Спресова Наталья Николаевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа, с.Нялинское Ханты-Мансийского района ХМАО-ЮГРА
УМК «Школа России» Традиционная программа обучения
Учебник Математика Авторы: М.И. Моро, М.А.Бантова и др
Урок математики в 3 классе.
Тема: Деление и умножение суммы на число
Цель: Закрепить знания по изученной теме.
Тип урока: Урок закрепления знаний. Урок – игра.
Задачи:
-
Повторить различные способы деления и умножения суммы на число, а также деление двузначного числа на двузначное.
-
Развивать математические способности учащихся, их логическое мышление, речь, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
-
Формировать умение решать уравнения разных видов.
-
Прививать устойчивый интерес к предмету, активность и внимание учащихся.
Оборудование:
презентация
билеты
выставка книг Г. Остера
ребус
карточки-помогайки
карточки с математическими выражениями
математические веера
баян
карточки-слоники
карман «Проверь себя!»
Ход урока:
I. Организационный момент.
Кто с работой дружен,
Нам сегодня нужен!
Кто с учёбой дружен,
Нам сегодня нужен!
Таким ребятам хвала и честь!
Такие дети в классе есть!
Пожелаем друг другу успехов и удачи.
II. Основная часть.
1 .Постановка темы и задач урока.
Уч.: Ребята, назовите тему нашего урока.
Значит, чем будем заниматься на уроке?
Д: Будем закреплять изученный материал, делить и умножать сумму на число, делить двузначные числа на двузначные, решать уравнения.
2. Актуализация знаний.
Уч.: Я знаю, что вы любите произведения Г.Остера, поэтому хочу пригласить вас в гости к героям сказки Г.Остера «38 попугаев» в джунгли.
(Выставка книг Г.Остера)
Уч.: Что потребуется нам в пути?
Д.: Смекалка, знания, дисциплина, внимание, дружба)
Уч.: Входим по билетам.
(У каждого ученика на парте билет с примером с одинаковым ответом.)
9х7 90-3х9 7х7+14 8х6+15 64-19:19 81-2х9 70-49:7 (20+1)х3
Все дружно говорим ответ!
Д:. 63!
Уч.: Ну что ж, друзья, в путь! Мы отправляемся в жаркую Африку, в джунгли на этом замечательном корабле. (шум моря)
День чудесный. Мы с вами на палубе. Приближаемся к экватору. Очень жарко! Приготовьте математические веера. Слушаем и решаем задачи. Показываем ответ. Устно объясняем.
3. Устный счёт.
а) Задачи.
У Мартышки 12 бананов, а у Слона в 3 раза больше. Сколько бананов у Слона?
Дети показывают 36. (12 надо умножить на 3, потому что в 3 раза больше)
У Слона 36 бананов, а у Попугая 9. Во сколько раз больше бананов у Слона?
Дети показывают 4.( 36 нужно разделить на 9, т.к., чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее)
У Слона 36 бананов, а у Мартышки 12. На сколько бананов меньше у Мартышки, чем у Слона?
Дети показывают 24. (Из 36 бананов надо вычесть 12,т.к., чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа отнять меньшее.
У Слона 36 бананов, а у Мартышки 12. Все бананы они отдали Удаву. Сколько бананов у Удава?
Дети показывают 48. (К 36 нужно прибавить 12, чтобы узнать, сколько всего бананов.)
б) Сравнение выражений
Уч.: Посмотрите, ребята, сколько бабочек налетело к нам на корабль! Они закрыли знаки. Давайте узнаем, какие знаки спрятаны. Сравните выражения.
(7+9)х6 … 16х6 8х3+4х3 … (8+4)х3
40:5+20:5 … 60:5 (60+9):3 … 60:3+9:3
Д.: В верхней строке – равенства: умножение суммы на число двумя способами.
В нижней строке тоже равенства: деление суммы на число.
4. Повторение деления суммы на число и умножения суммы на число.
Уч.: Пришло время сделать записи в вахтенном журнале. Открываем их.
Пишем число. Мы приближаемся к берегу. Бабочек стало ещё больше. Они закрыли в выражениях знаки действий. Вставьте их. Подобное задание будет в контрольной работе.
(6+5)х8 =6…8…5…8 72:3=60…3…12…3
Д.: Сумму чисел 6 и 5 умножить на 8. Первое слагаемое 6 умножаем на 8, второе слагаемое 5 умножаем на 8 и результаты складываем. (6+5)х8=6х8+5х8
72 разделим на 3. Число72 заменили суммой удобных слагаемых 60 и 12. Каждое из них разделим на 3. Результаты прибавим. 72:3=60:3+12:3
Уч.: Как же можно умножить сумму на число?
Д.: Сумму умножить на число можно двумя способами. Можно вычислить сумму и умножить её на число. А можно каждое из слагаемых умножить на число и полученные результаты сложить.
Уч.: Как можно разделить сумму на число?
