Спресова Наталья Николаевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа, с.Нялинское Ханты-Мансийского района ХМАО-ЮГРА

УМК «Школа России» Традиционная программа обучения

Учебник Математика Авторы: М.И. Моро, М.А.Бантова и др

Урок математики в 3 классе.

Тема: Деление и умножение суммы на число

Цель: Закрепить знания по изученной теме.

Тип урока: Урок закрепления знаний. Урок – игра.

Задачи:

  1. Повторить различные способы деления и умножения суммы на число, а также деление двузначного числа на двузначное.

  2. Развивать математические способности учащихся, их логическое мышление, речь, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.

  3. Формировать умение решать уравнения разных видов.

  4. Прививать устойчивый интерес к предмету, активность и внимание учащихся.

Оборудование:

презентация

билеты

выставка книг Г. Остера

ребус

карточки-помогайки

карточки с математическими выражениями

математические веера

баян

карточки-слоники

карман «Проверь себя!»

Ход урока:

I. Организационный момент.

Кто с работой дружен,

Нам сегодня нужен!

Кто с учёбой дружен,

Нам сегодня нужен!

Таким ребятам хвала и честь!

Такие дети в классе есть!

Пожелаем друг другу успехов и удачи.

II. Основная часть.

1 .Постановка темы и задач урока.

Уч.: Ребята, назовите тему нашего урока.

Значит, чем будем заниматься на уроке?

Д: Будем закреплять изученный материал, делить и умножать сумму на число, делить двузначные числа на двузначные, решать уравнения.

2. Актуализация знаний.

Уч.: Я знаю, что вы любите произведения Г.Остера, поэтому хочу пригласить вас в гости к героям сказки Г.Остера «38 попугаев» в джунгли.

(Выставка книг Г.Остера)

Уч.: Что потребуется нам в пути?

Д.: Смекалка, знания, дисциплина, внимание, дружба)

Уч.: Входим по билетам.

(У каждого ученика на парте билет с примером с одинаковым ответом.)

9х7 90-3х9 7х7+14 8х6+15 64-19:19 81-2х9 70-49:7 (20+1)х3

Все дружно говорим ответ!

Д:. 63!

Уч.: Ну что ж, друзья, в путь! Мы отправляемся в жаркую Африку, в джунгли на этом замечательном корабле. (шум моря)

День чудесный. Мы с вами на палубе. Приближаемся к экватору. Очень жарко! Приготовьте математические веера. Слушаем и решаем задачи. Показываем ответ. Устно объясняем.

3. Устный счёт.

а) Задачи.

У Мартышки 12 бананов, а у Слона в 3 раза больше. Сколько бананов у Слона?

Дети показывают 36. (12 надо умножить на 3, потому что в 3 раза больше)

У Слона 36 бананов, а у Попугая 9. Во сколько раз больше бананов у Слона?

Дети показывают 4.( 36 нужно разделить на 9, т.к., чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее)

У Слона 36 бананов, а у Мартышки 12. На сколько бананов меньше у Мартышки, чем у Слона?

Дети показывают 24. (Из 36 бананов надо вычесть 12,т.к., чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа отнять меньшее.

У Слона 36 бананов, а у Мартышки 12. Все бананы они отдали Удаву. Сколько бананов у Удава?

Дети показывают 48. (К 36 нужно прибавить 12, чтобы узнать, сколько всего бананов.)

б) Сравнение выражений

Уч.: Посмотрите, ребята, сколько бабочек налетело к нам на корабль! Они закрыли знаки. Давайте узнаем, какие знаки спрятаны. Сравните выражения.

(7+9)х6 … 16х6 8х3+4х3 … (8+4)х3

40:5+20:5 … 60:5 (60+9):3 … 60:3+9:3

Д.: В верхней строке – равенства: умножение суммы на число двумя способами.

В нижней строке тоже равенства: деление суммы на число.

4. Повторение деления суммы на число и умножения суммы на число.

Уч.: Пришло время сделать записи в вахтенном журнале. Открываем их.

Пишем число. Мы приближаемся к берегу. Бабочек стало ещё больше. Они закрыли в выражениях знаки действий. Вставьте их. Подобное задание будет в контрольной работе.

(6+5)х8 =6…8…5…8 72:3=60…3…12…3

Д.: Сумму чисел 6 и 5 умножить на 8. Первое слагаемое 6 умножаем на 8, второе слагаемое 5 умножаем на 8 и результаты складываем. (6+5)х8=6х8+5х8

72 разделим на 3. Число72 заменили суммой удобных слагаемых 60 и 12. Каждое из них разделим на 3. Результаты прибавим. 72:3=60:3+12:3

Уч.: Как же можно умножить сумму на число?

Д.: Сумму умножить на число можно двумя способами. Можно вычислить сумму и умножить её на число. А можно каждое из слагаемых умножить на число и полученные результаты сложить.

