Учитель начальных классов Белослудцева Ирина Леонидовна
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
Тип урока: ОНЗ
Тема: Задача. Структура задачи. Слайд 1
Цели: Формировать представление о структуре задачи.
Задачи: Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Задача, условие, вопрос, решение
Межпредметные связи: Математика
Ресурсы:
— основные — Предметная линия «Перспектива», учебник математики Л.Г. Петерсон, часть 2.
— дополнительные
Презентация «Структура задачи», учебник-тетрадь, индивидуальные перфокарты.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа
Ход урока:
Деятельность учителя и учащихся | Планируемые результаты УУД | |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
| 1. Психологический настрой. — Ребята, сегодня очень важный урок у нас. Посмотрите в окно. На улице зима, холодно, а в классе у нас солнышко, тепло. Давайте улыбнемся солнцу, улыбнемся мне, улыбнемся друг другу. Слайд 2. Вот книжки на столе, а вот тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки. И не досуг дуть на корабль нам бумажный – Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный. – Урок я хочу начать словами китайской мудрости Слайд 3 Я слышу – и забываю, Я вижу – и запоминаю, Я делаю – и понимаю. – Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.
| (Коммуникативные УУД).Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация знаний (7 мин)
| 1. Разминка для ума. -Сколько месяцев в году? Назови третий и восьмой. -Сколько дней в неделе? Назови день недели после вторника. — Сколько рогов у двух ослов? -Что можно видеть с закрытыми глазами? -Из чего делают белый хлеб? А бензин? — Имя и отчество Пушкина. -Самая лучшая отметка в школе. 2. Задачи в стихах. Слайд 4, 5 3. Решение примеров. Слайд 6 4. Работа с геометрическим материалом. Слайд 7, 8 | Знать названия месяцев и дней недели; Уметь составлять равенство, используя связь целого и частей, сравнивать геометрические фигуры Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
|
III. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи. 2 мин
| — Давайте отгадаем ребус. Слайд 9, Слайд 10. — Что такое задача? Как вы понимаете это слово? -Послушайте два рассказа и сравните их: слайд 11 — Какой из них можно назвать задачей? — В классе не оказалось единого мнения. Почему? (не знаем, что такое задача.) — Для того, чтобы четко понять, что такое задача, мы проведем исследование, как настоящие ученые. |
|
IV. «Открытие» детьми нового знания 10 мин | 1. Из чего состоит текст задачи? (возврат к слайд 10 по гиперссылке) — Чем отличается 2 текст от первого? (во 2 тексте есть вопрос) — Вы можете на него ответить? — Значит, в задаче должен быть … (вопрос) Слайд 10. — Прочитайте. Это задача? (Нет) Слайд 11. — Почему, ведь вопрос есть. (Нет данных) — Значит в задаче, кроме вопроса должно быть… (условие) Слайд 10. — Прочитайте текст. Это задача? (Нет) Слайд 12. — Почему, ведь здесь есть условие, вопрос? (Вопрос не подходит к условию) -Значит, в задаче вопрос связан с условием. Слайд 10. — Сформулируем первый вывод нашего исследования: в задаче должно быть условие и вопрос, которые связаны между собой 2. Можно ли узнать ответ на вопрос? Как это сделать? Давайте составим план. Слайд 14 -Нужно закончить предложение: 1. Прочитать … (задачу) | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
|
V. Первичное закрепление во внешней речи. 8 мин)
| 1. Закрепить умение отличать задачу от текста. Слайд 15. 2. Составлять задачу, используя несколько условий и вопрос. Слайд 16 3. Решение и оформление задачи. Работа по учебнику (стр.45, № 4) — Воспользуемся памяткой, которую мы вывели. Что нужно сделать сначала? Прочитайте задачу. — О чем в ней говорится? Что известно? — Какой вопрос задачи? — Рассмотрите, как кратко можно записать задачу. — Как решить задачу? Составьте выражение. Запишите его. -Какой ответ задачи. Запишите его.
| Уметь различать условие и вопрос задачи. Уметь оформлять решение задачи.
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой. (7 мин)
| 1. Работа на перфокартах (Приложение.). Задание: соединить линиями, чтобы получился правильный порядок. 2. Проверка работы.
| Умение определять составные части задачи |
VII. Рефлексия деятельности (итог урока).2 мин | — Какую цель ставили? Достигли цели? — Какая тема урока была? — Чему научились на уроке. — Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. Слайд 17 | Учение оценивать свою деятельность |
Список использованных источников
1. Л.Г. Петерсон. Математика «Учусь учиться». 1 класс. – М.: Изд-во «Ювента», 2011.
2. В.Волина. Праздник числа. Занимательная математика для детей. М.: Знание, 1993.
3. И.Т. Максимова. Поурочные разработки по математике к УМК Л.Г. Петерсон. 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.
4. Н.Б. Истомина. Учимся решать задачи, 1-2 класс. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
5.О.А. Холодова. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика, 1 класс. – М.:РОСТ, 2012.
Приложение.
Соедини линиями в правильном порядке.
Вариант 1.
В зоопарке 3 львёнка и 7 тигрят. | |
Условие задачи |
На сколько тигрят больше, чем львят? |
Ответ |
7 — 3 = 4(т.) |
Вопрос задачи |
На 4 тигрёнка больше. |
Схема задачи |
7 – 3 |
Выражение
|
|
Вариант 2.
У Вити было 3 конфеты. Ему дали ещё 5. | |
Условие задачи |
Сколько конфет стало у Вити? |
Ответ |
3 + 5 = 8(к.) |
Вопрос задачи |
8 конфет стало у Вити. |
Схема задачи |
3 + 5 |
Выражение |
|
Вариант 3.
В группе 4 мальчика и 5 девочек. | |
Условие задачи |
Сколько детей в группе? |
Ответ |
4 + 5 = 9(д.) |
Вопрос задачи |
9 детей в группе. |
Схема задачи |
4 + 5 |
Выражение |
|