Ткаченко М.В., учитель классов КРО
ГКС(К)ОУ «Курганская специальная (коррекционная)общеобразовательная
школа-интернат VI вида
КЛАСС 2 ПРЕДМЕТ Математика
ТЕМА УРОКА-СКАЗКИ: «Сложение и вычитание чисел без перехода через
разряд в пределах 20»
ЦЕЛИ УРОКА:
обр.— закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах
20 без перехода через разряд;
— учить решать задачи в 2 действия и записывать краткую запись задачи;
корр.— развитие мелкой моторики при письме,
коррекция мышления и внимания при решении математических заданий;
актуализация знаний о событиях сказки, ее героях.
восп.— развитие навыка аккуратного письма в тетради;
— формирование критического отношения к героям урока-сказки;
— воспитание умения оценивать поведение людей посредством анализа
поступков героев сказки.
Обор-е: кочки с примерами, пирожки с примерами, карточки с числами, рисунки
Машеньки и медведя, картинки лебедей, малины, изображение цифровика,
замок из геометрических фигур.
Подготовительная работа: прочитать на уроке чтения сказку «Маша и медведи»,
нарисовать героев сказки Машу и медведя
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1.Орг. момент.
| Здравствуйте, ребята! Начинается урок. Рот закрыли на замок. Тихо сели, ноги вместе. Книги, ручки — все на месте. Руки замерли у всех. Будем думать, будем слушать. И учиться лучше всех! | Настраиваются на занятие |
2.Сообщение темы и целей | — Тема нашего урока: «Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 20». — Сегодня мы попадем в сказку. Отгадайте, по строкам сказки кого мы встретим? «А дорога не легка, и корзина нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок»? — Как начинается эта сказка?
Вывешивает изображение Машеньки (предварительно перед уроком выбрав из работ учеников лучший рисунок всем классом) — Давайте, опишем героиню сказки? — Вспомните сказку и расскажите о характере Маши? — Почему она заблудилась? — Машенька заигралась, стала невнимательной и потерялась. Поступила она безответственно, неблагоразумно. Эта шалость может угрожать ее жизни. — Как вы думаете, правильно поступила Машенька? Поступила безответственно. |
«Машеньку и медведя»
Читает заранее подготовленный к выразительному чтению ученик: «Жили-были дед да баба, и была у них внученька Машенька. Пошла она как-то в лес с подружками по грибы, да и заблудилась».
Веселая, радостная, беззаботная. Отстала от подруг
Нет
|
3. Устный счет | — Зашла она в топкое место, перейти его можно вот по этим кочкам, но прыгать можно только через одну. — Назовем «кочки» все вместе? (Вывешиваем кочки) 1. Далее ученикам раздаются карточки в виде кочек: 10+4= 12+8= 19-9= 15+3= 17+3= 19-3= 2. Прочитай и реши задачу. Однажды три цыпленка, А с ними три мышонка, А с ними три веселых Умытых поросенка. Бежали спозаранку Из дома на полянку. Посчитайте поскорей Сколько было всех друзей Кто утром спозаранку Играли на полянке? 3. Начерти отрезок 1 дм. 1 см. |
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20 Решают устно примеры, а остальные ребята проверяет
9 Цыплята, мышата, поросята
Чертят в тетради |
4. Повторение материала | — Идет Маша дальше, грибы собирает. Нашла она сначала 10 грибочков. Они в корзине. Потом еще 4. — Сколько стало всего? — Как узнали?
— Почему прибавили?
— А сейчас представим, что в корзине у Маши 12 грибов, 2 она отдала белочке. Сколько грибов осталось в корзине? Покажите на карточках ответ. Как узнали? Почему вычитали? (она отдала грибы, их стало меньше) Правильно решили задачу, и поэтому к вам в гости пришел вот такой человек. Из каких цифр он состоит? (вывешиваем на доску цифровика)
Идет Маша дальше. Видит, стоит избушка, зашла. А жил здесь медведь. Увидел он Машу и заревел: «Будешь ты теперь у меня жить, готовить, убирать будешь!» (Вывешиваем медведя). — Опишите медведя? — Как он себя повел? — Какими словами можно описать его поведение? — Можем мы назвать его поведение безответственным? — Живет Маша у медведя, а сама по дому скучает. Думала, думала, как убежать от медведя и придумала. Говорит мишке: «Я испеку пирожков, а ты отнеси их дедушке с бабушкой». Пока будет печься пирожок, мы будем решать примеры, которые записаны на пирожках. а) 18 сложить 2 б) уменьши число 17 на 3 в) увеличь число 11 на 3 г) первое слагаемое 14, второе- 6. Найди сумму. д) увеличь число 15 на 4 е) найди сумму чисел 18 и 1 ж) уменьши 20 на 5 з) уменьши 17 на 7 Помогли Маше напечь пирогов. Пока Маша думает, как убежать от медведя, мы немного отдохнем. |
14 К 10 прибавили 4, получилось 14 Нашла еще, то есть их стало больше, поэтому прибавили
10
Из 12 вычитаем 2, и получается 10
Ребята по очереди выходят, показывают и называют цифры
Злой, сердитый, жестокий. Повел себя по-хозяйски. Ленивый, нетрудолюбивый,
Можем |
5. Физ. минутка | Топай, Мишка, хлопай Мишка, Приседай со мной, братишка Руки вверх, вперед и вниз, Улыбайся и садись. |
|
6. Изучение нового материала | Решение задачи. А как же Маша придумала от медведя убежать.
