Тема урока: Приёмы сложения для случаев вида 26+7.
Цели урока:
Предметные:
научить производить сложение двузначного числа с однозначным в случае с переходом через разряд;
совершенствовать и развивать вычислительные навыки;
отрабатывать умение анализировать условие задачи, соотнося его с готовыми выражениями;
формировать умение сравнивать длины отрезков, находить периметр.
Метапредметные: формировать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, моделирования, логические действия и операции;
обеспечить возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Личностные: сделать учение осмысленным, обеспечить ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
обеспечить возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя;
воспитывать патриотизм, чувство взаимопомощи.
Оборудование: компьютер, компьютерная презентация к уроку, учебник «Математика. 2 класс», красные и синие фишки, тетради, линейки, простые карандаши.
Ход урока.
I.Организационный момент. (2 минуты)
— Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Вам сегодня на уроке математики предстоит вместе преодолеть много трудностей. Не забудьте оказывать друг другу помощь. (Слайд 1)
1. Вводная беседа.
— Как вы думаете, нужно ли вам изучать математику?
— Где в повседневной жизни вы встречались с математикой?
— В магазине, когда что-то покупаем. Когда делаем ремонт в квартире. Измеряем, сколько нужно обоев, сколько плитки. Когда едем в машине, сколько бензина нужно залить, сколько километров проехали.
— Математика нужна во многих областях. И ни одна из профессий, которую вы выберете, став взрослыми, не может обойтись без знания математики. Строителю она нужна, чтобы рассчитать, сколько материалов нужно для строительства здания; врачу, чтобы рассчитать норму лекарства или создать новое лекарство от всех болезней; инженеру, чтобы создать новую совершенную машину, фермеру, чтобы знать, сколько корма потребуется на зиму животным, которых он выращивает. Без математики не может обойтись ни одна наука: ни химия, ни физика, ни астрономия. (Слайд 2)
— Ещё в 18 веке знаменитый во всём мире учёный, наш соотечественник,
М. В. Ломоносов, член Академии наук, талантливый физик и химик сказал: «Математику уже за тем учить надо, что она ум в порядок приводит».
— Ну, что ж, будем приводить свой ум в порядок?
II. Проверка домашнего задания. (1 минута)
— Начнём с проверки домашнего задания.
— Откройте тетради.
— Сделайте самопроверку (Слайд 3)
— Поставьте себе оценку (Слайд 4)
— Встаньте те, у кого оценка «5», «4», «3»
III. Устный счет. Актуализация знаний. (6 минут)
1. Дополните до круглого числа: 17, 38, 54, 60, 82. (1 минута) (Слайд 5)
— До круглого числа не хватает трёх: 17 и 3 будет 20 и т. д.
(Ответы появляются на экране после их проговаривания учащимися)
2. Выполнение заданий на повторение состава чисел первого десятка. (Слайд 6) (1,5 минут)
Разбейте числа на части: 9, 8, 7, 6. Выслушиваются все варианты ответов.
— 9 это 8 и 1, 7 и 2, 6 и 3, 5 и 4 и т. д.
3. Вычислить удобным способом, заменяя два соседних слагаемых их суммой. (1,5 минут)
(Слайд 7)
3 + 8 + 2 27 + 3 + 5
6 + 4 + 3 17 + 8 + 2
— Удобнее к 8 прибавить 2, чтобы получить круглое число. Получим 10. К 3 прибавим 10 получим 13.
( Аналогично объясняется решение других примеров. После каждого объяснения на экране появляется ответ)
4. Повторение изученных приемов вычисления. (2 минуты) (Слайд 8)
Дети объясняют решение примеров, используя правила: единицы складываем с единицами, десятки складываем с десятками; единицы вычитаем из единиц, десятки вычитаем из десятков.
IV. Формулировка цели урока. (1 минута)
1. Выполнение пробного действия. Фиксация затруднения.
— Кто объяснит решение примера из последнего столбика?
37+8
( решая пример последнего столбика, многие испытывают затруднение)
-У кого возникли затруднения? С чем они связаны?
V. Работа над новым материалом. (6 минут)
1. Постановка проблемы.
— Итак, чего мы не знаем, чтобы решить эти выражения?
— Что и как разложить, как оформить на письме.
2. Способы преодоления затруднения. (4 минуты)
— Как вы думаете, с помощью какого правила можно решить этот пример? Как вы это сделали?
(Учащиеся могут предложить несколько вариантов, один из них по правилу: единицы складываем с единицами).
— Как тогда решение будет выглядеть? ( Ученик записывает свой вариант на доске)
— Итак, что же достаточно сделать, чтобы решить примеры нового вида?
3. Составление алгоритм вычисления. (2 минуты) (Слайд 9)
— Сформулируем алгоритм вычисления.
1. Посмотреть, сколько не хватает до круглого числа в первом слагаемом.
2. Разложить второе слагаемое на удобные числа.
2. Сложить круглое число с остатком второго слагаемого.
— Прочитаем алгоритм со слайда.
VI. Закрепление нового. (9 минут)
1. Закрепление алгоритма вычисления. (2 минуты)
— Откроем учебники на странице 66.
— С помощью подсказок учебника и счёт закончим решение примера 26+7. (У доски решают с объяснением).
— Устно объясните друг другу решение примеров №1. Первый вариант объясняет первый пример соседу. Потом наоборот: объясняет второй вариант.
38 + 5 64 + 9
38 + 2 + 64 + +
— 43, 73.
3. Самостоятельная работа. (3 минуты)
Выполнение № 2 дифференцировано. Те, у кого синие фишки — 1 и 2 столбик; у кого красные – 3 и 4 столбик.
VII.Физкультминутка для глаз. (2 минуты)
бникам
VIII. Закрепление пройденного. (14 минут)
1. Решение задачи. (№ 3 с.66). (6 минут)
2. Самостоятельная работа. (8 минут)
а) Запись выражений и вычисление их значений №5. (4 минуты)
Запиши выражения и вычисли их значения.
IX. Рефлексия. Самооценка. (3 минуты)
(Слайд 11)
— Достигли мы цели нашего урока?
— Как вы сегодня потрудились?
— Какую оценку можете дать своей работе на уроке?
X. Задание на дом. (1 минута) (Слайд 12)
— Запишите в дневниках задание на дом: №4, №5, с.66.