Урок математики 2 класс
по программе УМК «Школа России»
Тема урока: «Задачи на нахождение третьего слагаемого»
( подготовила и провела учитель начальных классов МКОУ СОШ № 9 Грибкова С.В.)
Научить решать задачи на нахождение третьего слагаемого. | |
Задачи урока |
|
Тип урока | Объяснение нового учебного материала |
Планируемые образовательные результаты | Личностные:
Предметные:
Метапредметные:
|
Методы, приёмы, формы обучения | Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Приёмы: сравнение, преобразование, конструирование, составление задачи. Формы: фронтальная, индивидуальная с различной степенью помощи. |
Образовательные ресурсы | Учебник «Математика» 2 класс (2 часть) М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова , учебный диск, презентация к уроку. |
Оборудование | Мультимедийное оборудование, предметные картинки, модели денежных знаков, муляжи овощей и фруктов, весы, гири, дидактический материал |
Организационная структура урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимо действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | |
I этап Организационный момент
| Эмоциональная, психологическая подготовка к восприятию материала через практическую деятельность, мотивационный настрой узнать новое и применить знания на практике, постановка целей и задач урока
| Проверка готовности к уроку. — Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать, Надо прежде всего математику знать. Нет на свете порой ситуации, Где бы нам не пригодилась Ма-те-ма-ти-ка! — У вас на партах лежат кошельки. Попробуйте догадаться какова тема этого урока? Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? — Сегодня мы научимся быть грамотными покупателями. Научимся решать новый вид задач, которые часто встречаются в нашей жизни.
| Демонстрируют готовность к уроку.
Слушают, отвечают на вопросы.
Стараются определить тему и деятельность на уроке, поставить учебную задачу | Фронтальная | Личностные: проявляют интерес к предстоящей работе. Познавательные: извлекают информацию из слов учителя и предмета (кошелька), делают выводы. Регулятивные: ставят учебную задачу, контролируют свои эмоции. | Наблюдение |
II этап Устный счёт | Развитие навыков устного счёта, проверка вычислительных навыков
Задания разного уровня сложности
Проверка путём сравнения результатов, презентация | — Можете проверить содержимое ваших кошельков. Сосчитайте в нём деньги. (Кошельки разного цвета, с разным набором денежных средств. Синие – для среднего уровня («деньги» достоинством — 50руб., 10, 10, 10, 5,5,2,2,1,1, 1), красные – для низкого уровня («деньги» — 50, 10, 10, 5, 5, 2, 2. 1), зелёные – для детей, имеющим направление в ОУ VIII вида (10, 5, 5, 2, 1). Проверим свои подсчёты (Слайд 2) | Считают деньги в кошельке. Сообщают результат.
Проверяют по экрану | Индивидуальная работа | Личностные: вступают в социальную роль покупателя. Познавательные: развивают умение считать деньги, ориентироваться в денежных знаках. Регулятивные: проверяют результат, вносят коррективы | Контроль за правильностью счёта, результатами вычислений |
III этап Актуализация имеющихся знаний | Работа над простыми задачами на нахождение неизвестного слагаемого
Проверка разными способами
Задания логического характера | — Вы – покупатели. Возьмите из ваших кошельков 20 рублей. Вам предстоит первая покупка. (Слайд 3) — Вы должны купить одну вещь с верхней полки и одну вещь с нижней. Цены на товары на верхней полке нам известны, ваша задача – найти цену товаров с нижней полки, обязательное условие — вы должны потратить ровно 20 рублей. Узнайте цену второй вещи. — А сейчас вы станете продавцами и приготовите ценники: на партах 4 ценника, подпишите их. — Проверяем правильность ваших вычислений. Устанавливаем ценники. — Сравниваем сои решения с доской (слайд4)
— Посмотрите на каждую из покупок, подумайте есть или логика в выборе товаров? Сочетаются ли покупки? Найдите общее во всех покупках. | Слушают задание. Решают задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Результаты вычислений заносят в ценники.
