ГБОУ СОШ с.Новотулка м.р. Хворостянский Самарской области
Урок математики
Класс:2.
Учитель: Муртазина Наиля Имрановна
Дата проведения: 22 октября 2013г.
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Периметр многоугольника»
— познакомить учащихся с понятием «периметр», учить находить периметр многоугольника;
— совершенствовать умения решать задачи в одно и два действия;
— повторить понятия «длина», «ломаная» и «многоугольники», совершенствовать умения ориентироваться в геометрическом материале.
Задачи урока на формирование у учащихся УУД:
Личностные УУД
-
развитие познавательных интересов, учебных мотивов, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека, формирование и развитие познавательных интересов, развитие математической речи;
Метапредметные УУД
-
регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять контроль и самоконтроль выполненного задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками
-
познавательные: формулировать проблемы, выдвигать гипотезы; осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, в рабочей тетради, сравнивать, анализировать, классифицировать геометрические фигуры, формировать умение находить периметр многоугольника.
-
коммуникативные: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждения других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами
Предметные УУД
-
уметь пользоваться изученной математической терминологией;
-
знать понятие «периметр»»;
-
уметь находить периметр многоугольника.
Тип урока: урок «открытия» нового знания (в системе деятельностного подхода).
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, репродуктивный, элементы метода исследовательского обучения.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ.
Продолжительность учебного занятия: 40 мин
Оборудование:
для учителя:
компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, наглядный материал, презентация.
Для учащихся:
-
«Математика» (учебник). М.И. Моро, М.А. Бантова и др. 2 класс, часть 1,
-
сигнальные карточки, геометрические фигуры, линейки, циркули, листы клетчатой бумаги
Источник информации:
1. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. – М.: Просвещение, 2002.
2. Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М., 1997.
3. Дмитриева О.И., Мокрушникова О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Использованы Интернет ресурсы:
Изображение египетской пирамиды
-Запишите сегодняшнее число. 22.10.2013г. Классная работа. Сегодня с нами будет учиться и Незнайка.
Приветствуют гостей кивком головы, улыбаются друг другу. Хлопают в ладоши. настраиваются на работу.
Фронтальная работа Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2). Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
1.Устный счет. (индивидуально Линаре Л.) Графический арифметический диктант — Зашифруйте ответы к диктанту в «волшебную строчку». Если вы согласны с высказыванием — отвечаете «да» (отрезок 2 клетки). — Не согласны — отвечаете «нет» (дуга в 2 клетки). — График не должен прерываться, начало следующего ответа — конец предыдущего. Если вы не знаете, что ответить, то пропускаете 2 клетки и работаете дальше. Разность чисел 11 и 9 равна 2. Сумма чисел 9 и 8 равна 17. Если 10 увеличить на 7, получим 17. Если 16 уменьшить на 6, получим 9. 8 меньше 13 на 6. 15 больше 6 на 9. В 1 метре 100 см. В 1 метре 100 дм. 1 см больше 1 мм на 9 мм. В 1 часе 50 минут.
2.Геометрическое задание.
Рассмотрите данные на слайде фигуры (у учащихся такие же раздаточные карточки на партах). (Слайд 10)
— Что объединяет эти фигуры? (Это многоугольники.) — Как они называются? (Четырехугольники.) Как называется граница многоугольника? (ломаная линия) — Можете ли вы найти длину этой ломаной линии? (да) — Как это можно сделать? Какие способы измерения длины ломаной вы знаете? (Измерить длины всех звеньев с помощью линейки, а потом их сложить, измерить с помощью циркуля с помощью нити.)
Решают примеры, оценивают свою работу
Линара Л. Получает карточку со всеми заданиями, т. к . она плохо работает на слух.
Рассматривают геометрические фигуры. Отвечают на вопросы
Фронтальный опрос. Индивидуальная работа с последующей самопроверкой Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические — анализ объектов с целью выделения признаков 3. Постановка учебной задачи – 4-5 минут Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)
Прочитайте предложение, которое написано на доске: Найдите периметр четырёхугольника №4.
— Какая проблема у вас возникла? (Что такое периметр?) Из каких источников можем узнать, что такое периметр? (От учителя, из словаря, из учебника математики)
(Сообщение подготовленного ученика)
Это интересно! (Слайд 14) В Древнем Египте границы земельных участков измерялись ходьбой, т.е. египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово «периметр» (слайд со словами «пире» и «метрос»). «Пире» – означает «ходить».
«Метрос» – измерять, т.е. измерять ходьбой.
Что означает слово «периметр» в математике прочитайте в учебнике на стр 42.
