самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):
Организация направленного внимания на начало учебного занятия.
2. Актуализация опорных знаний:
— Предлагаю вам рассмотреть запись на доске.
-
3 + 3
7 — 2
6 + 1
3 — 2
6 + 0
5 — 4
4 + 5
4 — 1
— Что вы можете сказать о первом столбике? (здесь записаны суммы)
— Найдем значения данных сумм.
3. Постановка проблемы. Открытие нового:
— Что вы можете сказать о втором столбике? (здесь записаны выражения со знаком минус)
— Какое действие надо выполнить с числами? (Вычитание)
— Как в математике назвать такие выражения? (Дети высказывают свои предположения)
— Кто нам может помочь разрешить возникшую проблему? (Маша, Миша и учебник)
— Как называются выражения со знаком минус? (Разностью)
— О чем мы сегодня будем говорить? Какая тема нашего урока? («Разность и её значение»)
— Какую задачу мы перед собой поставим на урок? (Научиться находить разность и ее значение)
Физкультминутка.
4. Проектирование и фиксация нового знания.
Задание 1.
— Что ещё необходимо сделать? (Записать в тетради разность чисел 8 и 3 и разность чисел 4 и 4)
Задание 2.
— Подумайте над заданием 2.
— Что вы можете рассказать? (Предлагается назвать разность, выполнив предварительно действие вычитания с помощью соответствующего рисунка)
— Как называется число, которое получается в результате выполнения действия вычитания? (Значение разности)
5. Первичное закрепление нового теоретического учебного материала.
Задание 3.
— Что мы должны сделать дальше? (Выполнить письменное задание)
— Что нам необходимо написать? Прочитайте задание.
— Где мы должны написать данные выражения? (В тетради)
— Что будем делать? (Подчеркнем разности красным карандашом, а их значения — синим)
— Выполняем задание.
Физкультминутка.
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой и самопроверкой:
Самостоятельное выполнение упражнений в тетради для самостоятельной работы с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.
— Кто выполнил все задания без ошибок? Я за вас рада!
7. Творческое задание:
Задание 4.
— Что предлагается сделать? (Составить и записать как больше разностей используя числа 1, 3 и 5)
— Выяснить в каких случаях можно найти их значения.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— О чем мы сегодня говорили на уроке?
— Какие задания вам показались особенно интересными?
— Что запомнилось больше всего?
— Кто доволен своей работой?
Тема урока: «Уменьшаемое и вычитаемое».
Основные цели урока:
— Создать условия для формирования у учащихся представлений о разности и её значении;
— Содействовать развитию мыслительных операций, математической речи, творческие способности учащихся, навыков самоконтроля;
— Способствовать воспитанию стремления достигать поставленные цели, чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в парах и самостоятельно.
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):
Организация направленного внимания на начало учебного занятия.
2. Актуализация опорных знаний:
— Миша составил математические выражения по картинкам. Согласны ли вы с Мишей?
На доске:
2 + 3 = 5
7 – 2 = 4
3. Постановка проблемы. Открытие нового:
2 + 3 = 5
— Что означает эта запись? (Сложение)
— Что значит «сложить»? Объясните своими словами.
— Как называются компоненты при сложении? (Слагаемое, слагаемое сумма)
7 – 2 = 4
— Что означает эта запись? (Вычитание)
— Как вы понимаете, что такое вычесть?
— Как называются компоненты при вычитании? (Проблема!)
— Сегодня, ребята мы познакомимся с новыми математическими терминами, которые используют при вычитании.
— Давайте попробуем сами дать название числам при вычитании.
— Что происходит с количеством предметов зайчат, когда двое убегают? (уменьшается, значит это число называется уменьшаемым)
— А на второй картинке? (сколько убежало, сколько вычли, значит называется оно вычитаемым).
— А вот что осталось, в результате, мы уже знаем, называется разностью.
Это результат вычитания.
— Как называются компоненты при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)
Физкультминутка.
4. Проектирование и фиксация нового знания.
Задание 1.
— О чем говорят значки в первом задании? (Подумай и расскажи)
— Что ещё необходимо сделать? (Составить и записать разность, подчеркнуть уменьшаемое и вычитаемое)
5. Первичное закрепление нового теоретического учебного материала.
Задание 2.
— Прочитайте задание 2.
— Что мы будем делать? (В парах будем составлять и записывать разности, в которых вычитаемое равно 5)
— Какие разности вы записали? Проверим.
Физкультминутка.
4. Самостоятельная работа с взаимопроверкой и самопроверкой по эталону:
Самостоятельное выполнение упражнений в тетради для самостоятельной работы с последующей самопроверкой и взаимопроверкой.
5. Творческое задание:
Задание 3.
— Что предлагается сделать? (Составить и записать как больше разностей, где уменьшаемое равно вычитаемому, найти значение)
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Что узнали нового?
— Как называются компоненты при вычитании?
— Чему учились на уроке?
— Что больше всего понравилось?
— Что лучше всего получилось, удалось?