Д.: Можно вычислить сумму и разделить её на число, а можно каждое из слагаемых разделить на число и полученные результаты сложить.
5.Задание на смекалку.
Уч.: Посмотрите, кто-то плывёт у самого берега. Отгадайте, кто это?
Как броня её рубаха.
Перед нами…
(черепаха)
А знаете ли вы, что черепахи появились на земле почти 200 миллионов лет назад? Раньше у них были зубы и они не могли прятать голову в панцирь. В остальном они очень похожи на современных черепх. А черепаха, обитающая в Восточной Африке, протискивается между узкими камнями в момент опасности и затем раздувает себя с помощью воздуха, делая ее извлечение из камней практически невозможным. Но нас она не боится. Мы не обидим её. Старая мудрая черепаха приготовила для вас задание на смекалку.
-
2х3х4х5
-
5х4х3х2
-
2х3х4х6
Определите, не вычисляя, наибольшее произведение.
А ещё она приготовила цветы для тех, кто разгадает математические ребусы.
(Цифры закрыты цветами.)
… х … = ..1 (9х9=81 или 7х3=21)
… х 8 = ..2 (9х8=72 или 4х8=32)
7 х… = ..2 (7х6=42)
6.Решение уравнений.
Уч.: Вот мы и прибыли в джунгли к нашим героям. Они очень рады встрече и приготовили нам задания.
Слоник хочет научиться решать уравнения. Поучите его читать и объяснять уравнения. Поучите его читать и объяснять решение уравнений, но прежде их надо найти.
78-25=53 Х+ 6:3 16+с =29 3 х k= 48
34+Х Х+27=80 68 : Х=4
Один ученик работает у доски.
Х+27=80
Х=80-27
Х=53
53+27=80
80=80
Если неизвестное число увеличить на 27, то получится 80.
Сумма неизвестного числа и 27 равна 80.
Неизвестное число-слагаемое. Чтобы найти слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. Из 80 вычитаю 27. Х равен 53. Выполним проверку. Подставим вместо неизвестного числа 53. Получится 80. Левая и правая часть равны. Значит, уравнение решено верно. Х равен 53.
Уч.: Как найти неизвестный множитель?
Д.: Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
Уч.: Кто нашёл множитель? Прочтите уравнение.
Д.: Первый множитель 3, второй неизвестный. Произведение равно 48. Второй множитель равен 16.
Если число 3 увеличить в несколько раз, то получится 48. Х равен16.
Уч.: В каком уравнении находили делитель?
Д.: Если число 68 уменьшили в несколько раз, то получится 4
Частное чисел 68 и неизвестного равно 4.
Делимое 68, делитель не известен. Частное равно 4.
Уч.: Как найти делитель?
Д.: Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное.
Уч.: Чему равен делитель?
Д.: Делитель равен 17.
7.Найди ошибку.
Уч.: Вас приветствует Мартышка. Она хочет научиться делить, но немного затрудняется. Давайте поможем ей найти ошибки.
75: 25=2 68:4 =18 56:2=28
60:15=5 72:24=5 98:16=6
Как проверить деление?
Д.: Деление проверяем умножением.
25 умножаем на 2. Получится 50, а нужно, чтобы получилось 75. Значит, пример решён неверно. Берём число 3. Умножаем 25 на 3. Получится 75. Значит, ответ 3.
Уч.: Можете ли вы помочь Мартышке объяснить последний пример?
Д.: Нет.
Уч.: Такие примеры мы ещё пока тоже не умеем решать, но сразу же после выполнения контрольной работы будем изучать тему «Деление с остатком». Вот тогда мы сможем объяснить такие примеры. Мартышка вам очень благодарна и приглашает вас немного отдохнуть.
Физминутка
Дети поют, выполняя движения, «Джунгли» (Муз. и сл. Г.Туманенко)
В джунглях, в джунглях есть кокосы и бананы,
Обезьяны залезают на лианы.
Мы с друзьями в джунглях побывать мечтаем
И сегодня в папуасов поиграем.
Бьёт весёлый там-там зажигательный ритм,
Словно огненный шар, солнце в небе горит.
А смешной какаду на лиане сидит,
Про свою красоту он нахально кричит.
8. Повторение деления двузначного числа на двузначное.
Удав любит выращивать цветы. Узнайте, во сколько просыпаются его любимые цветы.
75:15=5(ч) — мак
99:11=9(ч) – тюльпан
96: 12 =8(ч) – лилия
91:13=7(ч) – шиповник
Уч.: Какие цветы просыпаются раньше всех?
Какие цветы просыпаются последними?
Во сколько они просыпаются?
Как разделить двузначное число на двузначное?
Д.: Нужно подобрать такое число, чтобы при умножении делителя на это число получилось делимое.
9.Решение задач. Индивидуальная работа.
Уч.: Слоник хочет угостить вас мороженым. Для этого нужно решить задачи.