— А что Маша ему из короба?
— А Мишка все шел, шел и дошел до пропасти. Через нее перекинута палочка, чтобы Мишка смог по ней пройти, надо решить задачу. Давайте поможем Мишке. Открыли учебники на стр.207 №130. — Послушайте, я прочитаю задачу. — О ком говориться в задаче? — Кто из вас видел лебедей? — Каких видели? Запишем: белых – 10 шт. — Что сказано в задаче о черных лебедях? Запишем. — Бывают белые и черные лебеди (вывешивают картинку, где нарисован лебедь) — Давайте вспомним. Опишите этих птиц (внешний вид, среду обитания, питание).
— Сколько плавало белых лебедей? — Мы птиц можем считать штуками? — Что нужно узнать в задаче? Прочитайте в учебнике.
— Как показать на краткой записи (вертикальная палочка и знак вопроса, так как он главный, последний, подчеркиваем) — Сколько вопросов видите в краткой записи? — Во сколько действий решается задача? — Давайте расставим знаки действий. — Кто может решить задачу самостоятельно? Поднимите руки. Решайте.
Работа с остальными учениками: — Что первым действием будем узнавать? — Каким действием? — Запишем это на доске. — Зная, сколько белых и сколько черных лебедей, сможем ли мы узнать сколько всего лебедей плавало в пруду? — Каким действием? — Запишем на доске — 10 +2=12 — Что нужно было узнать в задаче?
— Ответили? — Как вы напишете ответ? — Кто решал самостоятельно, то делаем самопроверку, сверяем ответ на доске со своим. — Молодцы! Помогли Мишке перебраться через пропасть.
— Идет Мишка дальше. Устал, проголодался. Говорит: «Сяду на пенек, съем пирожок». А Маша ему из короба: «Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенек, не ешь пирожок. До деревни идти еще далеко, а у Мишки уже сил нет – проголодался. — Давайте его угостим малиной (вывешиваем малину) — Пока он ест малину, мы решим самостоятельно примеры. 12+5= 11+8= 17+2= 10+10= (ответы показываем на карточках) — Наелся Мишка малины и пошел дальше |
Читает заранее подготовленный ученик: — Залезла в короб, верху себя пирожками завалила. А медведь пришел, завалил короб себе на спину и пошел в деревню. Шел, шел, захотел отдохнуть: «Дай, думает, сяду на пенек, съем пирожок». Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенек, не ешь пирожок.
О лебедях
Белых
Черных – на 8 шт. меньше.
Ученики описывают лебедей и делают вывод о том, что лебеди – это красивые птицы, которые украшают нашу планету. Их надо охранять. 10 Да.
Сколько белых и черных лебедей плавало в пруду? Дети оформляют задачу в тетради
2
В 2 Расставляют
Сколько черных лебедей плавало в пруду. Вычитанием. Записывают
Да Сложением Записывают Сколько белых и черных лебедей плавало в пруду? Да 12 лебедей плавало в пруду.
Показывают ответы |
7. Закрепление геометри- ческого материала. | — Дошел Мишка до деревни. А перед ним вот такой замок. Он из геометрических фигур. Давайте назовем, из каких? А еще нужно начертить отрезки 1 дм., 6 см. — Какой отрезок длиннее? — А какой короче? Почему? |
Называют фигуры
Чертят в теради. 1 дм. 6 см. Потому что дм. длиннее, чем см. 1 дм =10 см. |
8. Подведение итога. Оценки. | — Мы с вами выполнили все задания и помогли медведю добраться до деревни. Открыли дед с бабкой короб, а оттуда выскочила Машенька, живая и невредимая. — А сейчас выразите свое отношение к героям сказки. — Опишите их поступки. — Кто их героев к вам ближе и на кого вы бы хотели быть похожими? Почему? (возможно, что ученики не выберут ни одного из героев). — А сейчас расскажите им, чем мы занимались на уроке? — Молодцы! Машенька принесла вам печенье, которое испекла у Мишки. Выставление оценок с объяснением. |
Дети выражают свое отношение к героям сказки.
Отвечают на вопросы учителя.
|
9. Домашнее задание | Стр.210 № 139 Объясняет выполнение
| Слушают задание. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗОВАТЬ ИНТЕГРАЦИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
КРИТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИНФОРМАЦИИ | ЧЕЛОВЕК – ХОЗЯИН СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ. ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. | ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ | |
Подготовительная работа на уроках чтения, рисование героев сказки. Интересная форма проведения урока в виде игры. Знакомый и простой для восприятия сюжет сказки, разнообразные задания, соответствующие возможностям и возрасту учеников. Достаточный объем наглядности. | Ученики описываю лебедей, вспоминая о красоте и изяществе этих птиц, должны были самостоятельно сделать вывод об их охране и защите. | Ребята выражали свое отношение к героям сказки, оценивали их поступки и поведение. Подбирали слова, которыми можно описать героев сказки. | — |