Тухтубаева Эльза Айнулловна
учитель начальных классов
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 города Сургута.
Технологическая карта урока математики во 2 классе
Тема урока: Вычитание вида 50 – 24.
Тип урока : урок введения нового знания и первичного закрепления.
Цели урока : познакомить с приёмом вычитания из круглых чисел; формировать умение выполнять вычисления вида 50 – 24;совершенствовать вычислительные навыки, умения решать текстовые задачи.
Планируемые результаты :
уметь определять тему урока, цели урока
-
развивать умение анализировать и обобщать
-
уметь работать в паре
-
оценивать свою работу
-
читать информацию, заданную с помощью математической модели
-
зная алгоритм, вычитать из круглых чисел двузначные числа
-
развивать вычислительные навыки
Метапредметные результаты:
Личностные УУД:
– умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
-Регулятивные УУД:
– умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке самостоятельно; находить и исправлять ошибки самостоятельно; работать по плану; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Коммуникативные УУД:
– умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; работать в паре.
Познавательные УУД:
– умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник; вычитывать все виды текстовой информации.
Основные понятия: алгоритм
Ресурсы : основные :учебник «Математика» 2 класс (автор М.И.Моро и др.)
рабочая тетрадь
Вспомогательные : презентация к уроку Power Point, карточки, счётные палочки
Организация пространства : работа в парах, фронтальная, индивидуальная
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.
| Приветствует детей Мотивирует учащихся к учебной деятельности. У каждого человека есть свои желания. Одни большие, другие маленькие. Очень хочется, чтобы они исполнялись. У меня есть огромное желание научить вас учиться, быть добрыми, послушными. А у вас есть желание хорошо учиться, все понимать, слушаться учителя, своих родителей? Скажите, а сегодня, на уроке, какие желания у вас есть? Замечательно! В конце урока посмотрим, чьи желания исполнились. А девизом нашего сегодняшнего урока будут такие слова «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». — Значит, что мы будем делать на уроке? Слайд № 1
— С чего начнем?
|
– Будем открывать новые знания.
— Повторим то, что знаем | Личностные УУД: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
| |||
II. Актуализация знаний Цель: организовать актуализацию умений, осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100. | Организует фронтальную работу
– С какими числами мы работаем?
— А что мы умеем делать с числами в пределах 100?
— Хорошо, давайте проверим наши умения. Предлагаю найти значения выражений и сделать проверку. (на доске).
— Как будем вычислять? 1 76 88 54 + 12 — 76 + 38 88 12 92 1 26 -50 + 24 24 50
— Расскажите правило сложения, когда сумма – круглое число.
— Сделайте проверку (50 – 24 или 50 – 26)
| выполняют задания, считают, объясняют свои действия
— Мы работаем с числами от 1 до 100.
–Умеем сравнивать числа, вычитать, складывать, как устно, так и столбиком, умеем делать проверку сложения и вычитания.
— С помощью алгоритма
— Вычисляют используя алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100.
6 + 4 =10, под ед. пишу 0, а 1 дес. запомню и прибавлю к десяткам. | Регулятивные УУД. Проговаривать последовательность действий на уроке
Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной форме
Побуждение к формированию учебной проблемы. | |||
III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.
| Организует фронтальную проверку.
— 50 24 ?
— Найдите разность. — Почему не получается? -Чем этот пример не похож на те, которые мы уже решали?
– Подходит ли алгоритм вычитания, которым вы пользовались в предыдущем задании?
– тогда, какой возникает вопрос?
Фиксирует вопрос на доске.
| Сравнивают Объясняют свои действия
Анализируют
— Здесь в уменьшаемом круглое число, в разряде единиц о, из нуля вычесть нельзя. – Нет.
– Какой алгоритм использовать при выполнении этого задания? или: – Как вычесть двузначное число из круглого числа?
| Подводящий к самостоятельному формулированию темы урока диалог.
Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
Регулятивные УУД Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
| |||
IV. Формулирование темы урока, постановка цели Цель: – организовать формулировку темы, цели урока.
|
— Если мы не может, тогда какая задача встаёт перед нами?
– Кто догадался, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
Слайд № 2
| Определяют тему, намечают цели урока
— научиться
— вычитать из круглых чисел двузначное число – Составить новый алгоритм вычитания из круглых чисел и научиться вычитать
| Регулятивные УУД Определять и формулировать цель на уроке самостоятельно
| |||
V. Открытие нового знания Цель: – организовать поиск решения учебной проблемы.
| – Какой наш следующий шаг? — Проведём практическую работу в парах. Слайд № 3
— Попробуем рассмотреть разные способы вычитания. Работаем в паре.
1 ряд «Практики» Вы должны с помощью счётных палочек показать и рассказать, как выполнить вычитание из круглого числа. 2 ряд «Теоретики» — Вы будете решать данную проблему с помощью карточек, и помощника – алгоритма. (карточки) 10, 20, 30, 50, 60, 70, 80, 90. 1, 2, 3, 4, 5, 6. 7, 8, 9, + , — , =
3 ряд « Мыслители» — Вам нужно подумать и составить новый алгоритм вычитания из круглых чисел и объяснить всем нам, как найти разность чисел.
Организует проверку
1 ряд: Слайд № 4 — Сколько палочек нужно взять?
— С чего начнём вычитание числа 24?
— Откуда будем убирать 4 палочки? Что нужно сделать сначала? — Что это значит?
— Что делаем дальше?
— Сколько десятков палочек осталось? — Что делаем дальше?
