Урок математики по теме «Единицы времени. Секунда»

(4-й класс УМК «Школа России»

Степанова Светлана Борисовна

учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» города Бежецка, Тверской области

Авторы учебника: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.

Тема урока: “Единицы времени. Секунда”.

Цели урока:

  1. Познакомить обучающихся с новой единицей времени – секундой.

  2. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи с единицами времени.

  3. Воспитывать бережное отношение к времени.

Оборудование: Модель циферблата часов, секундомер,метроном, карточки с тестами.

Ход урока

I. Орг момент.

Учите, дети, математику!
Вникайте тщательнее в суть…
Гоните лень, освойте тактику —
Учить предмет не как-нибудь.

Прилежно слушайте учителя,
Следя за тем, что на доске,
Заданья делайте усидчиво
И, не шушукаясь ни с кем.

— Этот совет нам пригодится сегодня на уроке. Готовы к работе?

II. Сообщение темы и целей урока.

— Скажите, над какой темой мы с вами работаем? (Единицы времени).

— Сегодня на уроке мы закрепим знания полученные на прошлых уроках по данной теме. Познакомимся с новой единицей времени. Будем развивать навыки устного и письменного счёта, продолжим работать над решением задач и простейших неравенств.

III. Устный счёт.

В данной таблице зашифрована тема урока, расшифруйте ее:

464

9

4600

443

437

6

380

а – 3800:100 с – 358+6 к — 92∙50

н – 453-6 е – 80:16+4

у – 678-235 д – 600 10:1000

— Молодцы! Вы отлично справились с заданием , узнали тему нашего урока.

Раз — секунда пролетела,
Оглянуться не успела.
Шестьдесят секунд промчались —
И минуткой оказались.
Ну а шестьдесят минут
Целый час с собой ведут.
Час за часом двадцать раз
И четыре про запас —
Сутки полные проходят,
День и ночь с собой уводят.

1.- Чему равна треть суток?(8 часов)

— А чему равна половина суток? (12 часов)

— А четверть часа? (15 минут)

— 3/ четверти часа? (45 минут)

— 3/четверти года? (9 месяцев)

2. Решение задач на смекалку:

1) У. Когда мотоциклист проехал 90 км и ещё половину всего пути, то оказалось, что он приехал на место назначения. Сколько километров он проехал? (180 км).

2) У. Какое (чётное или нечётное) число получится, если сложить по порядку 6 натуральных чисел?( Нечётное).

1) Работа с часами.

— Посмотрите на наши часы. Сколько у них стрелок? (3)

— Назовите их. (Часовая, минутная, секундная)

— Понаблюдаем, как они движутся. (Часовая почти не сдвинулась с места, минутная передвинулась на одно деление, а секундная сделала целый круг)

— Чему равно деление минутной стрелки? (1 минута)

— Что сделала за это время минутная стрелка? (Прошла 60 делений)

— Какой можно сделать вывод?

1 мин = 60 сек.

— На уроках физкультуры вы бегаете на время, выполняете упражнения. Как называется прибор, которым пользуется учитель? (Секундомер)

Он похож на часы, но его циферблат рассчитан на 1 минуту. А сколько это секунд? Секундную стрелку в секундомере можно остановить. (рассматриваем секундомер и другие виды часов)

IV. Работа с учебником стр.54

Правы ли мы были, когда формулировали правило, что в 1 минуте 60 секунд?

V. Работа с метрономом

— Посмотрите на этот прибор, его называют метроном. Предлагаю в такт метроному назвать хором числа, начиная с 21… Я засекаю по секундомеру 10 секунд, после чего говорю «Стоп!»

— Сколько вы назвали? (10)

— Сколько двузначных чисел можно назвать в 1 секунду?

VI. Практическая работа.

— А что можно сделать за 1 секунду? (1 – 2 шага)

— А что можно успеть за 1 секунду. (Скорость движения звука, скорость космического корабля.

— I космическая скорость – 8 км/с

— II космическая скорость отличается от первой на 3 км/с. Какова она?

Д. 11км/c

У. Имейте в виду, ребята, что у корабля есть и III космическая скорость. Она нужна для того, чтобы преодолеть солнечное притяжение и отправиться к другим звёздным мирам. Она больше I космической скорости в 2 раза. Какова она?

Д. 16 км/c.

VII. Закрепление нового материала.

Выполнить № 273 – устно (Выразить 1мин. 45 с. – в секундах)

275 – решить задачу, используя краткую запись:

32 сн. – за 2 с.

? сн. – за 10

Решение: 32 : 2?10 =160 с

Ответ: За 10 секунд кинокамера сделает 160 снимков..

VIII. Физкультминутка.

От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход (встать из-за парты )

Раз, два.
Он назад шагнул сначала (шаг назад )
Раз, два,
А потом шагнул вперёд (шаг вперёд ),
Раз, два.
И потом поплыл по речке (волнообразные движение руками),
Набирая полный ход (ходьба на месте).

IX. Работа над пройденным материалом

1. Решение задачи № 277 с объяснением. (После чтения задачи, записать краткое условие в таблице).

Масса 1 ящика

Кол-во ящиков

Масса всех ящиков

Яблок – по 9 кг

Слив — ?кг

10 ящ.

8 ящ.

?

?

170 кг

Решение задачи:

1. 10 ? 9 = 90 (кг ) – яблок

2.170 – 90 = 80 (кг ) – слив

3. 80 : 8 = 10 (кг ) – в 1 ящике

2. Работа в парах – (№ 276 – поставить знаки < или > так, чтобы получились верные неравенства ). Взаимопроверка.

3. Решение примера на порядок действий.

900 – (600 – 130 ? 4 ) : 10 + 140 : 5 ? 2 = 948

4. Решение уравнений № 278 по вариантам.

(Верхняя строка – 1 вариант

Нижняя строка — II вариант)

X. Работа с тестами. (У каждого ученика карточка с тестами).

1. Вырази 3 минуты в секундах?

а) 300с.

б) 30 с.

в) 3000с.

г) 180 с..

2. Сколько минут в 5 часах?

а) 500 мин.

б) 300 мин.

в) 150 мин.

г) 50 мин.

3. Сколько месяцев в 4 годах?

А) 28

б) 38

в) 48

г) 50.

4. Какая из следующих записей верная:

5мин. 6с = 56 с

5мин.6с = 506 с.

5мин.6с = 306 с.

5мин. 6с = 36с.

X. Подведение итогов.

— Что нового узнали на уроке?

— Какие единицы времени знаете?

— Какую роль играет время в жизни человека? (приучать себя жить по установленному режиму, уметь высчитывать , сколько времени ему понадобится на то, или другое занятие, что он успеет сделать за данный отрезок времени и т. д.).

— Какие задания вам показались слишком сложными? Как будем устранять затруднения?

XI. Домашнее задание. № 279, № 274 (1, 2) стр.54.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here