Уч.: Как можно разделить сумму на число?

Д.: Можно вычислить сумму и разделить её на число, а можно каждое из слагаемых разделить на число и полученные результаты сложить.

5.Задание на смекалку.

Уч.: Посмотрите, кто-то плывёт у самого берега. Отгадайте, кто это?

Как броня её рубаха.

Перед нами…

(черепаха)

А знаете ли вы, что черепахи появились на земле почти 200 миллионов лет назад? Раньше у них были зубы и они не могли прятать голову в панцирь. В остальном они очень похожи на современных черепх. А черепаха, обитающая в Восточной Африке, протискивается между узкими камнями в момент опасности и затем раздувает себя с помощью воздуха, делая ее извлечение из камней практически невозможным. Но нас она не боится. Мы не обидим её. Старая мудрая черепаха приготовила для вас задание на смекалку.

  1. 2х3х4х5

  2. 5х4х3х2

  3. 2х3х4х6

Определите, не вычисляя, наибольшее произведение.

А ещё она приготовила цветы для тех, кто разгадает математические ребусы.

(Цифры закрыты цветами.)

… х … = ..1 (9х9=81 или 7х3=21)

… х 8 = ..2 (9х8=72 или 4х8=32)

7 х… = ..2 (7х6=42)

6.Решение уравнений.

Уч.: Вот мы и прибыли в джунгли к нашим героям. Они очень рады встрече и приготовили нам задания.

Слоник хочет научиться решать уравнения. Поучите его читать и объяснять уравнения. Поучите его читать и объяснять решение уравнений, но прежде их надо найти.

78-25=53 Х+ 6:3 16+с =29 3 х k= 48

34+Х Х+27=80 68 : Х=4

Один ученик работает у доски.

Х+27=80

Х=80-27

Х=53

53+27=80

80=80

Если неизвестное число увеличить на 27, то получится 80.

Сумма неизвестного числа и 27 равна 80.

Неизвестное число-слагаемое. Чтобы найти слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. Из 80 вычитаю 27. Х равен 53. Выполним проверку. Подставим вместо неизвестного числа 53. Получится 80. Левая и правая часть равны. Значит, уравнение решено верно. Х равен 53.

Уч.: Как найти неизвестный множитель?

Д.: Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

Уч.: Кто нашёл множитель? Прочтите уравнение.

Д.: Первый множитель 3, второй неизвестный. Произведение равно 48. Второй множитель равен 16.

Если число 3 увеличить в несколько раз, то получится 48. Х равен16.

Уч.: В каком уравнении находили делитель?

Д.: Если число 68 уменьшили в несколько раз, то получится 4

Частное чисел 68 и неизвестного равно 4.

Делимое 68, делитель не известен. Частное равно 4.

Уч.: Как найти делитель?

Д.: Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное.

Уч.: Чему равен делитель?

Д.: Делитель равен 17.

7.Найди ошибку.

Уч.: Вас приветствует Мартышка. Она хочет научиться делить, но немного затрудняется. Давайте поможем ей найти ошибки.

75: 25=2 68:4 =18 56:2=28

60:15=5 72:24=5 98:16=6

Как проверить деление?

Д.: Деление проверяем умножением.

25 умножаем на 2. Получится 50, а нужно, чтобы получилось 75. Значит, пример решён неверно. Берём число 3. Умножаем 25 на 3. Получится 75. Значит, ответ 3.

Уч.: Можете ли вы помочь Мартышке объяснить последний пример?

Д.: Нет.

Уч.: Такие примеры мы ещё пока тоже не умеем решать, но сразу же после выполнения контрольной работы будем изучать тему «Деление с остатком». Вот тогда мы сможем объяснить такие примеры. Мартышка вам очень благодарна и приглашает вас немного отдохнуть.

Физминутка

Дети поют, выполняя движения, «Джунгли» (Муз. и сл. Г.Туманенко)

В джунглях, в джунглях есть кокосы и бананы,

Обезьяны залезают на лианы.

Мы с друзьями в джунглях побывать мечтаем

И сегодня в папуасов поиграем.

Бьёт весёлый там-там зажигательный ритм,

Словно огненный шар, солнце в небе горит.

А смешной какаду на лиане сидит,

Про свою красоту он нахально кричит.

8. Повторение деления двузначного числа на двузначное.

Удав любит выращивать цветы. Узнайте, во сколько просыпаются его любимые цветы.

75:15=5(ч) — мак

99:11=9(ч) – тюльпан

96: 12 =8(ч) – лилия

91:13=7(ч) – шиповник

Уч.: Какие цветы просыпаются раньше всех?

Какие цветы просыпаются последними?

Во сколько они просыпаются?

Как разделить двузначное число на двузначное?

Д.: Нужно подобрать такое число, чтобы при умножении делителя на это число получилось делимое.

9.Решение задач. Индивидуальная работа.

