Тухтубаева Эльза Айнулловна

учитель начальных классов

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 города Сургута.

Технологическая карта урока математики во 2 классе

Тема урока: Вычитание вида 50 – 24.

Тип урока : урок введения нового знания и первичного закрепления.

Цели урока : познакомить с приёмом вычитания из круглых чисел; формировать умение выполнять вычисления вида 50 – 24;совершенствовать вычислительные навыки, умения решать текстовые задачи.

Планируемые результаты :

уметь определять тему урока, цели урока

  • развивать умение анализировать и обобщать

  • уметь работать в паре

  • оценивать свою работу

  • читать информацию, заданную с помощью математической модели

  • зная алгоритм, вычитать из круглых чисел двузначные числа

  • развивать вычислительные навыки

Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

-Регулятивные УУД:

умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке самостоятельно; находить и исправлять ошибки самостоятельно; работать по плану; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Коммуникативные УУД:

– умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; работать в паре.

Познавательные УУД:

умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник; вычитывать все виды текстовой информации.

Основные понятия: алгоритм

Ресурсы : основные :учебник «Математика» 2 класс (автор М.И.Моро и др.)

рабочая тетрадь

Вспомогательные : презентация к уроку Power Point, карточки, счётные палочки

Организация пространства : работа в парах, фронтальная, индивидуальная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности Цели:

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.

Приветствует детей

Мотивирует учащихся к учебной деятельности.

У каждого человека есть свои желания. Одни большие, другие маленькие. Очень хочется, чтобы они исполнялись. У меня есть огромное желание научить вас учиться, быть добрыми, послушными. А у вас есть желание хорошо учиться, все понимать, слушаться учителя, своих родителей? Скажите, а сегодня, на уроке, какие желания у вас есть? Замечательно! В конце урока посмотрим, чьи желания исполнились.

А девизом нашего сегодняшнего урока будут такие слова «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

— Значит, что мы будем делать на уроке? Слайд № 1

— С чего начнем?

– Будем открывать новые знания.

— Повторим то, что знаем

Личностные УУД:

умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

II. Актуализация знаний

Цель: организовать актуализацию умений, осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Организует фронтальную работу

– С какими числами мы работаем?

— А что мы умеем делать с числами в пределах 100?

— Хорошо, давайте проверим наши умения. Предлагаю найти значения выражений и сделать проверку. (на доске).

— Как будем вычислять?

1

76 88 54

+ 12 — 76 + 38

88 12 92

1

26 -50

+ 24 24

50

— Расскажите правило сложения, когда сумма – круглое число.

— Сделайте проверку (50 – 24 или 50 – 26)

выполняют задания,

считают,

объясняют свои действия

— Мы работаем с числами от 1 до 100.

–Умеем сравнивать числа, вычитать, складывать, как устно, так и столбиком, умеем делать проверку сложения и вычитания.

— С помощью алгоритма

— Вычисляют используя алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100.

6 + 4 =10, под ед. пишу 0, а 1 дес. запомню и прибавлю к десяткам.

Регулятивные УУД.

Проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные УУД

Оформлять свои мысли в устной форме

Побуждение к формированию учебной проблемы.

III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока)

Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.

Организует фронтальную проверку.

— 50

24 ?

— Найдите разность.

— Почему не получается? -Чем этот пример не похож на те, которые мы уже решали?

– Подходит ли алгоритм вычитания, которым вы пользовались в предыдущем задании?

– тогда, какой возникает вопрос?

Фиксирует вопрос на доске.

Сравнивают

Объясняют свои действия

Анализируют

— Здесь в уменьшаемом круглое число, в разряде единиц о, из нуля вычесть нельзя.

– Нет.

– Какой алгоритм использовать при выполнении этого задания?

или:

– Как вычесть двузначное число из круглого числа?

Подводящий к самостоятельному формулированию темы урока диалог.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

Регулятивные УУД

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

IV. Формулирование темы урока, постановка цели

Цель:

– организовать формулировку темы, цели урока.

— Если мы не может, тогда какая задача встаёт перед нами?

– Кто догадался, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?

Сформулируйте тему урока.

Слайд № 2

Определяют тему,

намечают цели урока

— научиться

— вычитать из круглых чисел двузначное число

– Составить новый алгоритм вычитания из круглых чисел и научиться вычитать

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель на уроке самостоятельно

V. Открытие нового знания

Цель:

– организовать поиск решения учебной проблемы.

Какой наш следующий шаг?

— Проведём практическую работу в парах. Слайд № 3

— Попробуем рассмотреть разные способы вычитания. Работаем в паре.

1 ряд «Практики»

Вы должны с помощью счётных палочек показать и рассказать, как выполнить вычитание из круглого числа.

2 ряд «Теоретики»

— Вы будете решать данную проблему с помощью карточек, и помощника – алгоритма.

(карточки)

10, 20, 30, 50, 60, 70, 80, 90.

1, 2, 3, 4, 5, 6. 7, 8, 9, + , — , =

Заменяю …

Получаю …

Удобнее …

3 ряд « Мыслители»

— Вам нужно подумать и составить новый алгоритм вычитания из круглых чисел и объяснить всем нам, как найти разность чисел.

Организует проверку

1 ряд: Слайд № 4

— Сколько палочек нужно взять?

— С чего начнём вычитание числа 24?

— Откуда будем убирать 4 палочки? Что нужно сделать сначала?

— Что это значит?

— Что делаем дальше?

— Сколько десятков палочек осталось?

— Что делаем дальше?

— Сколько всего палочек осталось?

Какой получили ответ?

2 ряд: Как вы находили разность? Объясните.