(Дети получают карточки с индивидуальными заданиями.)
Самопроверка. (В кармане «Проверь себя» каждый ученик находит номер своей задачи и проверяет свою работу.)
Уч.: Ребята, все герои очень рады нашей встрече. Они благодарят вас. Вы им очень хорошо помогли. Особенно рада. Она научилась делить .А Слоник благодарен… Он умеет теперь читать и решать уравнения. Нам пора в обратный путь.
III. Подведение итогов. Рефлексия .
Уч.: Кому было легко выполнять задания?
Что было интереснее всего?
Кто испытывал небольшие затруднения, качку?
Над чем ещё стоит поработать дома, чтобы быть готовым к контрольной работе?
IV. Домашнее задание.
Стр. 22 №4, №6. (По желанию детям предложены задания повышенной трудности.)
Задания для индивидуальной работы.
№ 1. Мартышка собрала 18кг кокосов и 15 кг ананасов. Она разложила их в коробки по 3кг в каждую. Сколько коробок ей потребовалось?
№2.Мартышка приготовила для ребят 84кг бананов по 12кг в коробке и столько же коробок с мандаринами, общим весом 98кг. Сколько килограммов мандаринов в каждой коробке?
№ 3. Попугаю 48 лет. Он старше Удава на 33года, а Мартышка моложе Удава в 3 раза. На сколько лет Мартышка моложе Удава?
№ 4. В саду у Удава расцвело 25 красных роз, 15 белых, а розовых – в 2 раза больше, чем красных и белых вместе. Сколько розовых роз расцвело в саду?
№ 5. Из 15 ромашек и 12 васильков Удав составил 3 одинаковых букета. Сколько цветков было в каждом букете?
№ 6.Удав вырастил 20 тюльпанов. Четверть цветов он подарил Мартышке на день рождения, а остальные тюльпаны он подарил по цветочку каждой девочке, прибывшей на корабле. Сколько тюльпанов досталось девочкам?
№ 7. Попугай собрал с одной финиковой пальмы 24 кг фиников, а с другой — 56 кг. Все финики он разложил в корзины, по 8кг в каждую корзину. Сколько потребовалось корзин?
Проверь себя!
№1.
К. — 15кг
Ап.-18кг разложила по 3кг в ? короб.
1)15+18=33(кг)- всего собрала Мартышка.
2). 33:3=11(кор.) – потребовалось Мартышке.
Ответ: 11 коробок.
II способ.
15:3+18:3=11(кор.)- потребовалось Мартышке.
Ответ: 11коробок.
№ 2.
Масса 1кор. Кол-во кор. Общая масса
Б. 12кг одина- 84кг
М. ? ков. 98кг
1). 84:12=7(кор.)- с бананами
2). 98:7 =14(кг) – мандаринов в каждой коробке.
Ответ: 14кг мандаринов
98:(84:12)=14(кг) – мандаринов в каждой коробке.
Ответ: 14кг мандарин.
№ 3.
П-48лет, на33г. >
Уд.
М.-? в 3 раза < на ? <
1). 48-33=15(л.) –Удаву.
2).15:3+5(л) – Мартышке.
3).15-5=10(л.)-на столько лет Мартышка моложе Удава.
№ 4.
К. – 25р.
Б. 15 р. ? в 2 раза >
(25+15)х2=80(р.)-белых расцвело в саду.
Ответ: 80 белых роз.
№ 5.
В 1 букете Число бук. Всего цв.
Р. оди- 15цв.
Вас. наков. 3 бук. 12цв.
(15+12):3 = 9 (цв.) – в каждом букете.
Ответ: 9 цветов.
II способ.
15:3+12:3=9(цв.) – в каждом букете
Ответ: 9 цветов.
№ 6.
Вырастил -20т.
Подарил – четверть
Раздал -?
1). 20:4=5(т.)-подарил Мартышке.
2). 20-5=15(т.)- раздал девочкам.
Ответ: 15 тюльпанов.
20-20:4=15(т.)
Ответ: 15 тюльпанов.
№7
I— 24 кг
II – 56 кг разложил по 8кг в ? корзин.
(24+56):8=10(к.)- потребовалось Попугаю.
Ответ: 10 корзин.
IIспособ.
24:8+56:8=10(к.) – потребуется Попугаю.
Ответ: 10 корзин.
Список литературы:
1. Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И.Моро, М.А.Бантовой и др. – М.: ВАКО, 2006.
2. Целоусова Т.Ю., Казакова О.В. Математика 3 класс: Поурочные разработки к учебнику М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. – М.: ВАКО, 2003.
3. Беденко М.В. Сборник текстовых задач: 1 – 4 класс. — Москва «ВАКО» 2006г.
4. Максименко Н.А. Математика: занимательные сказочные экологические задачи на уроках в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2006.
5. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки Издательство «Либерея-Бибинформ», г. Москва №2 2008г.