Уч.: Слоник хочет угостить вас мороженым. Для этого нужно решить задачи.

(Дети получают карточки с индивидуальными заданиями.)

Самопроверка. (В кармане «Проверь себя» каждый ученик находит номер своей задачи и проверяет свою работу.)

Уч.: Ребята, все герои очень рады нашей встрече. Они благодарят вас. Вы им очень хорошо помогли. Особенно рада. Она научилась делить .А Слоник благодарен… Он умеет теперь читать и решать уравнения. Нам пора в обратный путь.

III. Подведение итогов. Рефлексия .

Уч.: Кому было легко выполнять задания?

Что было интереснее всего?

Кто испытывал небольшие затруднения, качку?

Над чем ещё стоит поработать дома, чтобы быть готовым к контрольной работе?

IV. Домашнее задание.

Стр. 22 №4, №6. (По желанию детям предложены задания повышенной трудности.)

Задания для индивидуальной работы.

1. Мартышка собрала 18кг кокосов и 15 кг ананасов. Она разложила их в коробки по 3кг в каждую. Сколько коробок ей потребовалось?

2.Мартышка приготовила для ребят 84кг бананов по 12кг в коробке и столько же коробок с мандаринами, общим весом 98кг. Сколько килограммов мандаринов в каждой коробке?

3. Попугаю 48 лет. Он старше Удава на 33года, а Мартышка моложе Удава в 3 раза. На сколько лет Мартышка моложе Удава?

4. В саду у Удава расцвело 25 красных роз, 15 белых, а розовых – в 2 раза больше, чем красных и белых вместе. Сколько розовых роз расцвело в саду?

5. Из 15 ромашек и 12 васильков Удав составил 3 одинаковых букета. Сколько цветков было в каждом букете?

6.Удав вырастил 20 тюльпанов. Четверть цветов он подарил Мартышке на день рождения, а остальные тюльпаны он подарил по цветочку каждой девочке, прибывшей на корабле. Сколько тюльпанов досталось девочкам?

7. Попугай собрал с одной финиковой пальмы 24 кг фиников, а с другой — 56 кг. Все финики он разложил в корзины, по 8кг в каждую корзину. Сколько потребовалось корзин?

Проверь себя!

1.

К. — 15кг

Ап.-18кг разложила по 3кг в ? короб.

1)15+18=33(кг)- всего собрала Мартышка.

2). 33:3=11(кор.) – потребовалось Мартышке.

Ответ: 11 коробок.

II способ.

15:3+18:3=11(кор.)- потребовалось Мартышке.

Ответ: 11коробок.

2.

Масса 1кор. Кол-во кор. Общая масса

Б. 12кг одина- 84кг

М. ? ков. 98кг

1). 84:12=7(кор.)- с бананами

2). 98:7 =14(кг) – мандаринов в каждой коробке.

Ответ: 14кг мандаринов

98:(84:12)=14(кг) – мандаринов в каждой коробке.

Ответ: 14кг мандарин.

3.

П-48лет, на33г. >

Уд.

М.-? в 3 раза < на ? <

1). 48-33=15(л.) –Удаву.

2).15:3+5(л) – Мартышке.

3).15-5=10(л.)-на столько лет Мартышка моложе Удава.

4.

К. – 25р.

Б. 15 р. ? в 2 раза >

(25+15)х2=80(р.)-белых расцвело в саду.

Ответ: 80 белых роз.

5.

В 1 букете Число бук. Всего цв.

Р. оди- 15цв.

Вас. наков. 3 бук. 12цв.

(15+12):3 = 9 (цв.) – в каждом букете.

Ответ: 9 цветов.

II способ.

15:3+12:3=9(цв.) – в каждом букете

Ответ: 9 цветов.

6.

Вырастил -20т.

Подарил – четверть

Раздал -?

1). 20:4=5(т.)-подарил Мартышке.

2). 20-5=15(т.)- раздал девочкам.

Ответ: 15 тюльпанов.

20-20:4=15(т.)

Ответ: 15 тюльпанов.

7

I— 24 кг

II – 56 кг разложил по 8кг в ? корзин.

(24+56):8=10(к.)- потребовалось Попугаю.

Ответ: 10 корзин.

IIспособ.

24:8+56:8=10(к.) – потребуется Попугаю.

Ответ: 10 корзин.

Список литературы:

1. Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И.Моро, М.А.Бантовой и др. – М.: ВАКО, 2006.

2. Целоусова Т.Ю., Казакова О.В. Математика 3 класс: Поурочные разработки к учебнику М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. – М.: ВАКО, 2003.

3. Беденко М.В. Сборник текстовых задач: 1 – 4 класс. — Москва «ВАКО» 2006г.

4. Максименко Н.А. Математика: занимательные сказочные экологические задачи на уроках в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2006.

5. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки Издательство «Либерея-Бибинформ», г. Москва №2 2008г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here