— Сколько всего палочек осталось?
Какой получили ответ?
2 ряд: Как вы находили разность? Объясните.
Слайд № 5
— Какой получили ответ?
3 ряд: Слайд № 6
Какой алгоритм вы составили и использовали при вычитании?
. 10 -50 24 ? 26
— как будем вычитать? С какого разряда начнём? — Сколько единиц? — Что будем делать? — Что нужно сделать, чтобы не забыть, что мы взяли десяток? — Сколько теперь у нас единиц? — Карандашом записываем число 10 над единицами. Теперь сможем вычесть? — Где запишем цифру 6? — Что можете сказать о десятках?
— Значит, из какого числа вычтем 2 десятка? — Какой получили ответ?
— Ребята, вы вычисляли разными способами. Посмотрите на ответы. Что вы можете сказать? — А какой способ удобнее? Почему?
Работа по учебнику — Давайте сравним наши рассуждения с алгоритмом на стр. 19 учебника.
— В чём особенность вычитания из круглых чисел?
| – Открываем новое знание, будем учиться вычитать из круглых чисел
Распределяют роли выслушивают ответы корректируют ответ товарища, если необходимо Выполняют задание на карточках
Работа в паре. Представляют результаты. Читают алгоритмы.
— 5 пучков по 10 штук в каждом — с отдельных единиц
— развязать один пучок.
— 1 десяток мы заменим 10 единицами
— из 10 единиц вычитаем 4 единицы, остаётся 6 единиц.
— 4 десятка
— вычтем 2 десятка и останется 2 десятка
— 26 (2 дес. и 6 ед.)
26
— число 24 заменим суммой разрядных слагаемых, получим пример 50 – 24 = 50 – 20 – 4 , вычислим удобным способом. Из десятков вычитаю десятки 50 – 20, из полученного результата вычитаем единицы 30 – 4 = 26.
26
— из 0 нельзя вычесть 4. Занимаю 1 десяток из 5, чтобы не забыть ставлю точку над цифрой 5. 1 дес. = 10 ед. 10 – 4 = 6. Вычитаю десятки. Было 5 десятков, но 1 заняли при вычитании единиц. Осталось 4 дес. 4 – 2 = 2. Пишу под десятками. Читаю ответ: разность равна 26.
— с единиц
— 0 — возьмём 1 десяток — поставить над десятками точку. — 10
— да, 10 – 4 = 6 — под единицами
— их было 5, но 1 десяток взяли, осталось 4. — из 4 десятков
26
Ответы одинаковые
— мы рассуждали также.
-мы занимаем 1 десяток, чтобы об этом не забыть ставим точку над десятками. | Регулятивные УУД. Проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник; вычитывать все виды текстовой информации. Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и следовать им; работать в паре. Личностные УУД Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве. | |||
Физминутка (Упражнение для профилактики нарушения зрения)
| ||||||
VI. Первичное закрепление. Применение нового знания (11 мин.). Цели: – организовать применение новых знаний; – организовать выполнение самостоятельной работы; – организовать самопроверку; – организовать самооценку по алгоритму.
| Работа по учебнику Задание №1 на стр. 19
-Чтобы нам не забыть, чему мы научились, нам нужно что сделать? (закрепить наши знания и умения)
— Самостоятельная работа с проверкой по алгоритму
. 10 38 60 76 76 +22 — 22 — 45 -31 60 38 31 45 . 10 . 10 90 90 — 56 -34 34 56
— Проверка — В чём особенность вычитания из круглых чисел? — Кто понял, почему в таких примерах ставится точка?
Задача стр. 19 № 2. — Прочитайте условие задачи — О чём говорится в задаче?
— Что сказано о платьях? — Что сказано о костюмах? — Что сказано о брюках?
Самостоятельная работа — Запишите решение задачи.
Проверка работ
Запишите решение задачи одним выражением.
Проблема Слайд № 7
Ребята, давайте ещё раз вернёмся к проблеме нашего сегодняшнего урока. С помощью алгоритма объясните ещё раз, как вычесть из круглого числа двузначное число. 40 — 12
| Первые два столбика записываются и комментируются на доске по алгоритму. 70 – 32 60 – 17
Остальные 3 у доски, один ученик комментирует, двое решают самостоятельно с проверкой 38 + 22, 76 – 45, 90 – 56.
— о платьях, костюмах, брюках — их 36 — их на 4 больше, чем платьев — их на 12 меньше, чем костюмов
Один ученик составляет схематический чертёж на доске
Решение:
Ответ: 28 брюк сшили в ателье. (36 + 4) – 12 = 28 (б.)
| Регулятивные УУД. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану. Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД. Находить и исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | |||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.). Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | Слайд № 8
— С каким приёмом вычитания познакомились на уроке? — Добились ли вы своей цели, которую поставили в начале урока? — Какие желания у вас были в начале урока? А у кого они исполнились? — Кто доволен своими успехами? — Выберите, с каким настроением вы заканчиваете урок. Слайд № 9
| — Вычитание из круглых чисел.
— Свободные высказывания учащихся. — Оценивают свою работу на уроке — Выбирают смайлика
| Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
| |||
VIII. Домашнее задание (2 мин.). Цель: – организовать выполнение д/з | Слайд № 10 Проводит инструктаж по выполнению и оформлению.
Стр. 24 № 20 найти значения выражений по алгоритму и сделать проверку.
Слайд № 11 Спасибо за урок
| слушают инструктаж. | Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других
|