Учитель начальных классов Белослудцева Ирина Леонидовна

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

Тип урока: ОНЗ

Тема: Задача. Структура задачи. Слайд 1

Цели: Формировать представление о структуре задачи.

Задачи: Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.

Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.

Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Задача, условие, вопрос, решение

Межпредметные связи: Математика

Ресурсы:

— основные — Предметная линия «Перспектива», учебник математики Л.Г. Петерсон, часть 2.

— дополнительные

Презентация «Структура задачи», учебник-тетрадь, индивидуальные перфокарты.

Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа

Ход урока:

Технология проведения

Деятельность учителя и учащихся

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

1. Психологический настрой.

— Ребята, сегодня очень важный урок у нас. Посмотрите в окно. На улице зима, холодно, а в классе у нас солнышко, тепло. Давайте улыбнемся солнцу, улыбнемся мне, улыбнемся друг другу.

Слайд 2.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг дуть на корабль нам бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

Урок я хочу начать словами китайской мудрости

Слайд 3 Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

(Коммуникативные УУД).Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний (7 мин)

1. Разминка для ума.

-Сколько месяцев в году? Назови третий и восьмой.

-Сколько дней в неделе? Назови день недели после вторника.

— Сколько рогов у двух ослов?

-Что можно видеть с закрытыми глазами?

-Из чего делают белый хлеб? А бензин?

— Имя и отчество Пушкина.

-Самая лучшая отметка в школе.

2. Задачи в стихах. Слайд 4, 5

3. Решение примеров. Слайд 6

4. Работа с геометрическим материалом. Слайд 7, 8

Знать названия месяцев и дней недели;

Уметь составлять равенство, используя связь целого и частей, сравнивать геометрические фигуры

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

III. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.

2 мин

— Давайте отгадаем ребус. Слайд 9, Слайд 10.

— Что такое задача? Как вы понимаете это слово?

-Послушайте два рассказа и сравните их: слайд 11

— Какой из них можно назвать задачей?

— В классе не оказалось единого мнения. Почему? (не знаем, что такое задача.)

— Для того, чтобы четко понять, что такое задача, мы проведем исследование, как настоящие ученые.

IV. «Открытие» детьми нового знания 10 мин

1. Из чего состоит текст задачи? (возврат к слайд 10 по гиперссылке)

— Чем отличается 2 текст от первого? (во 2 тексте есть вопрос)

— Вы можете на него ответить?

— Значит, в задаче должен быть … (вопрос) Слайд 10.

— Прочитайте. Это задача? (Нет) Слайд 11.

— Почему, ведь вопрос есть. (Нет данных)

— Значит в задаче, кроме вопроса должно быть…

(условие) Слайд 10.

— Прочитайте текст. Это задача? (Нет) Слайд 12.

— Почему, ведь здесь есть условие, вопрос? (Вопрос не подходит к условию)

-Значит, в задаче вопрос связан с условием. Слайд 10.

— Сформулируем первый вывод нашего исследования: в задаче должно быть условие и вопрос, которые связаны между собой

2. Можно ли узнать ответ на вопрос? Как это сделать? Давайте составим план. Слайд 14

-Нужно закончить предложение:

1. Прочитать … (задачу)
2. Узнать о чём (ком) … (говорится) задача.
3. Что об этом … (известно).
4. Найти … (вопрос) задачи.
5. Написать краткое … (условие).
6. Составить …(выражение).
7. Написать … (ответ).
Вывод: Любую задачу можно решить. Для этого надо точно знать, как действовать.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

V. Первичное закрепление во внешней речи.

8 мин)

1. Закрепить умение отличать задачу от текста. Слайд 15.

2. Составлять задачу, используя несколько условий и вопрос. Слайд 16

3. Решение и оформление задачи. Работа по учебнику (стр.45, № 4)

— Воспользуемся памяткой, которую мы вывели. Что нужно сделать сначала? Прочитайте задачу.

— О чем в ней говорится? Что известно?

— Какой вопрос задачи?

— Рассмотрите, как кратко можно записать задачу.

— Как решить задачу? Составьте выражение. Запишите его.

-Какой ответ задачи. Запишите его.

Уметь различать условие и вопрос задачи.

Уметь оформлять решение задачи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

(7 мин)

1. Работа на перфокартах (Приложение.). Задание: соединить линиями, чтобы получился правильный порядок.

2. Проверка работы.

Умение определять составные части задачи

VII. Рефлексия деятельности (итог урока).2 мин

— Какую цель ставили? Достигли цели?

— Какая тема урока была?

— Чему научились на уроке.

— Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. Слайд 17

Учение оценивать свою деятельность

Список использованных источников

1. Л.Г. Петерсон. Математика «Учусь учиться». 1 класс. – М.: Изд-во «Ювента», 2011.

2. В.Волина. Праздник числа. Занимательная математика для детей. М.: Знание, 1993.

3. И.Т. Максимова. Поурочные разработки по математике к УМК Л.Г. Петерсон. 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.

4. Н.Б. Истомина. Учимся решать задачи, 1-2 класс. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

5.О.А. Холодова. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика, 1 класс. – М.:РОСТ, 2012.

Приложение.

Соедини линиями в правильном порядке.

Вариант 1.

Решение задачи

В зоопарке 3 львёнка и 7 тигрят.

Условие задачи

На сколько тигрят больше, чем львят?

Ответ

7 — 3 = 4(т.)

Вопрос задачи

На 4 тигрёнка больше.

Схема задачи

7 – 3

Выражение


Вариант 2.

Решение задачи

У Вити было 3 конфеты. Ему дали ещё 5.

Условие задачи

Сколько конфет стало у Вити?

Ответ

3 + 5 = 8(к.)

Вопрос задачи

8 конфет стало у Вити.

Схема задачи

3 + 5

Выражение

Вариант 3.

Решение задачи

В группе 4 мальчика и 5 девочек.

Условие задачи

Сколько детей в группе?

Ответ

4 + 5 = 9(д.)

Вопрос задачи

9 детей в группе.

Схема задачи

4 + 5

Выражение

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here