УРОК МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ
Учитель: Малышева Ирина Серафимовна, город Озёрск Челябинской области
Тема: «ДЕЛЕНИЕ ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»
Цели:
-
проверить усвоение учащимися свойства деления суммы на число;
-
совершенствовать умение решать задачи изученных видов;
-
развивать логическое мышление, внимание;
-
воспитывать интерес к познанию нового, любовь к математике и литературе.
Ход урока:
1.Орг. момент.
В городе Стокгольме на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная семья…
Не удивляйтесь, ребята, я предлагаю вам сегодня на уроке математики окунуться в волшебный мир сказки и помочь преодолеть некоторые трудности героям одного литературного произведения. А они, как известно, были большие выдумщики и озорники.
— Давайте же скорее с ними познакомимся.
(С использованием презентации – слайд № 1)
Чтобы имя прочитать,
М | Ы | Ш | А | |
3 | 1 | 4 | 5 | 2 |
Нужно ребус разгадать.
Буквы все поставь на место,
Станет имя нам известно.
— Расставьте в данном ребусе буквы по порядку, и вы узнаете одного из героев.
— Ребята, а как по-настоящему звали Малыша? Назовите его полное имя и фамилию? (Сванте Свантессон)
2. Устный счёт
(С использованием презентации – слайд № 2)
— А вот имя второго героя зашифровано при помощи данных числовых выражений. Найдите значения выражений и вы легко его узнаете.
(Дети находят значения выражений и называют соответствующую букву.)
54 : 3 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
96 : 6 | 92 : 4 |
| 18 | 12 | 24 | 23 | 16 | 27 | 15 |
72 : 6 | 81 : 3 |
| С | Р | К | О | А | Н | Л |
75 : 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разделить нам числа надо.
Справитесь – вас ждёт награда!
Верно дав на всё ответ,
Вы раскроете секрет.
— А как ласково называл себя Карлсон?
(Красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил).
3. Решение задач:
— Ребята, помните ли вы, что случилось у наших друзей с паровой машиной, которую они решили запустить?
— Пустяки, дело-то житейское, – сказал Карлсон. А Малыш задумался,-сколько же теперь работы в комнате, ведь её необходимо привести в порядок?!
— Давайте поможем Малышу узнать площадь комнаты, в которой ему предстояло убираться. (С использованием презентации –слайды № 3, 4)
Комната Малыша имеет длину 17 м,
а ширину 4 м.
Вычислите площадь данной комнаты.
S = а • в S = 17 • 4 = 68 (м²)
Ответ: Площадь комнаты Малыша – 68 м².
— А кто сможет составить обратную задачу к данной?
Площадь комнаты Малыша была 68 м²,
а ширина 4 м.
Найти длину данной комнаты.
Площадь комнаты Малыша была 68 м²,
а длина 17 м.
Найти ширину данной комнаты.
— Какую из этих задач мы решить уже можем, а какую нет? Почему?
— Давайте запишем первую обратную задачу в тетрадь и решим её.
а = S : в а = 68 : 4 = 17 (м)
Ответ: Комната Малыша имеет длину 17 метров.
Задание, видно, было не сложное.
Выполнили его как должное.
Физминутки:
№ 1. А теперь мы отдохнём.
Вместе с Карлсоном споём.
Повторим движения
Все, без исключения!
(Звучит песня «Толстый Карлсон», дети повторяют движения за учителем).
№ 2. К Малышу мы поспешим
И друг друга рассмешим.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Повернёмся мы вокруг,
Скажем: «Хея, хопсен, друг!»
Едва Малыш успел загрустить в одиночестве, как раздалось знакомое жужжание, и в комнату, словно гигантский шмель, влетел Карлсон. На этот раз он пригласил Малыша к себе в гости, на крышу.
— А что случилось дальше, вы наверняка помните : у Карлсона поднялась высокая температура. Он откинулся на подушку и схватился за голову. Спасти его мог только приторный порошок. А как его приготовить?
4. Неравенства:
— Мы сейчас попробуем помочь Карлсону. А какие продукты возьмём, вы сможете определить сами. Запишите в тетрадь только верные равенства.
(С использованием презентации – слайд № 5)
(карточки с верными и неверными равенствами, на которых с обратной стороны изображены продукты: конфеты-леденцы, шоколад, печенье).
( 35 + 15 ) : 5 = 10
( 24 + 18 ) : 6 = 6
( 45 + 19 ) : 8 = 7
( 42 + 18 ) : 6 = 10
( 30 + 9 ) : 3 = 16
( 26 + 23 ) : 7 = 7
— Спасибо, ребята, вы спасли Карлсону жизнь, и ему сразу же захотелось пошалить. Он предложил Малышу побегать по крышам.
…Вокруг всё казалось красивым. Дома так тесно примыкали друг к другу.
5. Логические задания:
1). На одной стороне улицы, слева, Малыш увидел на доме табличку с цифрой 26, а в самом конце справа – табличку с цифрой 48.
— Ребята, помогите сосчитать количество домов, находящихся между этими домами на данной стороне улицы. Сколько их? (10)
2). Когда Малыш и Карлсон вышли на крышу, часы показывали 19 час. 25 мин. Они пробыли там ровно 35 мин. Сколько времени было на часах, когда Малыша сняли с крыши пожарные?
(20 часов или 8 часов вечера)
По крышам бегать было, конечно, весело, но очень опасно. Чтобы не показывать Карлсону своего страха и как-то отвлечься, Малыш решил начать считать балконы. Но он так разволновался, что не смог произнести вслух их число.
— Давайте поможем ему сосчитать…
6. Счёт «цепочкой»: (С использованием презентации – слайд № 6)
После того, как Малыша сняли с крыши пожарные, был тяжёлый разговор с родителями. Малыш понял, что он больше никогда не будет бегать по крышам.
Успокоившись, семья дружно села за стол ужинать.
7. Решение задачи разными способами:
(С использованием презентации – слайд № 7)
Фрекен Бок испекла к ужину 35 плюшек с марципаном и 15 с шоколадным кремом. Все плюшки поровну разделили между собой мама, папа, Боссе, Бетан и Малыш. По сколько плюшек досталось каждому?
— Давайте поможем им разделить плюшки между собой.
(35 + 15) : 5 = 10 (пл.)
— Как по-другому можно было решить эту задачу?
35 : 5 + 15 : 5 = 10 (пл.)
— Запишите ответ.
8. Итог урока. (С использованием презентации – слайд № 8)
Довольные и счастливые, после ужина, все разошлись по своим комнатам отдыхать.
Да и вам, ребята, тоже пора отдохнуть. Вы хорошо поработали сегодня.
— А вам самим понравилось путешествие?
Жители замечательной страны прощаются с вами до новых встреч!
— Кстати, ребята, кто же придумал эту страну? (Астрид Линдгрен)
— А сколько лет исполнилось этой писательнице?
На перемене вы можете познакомиться с книгами Астрид Линдгрен в нашем читательском уголке.