Проверяют правильность выполнения задания
Анализируют товары в покупке – товары сочетаются. Сравнивают и находят общее во всех покупках – все товары – школьные принадлежности | Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная | Регулятивные: принимать и сохранять условия задания, планировать свои действия, последовательно выполнять задания, проверять и оценивать свою работу. Познавательные: анализировать практическое задание, осуществлять выбор покупок, строить логическую цепочку рассуждений, решать задачи, анализировать и обобщать. Личностные: мотивация к познавательной и практической деятельности, освоение социальной роли продавца. | Наблюдение, контроль за правильностью вычислений, подписи ценника
|
IV этап Работа с задачей нового вида | Постановка проблемной ситуации Ознакомление с задачами на нахождение третьего слагаемого, путём наращивания простой задачи
Составление краткой записи в разном виде, выбор удобной
Упражнение в записи по действиям и выражением
Рассмотрение способов решения задачи
| — Теперь перед нами стоит более сложная задача – нам предстоит совершить покупку 3-х товаров на определённую сумму. Посмотрите, что изменилось в покупке? (Слайд4) — Попробуем составить задачу по такому рисунку. — Проанализируем, что нам известно, что надо узнать? — Предложите варианты решений этой ситуации, как найти цену третьей вещи? — Попробуйте взять ваши «деньги» и совершить такую покупку. Какие «деньги» вы взяли, разложите их по ценам каждой вещи. Сколько стоит третий товар? — Как сосчитали? (варианты) — Что ж, мы решили ситуацию, а теперь посмотрим, как выполнить краткую запись и решение. Ваши предложения… (Появляется текстовая запись условия, потом чертёж в Слайде4) — Какая запись удобнее? — Как записать решение? ( Появляется запись решения по действиям, выражением в Слайде4) — Как по-другому можно выполнить решение? Как записать решение?
| Слушают и осознают проблемную ситуацию
Сравнивают простую и составную задачи
Составляют задачу по рисунку Выполняют анализ задачи Предлагают варианты решения
Практически выполняют действия с «деньгами»
Выполняют устные вычисления Предлагают варианты решения
Учатся составлять краткую запись в разном виде (текстовая, чертёж), выбирают удобную запись Учатся записывать решение по действиям, выражением, выбирают удобный способ записи
Рассматривают второй способ решения задачи, сравнивают оба способа
| Фронтальная | Личностные: осознают практическую значимость умения решать задачу, развивается познавательный интерес к поиску решения, разных способов решения. Регулятивные: принимать учебную задачу, анализировать проблемную ситуацию, планировать действия при поиске решения , осуществлять выбор способа действия Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения о разных способах решения. Коммуникативныевыслушивают мнения одно классников, работают для достижения общей цели | Наблюдение за освоением материала, пониманием смысла деятельности |
V этап Первичное закрепление знаний | Преобразование простой задачи, наращивание до составной Развитие понимания смысла задач нового вида
Решение задач на нахождение третьего слагаемого
Дифференцированные задания
Обобщение выполнения действий при решении | — Вспомним наши покупки, простые задачи, которые мы решили в начале урока. -Дополните эти задачи, чтобы они стали аналогичными решённой составной задаче (Слайд5) — Каким товаром можно дополнить каждую покупку? Не забудьте, что товары должны сочетаться.(слайд5 дополняется) — Дополним стоимости наших покупок. Сколько потратим на первую, на вторую, на третью? (Слайд5 дополняется) — Какие задачи у нас получились? — Работаем по рядам: 1ряд – решает первую задачу (уровень ниже среднего), 2ряд – вторую (средний уровень), 3 ряд – третью(низкий уровень) — Кто затрудняется, воспользуйтесь карточкой-помощником. — Запишите решение задачи с условием. — Проверим ваши решения (ответы у доски) — Оценим свои достижения (проверка по слайду5) | Анализируют простые задачи, наращивают их до составной.
Осуществляют выбор товара по принадлежности
Дополняют условие задачи новыми данными
Формулируют полученную составную задачу. Решают задачу по заданию учителя
Используют помощь
Выполняют краткую запись, записывают решение, ответ задачи Проверяют правильность выполненной работы | Фронтальная
Индивидуальная | Личностные: осознают своё понимание или непонимание работы над задачей. Познавательные: анализируют задачу, способны дополнять условие задачи новыми корректными данными, предлагают разные способы решения задачи, самостоятельно моделируют задачу. Регулятивные: составляют план решения задачи, последовательно выполняют действия, проверяют ход решение, результат, вносят коррективы. | Наблюдение за выполнением решения
Индивидуальный контроль, помощь
|
VII этап Обобщение знаний о решении задач | Анализ и обобщение решений задач нового вида Построение алгоритма действий при выполнении решения
Упражнение в составлении знаково-символической модели | — Мы решили много задач нового вида. Сделаем выводы, как следует работать с задачей, в которой надо найти третье неизвестное слагаемое. — Что находим первым действием? Вторым действием? — Как по-разному можно выполнить решение? — Как по-разному можно записать решение? — Попробуем составить схему общего приёма решения. — Обозначим 1 слагаемое А, второе Б, сумму С. 1 способ — Найдем сумму 1 и 2 слагаемых 1) А + В = — Вычтем из общей суммы полученное число 2) С – = Д
С – ( А + В) = Д — Попробуйте самостоятельно составить модель 2 способо решения 2 способ 1) С – А = 2) – В = Д
С – А – В = Д — Используйте эти знаково-символические схемы, они помогут вам решать задачи нового вида.