Что означает слово периметр? Слушают сообщение о понятии «периметр»
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа
Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение — формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы 4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут Цель: обдумывание в коммуникативной форме проект будущих учебных действий .
Почему мы не могли ответить на вопрос, написанный на доске?
Найдите периметр четырёхугольника №4. (Не знали, что такое периметр)
(самостоятельная работа в группах) -Тему урока и цель урока сформулируете сами, после выполнения заданий; При выполнении заданий рассуждайте по плану (на доске план рассуждения).
Карточка самоуправления 1. Внимательно рассмотрите фигуры. 2. Выполните измерения. 3. Поразмышляйте. Не бойтесь выполнять разные арифметические действия с числами. 4. Проверьте с друзьями правильность ваших рассуждений. 5. Сделайте вывод.
Найдите периметр треугольника №4. (1 группа)
Найдите периметр четырёхугольника №3 –(2 группа) Найдите периметр пятиугольника №3 – (3группа)
Как нашли периметр треугольника? (четырехугольника. пятиугольника?)
Подведение итогов работы в группах (поощрения от учителя, ): кто сможет сформулировать тему урока? (высказывания детей).
Тема: « Периметр многоугольника»
Цель: научиться находить периметр многоугольника.
Музыкальная физминутка (выполняют движения под музыку песни «Незнайки и его друзей) гимнастика для тела, упражнения для глаз.
Отвечают на вопросы
Высказывают свое мнение
Выполняют физминутку по слайду
Групповая работа.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические — решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные — инициативное сотрудничество в поиске и выборе информаци
5. Первичное закрепление – 4-5 минут Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
-Как можно проверить наши выводы? (высказывания детей: посмотреть в справочнике, в учебнике); -Откройте стр. 42 в учебнике; прочитайте тему урока, правило -Сравните свои выводы с выводами учебника . На доске появляются записи. Р — сумма длин 3-х сторон
Р- сумма длин 4-х сторон
Р- сумма длин 5-ти сторон Высказывают свое мнение Делают вывод. фронтальная работа, работа в парах умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут. Цель: интерпритация нового способа действия и исполнитель- ская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.
1.Задание (дифференциация по объему ) — Продолжаем работу. На стр.42 выполняем задание № 1. — Задание выполняем по вариантам : а) первая группа вычисляет, чему равен периметр синего многоугольника: 4+1+4+3=12 (см) — Р б) вторая — вычисляет, чему равен периметр розового треугольника:получают карточку подсказку( + + =-Р)
4+3+3=10 (см) — Р
После решения, проверяют по эталону на слайде. Групповая работа
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение — 7-8 минут. Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания 1.Игра «Будь внимателен!» (дифференциация по уровню творчества). (Слайд Я предлагаю вам упорядочить треугольники с помощью чисел, являющихся числовыми значениями их периметров и заполнить таблицу. — Какое слово получили? У учеников на столах карточки: 6, 8, 9 ,12, 13 ,15, 18, 12.(Получают слово «периметр») — Так, что такое периметр многоугольника?
2.Самостоятельная работа (дифференциация по сложности)
Задание: — Представьте, что вокруг огорода на дачном участке необходимо возвести забор. Какова будет длина забора? Вычислите его. Запишите решение 1 вариант( Ученики со средним уровнем усвоения знаний, умений): . Огород имеет прямоугольную форму. Его длина 10 метров, а ширина 5 метров. Какова будет длина забора?
2 вариант( Ученики с высоким) уровнем усвоения знаний, умений:. Огород имеет прямоугольную форму. Его длина 10 метров, а ширина на 4 метра меньше. Какова будет длина забора? (Учитель раздает задания.)
Дети работают по карточкам
Запись в тетради
После выполнения представители от каждой группы объясняют решение
Работа в парах
Самостоятельная работа по уровням
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты. Домашнее задание. Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
1.Рефлексия. — Какие цели мы поставили в начале урока? Вспомните их и озвучьте. — Считаете ли вы, что мы достигли их? — Назовите умения, которые помогли нам совершить сегодняшнее открытие? — Как вы оцениваете свою работу? “!” — мне всё понятно, всё выполнил верно. “+” — ещё сомневаюсь, допускаю ошибки. “-” — я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь. (Выставление оценок за работу на уроке.) Посылаем гром аплодисментов.
Поаплодируем друг другу! 2.Домашнее задание(дифференциация по сложности) : стр .45 №5, №8 (по желанию) Спасибо всем за урок.
Анализируют свою деятельность на уроке.
Дети показывают карточки, высказывают свое мнение
Фронтальная работа Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование