Математика, 4 класс
Тема: Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда.
Цели:
-
отрабатывать приёмы письменного вычитания;
-
развивать математическую речь;
-
повторить способы проверки выполнения вычислений;
-
воспитывать взаимоподдержку, умение работать коллективно.
План урока
-
Организационный момент.
-
Устный счёт.
(На зрительных метках находятся геометрические фигуры.)
— Назовите геометрические фигуры, которые находятся на зрительных метках.
— Как вы думаете, какая фигура лишняя? Почему?
(Круг лишний, потому что все остальные геометрические фигуры – многоугольники.)
— Посмотрите, можно ли среди многоугольников выделить отдельную группу фигур?
(Можно, это четырёхугольники.)
— Снять фигуры могут те учащиеся, порядковый номер месяца рождения которых соответствует номеру фигуры VIII, V, X, IX.
Выбор фигуры вы должны обосновать, карточку перевернуть и прикрепить к доске.
(Учащиеся берут фигуру и несут к доске.)
— Какое слово получилось? (Ямал)
— Руслана расположи буквы в нужном порядке.
— Ямал – это полуостров, расположенный на территории нашего округа.
— Кто знает, как называется наш округ? (Ямало-Ненецкий автономный округ.)
— У каждого на столе карточка со сведениями о нашем округе. Давайте прочитаем, Наргиз прочитай, пожалуйста, в слух, продолжит Валерия. Найдите в тексте числовые данные и соотнесите с числом, записанным в правом столбике. Отметьте их галочкой.
Взаимопроверка:
— Проверьте правильность выполнения задания друг у друга. Обменяйтесь карточками, на интерактивной доске числа, которые вы должны были отметить. Возьмите карточки обратно.
— Поднимите зелёную сигнальную карточку тот, кто выполнил работу без ошибок. (мини-итог)
— Прочитайте числа, которые вы выбрали (слайд).
769 250, 73, 800, 200, 1 500, 44 000, 300 000, 48 000, 3 000 000
— Как называются эти числа?
(Многозначные.)
— Назовите наибольшее число. (3 000 000)
— Назовите наименьшее число. (73)
— Назовите предыдущее число. (769 250 – показать указкой) (769 249)
— Назовите последующее число. (769 251)
-
Актуализация опорных знаний.
— Прочитайте разность наибольшего и наименьшего чисел.
— Найдите значение этого выражения.
— Почему вы не можете быстро назвать результат?
— А как вы считаете можно вычислить? (калькулятор, письменный приём вычитания.)
— Какова тема нашего сегодняшнего урока?
— Сегодня мы разберём один из предложенных вами приёмов, это «Письменный приём вычитания многозначных чисел.
СЛАЙД
Письменные приёмы вычитания многозначных чисел.
СЛАЙД
Мы должны научиться…
(Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель обобщает.)
-
Вычитать многозначные числа, используя алгоритм письменных вычислений.
— Запишите тему урока в тетрадь.
— Чтобы без ошибок выполнять вычисления, давайте вспомним алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. (Слайд)
— Какой способ вычитания использовали? (Поразрядный.)
— Тот алгоритм вычитания, который мы вспомнили для трёхзначных чисел используется для вычитания всех многозначных.
— Давай выполним вычитание пятизначных чисел. У доски вычисления будет выполнять Фатима.
71 802 – 69 515 = 2 287
— А теперь я вам предлагаю выполнить вычитание девятизначного числа. У доски будет работать Катя.
540 809 031 – 1 704 021 = 539 105 010
-
Физминутка. ИКТ
«Строим дом».
Упр. На дыхание
Физ. упр
-
Закрепление.
(На доске запись)
а : (m + b) · c – n— k
— На карточках № 2 даны варианты числовых выражений
32 922 : (356 881 – 356 872) · 8 — 9 658 – 7 999
(382922 : 356 881 — 356 872) · 8 — 9 658 – 7 999
32 922 : (356 881 + 356 872) : 8 — 9 658 + 7 999
— Выберите числовое выражение соответствующее его буквенной записи. Докажите.
(Буквенной записи соответствует первое выражение.)
— Запишите выражение в тетрадь. Илья запишет выражение на доску.
— Решим это выражение с комментированием.
— Илья, определи порядок действий.
— Саша выполнит первое и второе действие.
1) 9
2) 3 658
— Артём Шелегов найдёт значение оставшихся действий.
3) 29 264
4) 19 606
5) 11 607
-
Самостоятельная работа в парах (работа на ноутбуках).
— Чтобы убедиться, умеем ли мы вычитать многозначные числа, выполним работу на тренажерах.
— Включите ноутбуки, на рабочем столе найдите значок тренажёра, включите его. Группы с синей карточкой выберите тренажёр на вычитание, с красной карточкой выбирают тренажёр «Ребусы» на вычитание. Умеющими выполнять письменное вычитание многозначных чисел, будут считаться те пары, которые сумеют выполнить все задания тренажёра и получить оценку компьютера. На выполнение данной работы вам отводится три минуты.
— Поднимите руки, кто справился с заданием. Вы получаете отметку пять. Те кто не сумел справиться с работой не расстраивайтесь, мы еще потренируемся и у вас всё получится. Поможет вам и выполнение домашнего задания.
-
Д/З
— Откройте дневники, запишем домашнее задание.
Рабочая тетрадь «Дружим с математикой» с. 32, № 73. Действия выполняем в рабочей тетради «Дружим с математикой», проверку записываем в рабочие тетради.
-
Итог урока. Рефлексия.
— У каждого на столе круг.
-
Если на уроке вам было всё понятно, нарисуйте на круге вот такое изображение.
-
Если вам было что-то непонятно на уроке, нарисуйте такое изображение.
-
Если вы ничего не поняли на уроке, ничему не научились, нарисуйте такое изображение.
— Артём Конев подойди ко мне, ребята покажите свои рисунки. Артём посмотри на рисунки ребят, как ты думаешь, справились мы с задачей, которую поставили в начале урока?
ОЦЕНКИ ЗА УРОК:
— За работу на уроке получают …
Карточки к уроку