| Анализируют решённые задачи Делают выводы по способу выполнения действий Отвечают на вопросы учителя Предлагают разные способы решения Предлагают разные записи решения
Помогают в составлении знаково-символической модели
Пробуют самостоятельно составить знаково-символическую модель ко 2 способу решения
Учатся объяснять знаково-символическую модель | Фронтальная | Личностные: развивается познавательный интерес, личная заинтересован ность в получении знаний, понимает своё продвижение в изучении. Познавательные: понимают учебную задачу, определяют логику решения, овладевают общим приёмом решения задачи нового типа, овладевают умением решать задачи разными способами, преобразуют задачу и способ решения в знаково-символическую модель. Регулятивные: планируют действия в соответствии с ходом решения задачи, последовательно выполняют план решения. | Наблюдение за ходом рассуждений, выводов
|
VIII этап Решение задачи на нахождение третьего слагаемого | Решение задач нового вида с другим сюжетом работа с учебником
Упражнение в иллюстрировании задачи
Упражнение в сопоставлении задач
Взаимопроверка работы | — Сейчас мы отправимся в овощной магазин. Проверим, пригодятся ли нам полученные сегодня умения решать задачи. — Откройте учебники, прочитайте задачу № 1 стр.76 — Используя муляжи проиллюстрируйте условие этой задачи. ( ученик у доски) — Повторим задачу вместе. — Выполните краткую запись с помощью чертежа. — Проанализируйте, похожа ли эта задача на предыдущие задачи? — Чем похожа? — Чем отличается? — Как будете действовать при решении, каков план решения? — Запишите решение и ответ задачи в тетрадь самостоятельно. — Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте друг друга. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы Размышляют, прогнозируют Читают задачу самостоятельно Иллюстрируют задачу с помощью муляжей
Выполняют краткую запись условия
Анализируют и сравнивают задачи Составляют и предлагают план решения задачи
Записывают решение и ответ задачи в тетрадь
Проверяют выполнение задания соседа
| Фронтальная
Индивидуальная
Работа в парах | Личностные: осознают свои умения, достижения, осознают важность и практическую направленность полученных знаний и умений Познавательные: определяют логику решения, овладевают общим приёмом решения задачи нового типа, овладевают умением решать задачи разными способами, Регулятивные: оценивают свою и чужую работу | Наблюдение за выполнением решения задачи
Индивидуальный контроль, помощь |
IX этап Рефлексия учебной деятельности. Итоги урока | Обобщение полученных знаний и умений, оценивание своей деятельности | — Подошёл к концу наш урок. -Какие задачи мы сегодня учились решать? — Чему каждый из вас научился сегодня на уроке? — Какие задания вам бы хотелось выполнить ещё раз? — В каких жизненных ситуациях мы можем применить полученные знания? — Оцените свою работу: поставив «+» или «–» на карточке (карточка заламинирована ,используется многократно) Я хорошо работал ___ Я узнал новое ________ Я научился ________ У меня есть трудности ____
— Запишите домашнее задание № 2 (1) стр. 76 — Вы хорошо потрудились, многое узнали, старались! -Благодарю за работу! (Слайд 6 ) | Анализируют выполненную работу
Отвечают на вопросы учителя
Предлагают варианты использования полученных знаний
Оценивают свою работу
Записывают дом.задание
Получают удовольствия от благодарности | Фронтальная | Личностные: понимают свои достижения, испытывают гордость и удовлетворение от выполненной работы. Познавательные: развивается познавательный интерес, возникает желание применять полученные знания в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают работу класса в целом | Наблюдение за адекватностью самооценки
|