Слайд № 5

— Какой получили ответ?

3 ряд: Слайд № 6

Какой алгоритм вы составили и использовали при вычитании?

. 10

-50

24 ?

26

— как будем вычитать? С какого разряда начнём?

— Сколько единиц?

— Что будем делать?

— Что нужно сделать, чтобы не забыть, что мы взяли десяток?

— Сколько теперь у нас единиц?

— Карандашом записываем число 10 над единицами. Теперь сможем вычесть?

— Где запишем цифру 6?

— Что можете сказать о десятках?

— Значит, из какого числа вычтем 2 десятка?

— Какой получили ответ?

— Ребята, вы вычисляли разными способами. Посмотрите на ответы. Что вы можете сказать?

— А какой способ удобнее? Почему?

Работа по учебнику

— Давайте сравним наши рассуждения с алгоритмом на стр. 19 учебника.

— В чём особенность вычитания из круглых чисел?

– Открываем новое знание, будем учиться вычитать из круглых чисел

Распределяют роли выслушивают ответы

корректируют ответ товарища, если необходимо

Выполняют задание на карточках

Работа в паре.

Представляют результаты.

Читают алгоритмы.

— 5 пучков по 10 штук в каждом

— с отдельных единиц

— развязать один пучок.

— 1 десяток мы заменим 10 единицами

— из 10 единиц вычитаем 4 единицы, остаётся 6 единиц.

— 4 десятка

— вычтем 2 десятка и останется 2 десятка

— 26 (2 дес. и 6 ед.)

26

— число 24 заменим суммой разрядных слагаемых, получим пример 50 – 24 = 50 – 20 – 4 , вычислим удобным способом. Из десятков вычитаю десятки 50 – 20, из полученного результата вычитаем единицы 30 – 4 = 26.

26

— из 0 нельзя вычесть 4. Занимаю 1 десяток из 5, чтобы не забыть ставлю точку над цифрой 5. 1 дес. = 10 ед. 10 – 4 = 6.

Вычитаю десятки. Было 5 десятков, но 1 заняли при вычитании единиц. Осталось 4 дес. 4 – 2 = 2. Пишу под десятками. Читаю ответ: разность равна 26.

— с единиц

— 0

— возьмём 1 десяток

— поставить над десятками точку.

— 10

— да, 10 – 4 = 6

— под единицами

— их было 5, но 1 десяток взяли, осталось 4.

— из 4 десятков

26

Ответы одинаковые

— мы рассуждали также.

-мы занимаем 1 десяток, чтобы об этом не забыть ставим точку над десятками.

Регулятивные УУД.

Проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение.

Познавательные УУД

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник; вычитывать все виды текстовой информации.

Коммуникативные УУД

Совместно договариваться о правилах общения и следовать им; работать в паре.

Личностные УУД

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Физминутка

(Упражнение для профилактики нарушения зрения)

VI. Первичное закрепление. Применение нового знания (11 мин.).

Цели:

– организовать применение новых знаний;

– организовать выполнение самостоятельной работы;

– организовать самопроверку;

– организовать самооценку по алгоритму.

Работа по учебнику

Задание №1 на стр. 19

-Чтобы нам не забыть, чему мы научились, нам нужно что сделать? (закрепить наши знания и умения)

— Самостоятельная работа с проверкой по алгоритму

. 10

38 60 76 76

+22 — 22 — 45 -31

60 38 31 45

. 10 . 10

90 90

56 -34

34 56

— Проверка

— В чём особенность вычитания из круглых чисел?

— Кто понял, почему в таких примерах ставится точка?

Задача стр. 19 № 2.

— Прочитайте условие задачи

— О чём говорится в задаче?

— Что сказано о платьях?

— Что сказано о костюмах?

— Что сказано о брюках?

Самостоятельная работа — Запишите решение задачи.

Проверка работ

Запишите решение задачи одним выражением.

Проблема Слайд № 7

Ребята, давайте ещё раз вернёмся к проблеме нашего сегодняшнего урока. С помощью алгоритма объясните ещё раз, как вычесть из круглого числа двузначное число.

40 — 12

Первые два столбика записываются и комментируются на доске по алгоритму.

70 – 32 60 – 17

Остальные 3 у доски, один ученик комментирует, двое решают самостоятельно с проверкой 38 + 22, 76 – 45, 90 – 56.

— о платьях, костюмах, брюках

— их 36

— их на 4 больше, чем платьев

— их на 12 меньше, чем костюмов

Один ученик составляет схематический чертёж на доске

Решение:

  1. 36 + 4 = 40 (к.)

  2. 40 – 12 = 28 (б.)

Ответ: 28 брюк сшили в ателье.

(36 + 4) – 12 = 28 (б.)

Регулятивные УУД.

Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану.

Коммуникативные УУД

Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД.

Находить и исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин.).

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Слайд № 8

— С каким приёмом вычитания познакомились на уроке?

— Добились ли вы своей цели, которую поставили в начале урока?

— Какие желания у вас были в начале урока? А у кого они исполнились?

— Кто доволен своими успехами?

— Выберите, с каким настроением вы заканчиваете урок. Слайд № 9

— Вычитание из круглых чисел.

— Свободные высказывания учащихся.

— Оценивают свою работу на уроке

— Выбирают смайлика

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

VIII. Домашнее задание

(2 мин.).

Цель:

– организовать выполнение д/з

Слайд № 10

Проводит инструктаж по выполнению и оформлению.

Стр. 24 № 20 найти значения выражений по алгоритму и сделать проверку.

Слайд № 11 Спасибо за урок

слушают инструктаж.

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать речь других

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here