Ворожейкина Лариса Алексеевна
МОБУ СОШ с. Новая Отрадовка
учитель начальных классов
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: знакомство с приемом письменного умножения на двузначное число.
Задачи:
Образовательная:
-
ознакомить с приемом письменного умножения на двузначное число.
-
усвоить алгоритм письменного умножения данного вида;
-
совершенствовать навыки решения текстовых задач;
-
продолжить отрабатывать навыки устных и письменных вычислений;
Развивающая:
-
развивать навык устного счёта;
-
совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления;
-
развитие умения аргументировать своё мнение;
-
развивать интерес детей к математике, их математические способности;
-
развитие умения давать самооценку своей деятельности;
-
Создать условия для развития аналитико-синтетических умений,
-
Учебно-познавательных процессов (логического мышления, критического мышления, зрительной памяти)
Воспитательная:
-
воспитывать дисциплинированность, ответственность, самоуважение; активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;
-
воспитывать уважение к историческому наследию русского народа.
-
уважительного отношения к своему здоровью.
-
создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.
Ожидаемые результаты:
на уроке дети должны научиться умножать двузначное число на двузначное; познакомиться с решением примеров, используя запись в столбик; применять эти знания, работая с примерами.
Оборудование: презентация, листы: ЗУХ, СИНКВЕЙН; таблица-алгоритм, рабочая тетрадь, учебник и его задания.
1 этап Самоопределение к деятельности. (Орг. момент)
А) Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Б) Запись даты урока
В) Минутка чистописания ( слайд № 1)
— Ребята, а как бы вы хотели, чтобы прошёл наш урок?
( познавательно, дружно, успешно)
— А что от вас требуется, чтобы урок прошел успешно?
(внимание, трудолюбие, усидчивость, хорошие знания, сообразительность, память)
Моя цель – помочь вам в достижении ваших целей.
Г) Помощником нашего урока является и таблица ЗУХ— ( Знаю, Умею, Хочу узнать). Не забывайте ее вовремя заполнять.- она ориентир в планировании и подведении итога нашей работы
.2 этап. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности.
«ЦЕПОЧКА» ( слайд № 2-5)
— Решите цепочку примеров и найдете правильный ответ.
( Ломоносов, Бетховен, лиственница , 1176)
Постановка учебной задачи, темы урока.
-Почему возникли затруднения?
— Давайте эту проблему сегодня на уроке и разрешим.
— Итак, какую цель поставим на сегодняшнем уроке?
-Какова тема урока?
3.этап Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания.
— Ребята, а какими сведениями вы располагаете по нашей теме урока?
(Свои соображения запишите в первую колонку ЗУХ)
— Когда я готовилась к уроку, то вычитала, что умножать на двузначное число можно 2.5 способами. Мне стало интересно, а может быть, среди них существует наиболее быстрый и легкий способ. И я решила их изучить!
— А кому из вас интересно познакомиться со всеми способами и выявить наиболее доступный?
( запишите во вторую колонку ЗУХ)
1) Немного истории ( доклад ученика)
Умножение чисел сейчас изучают в первом классе школы. А вот в XVIII-XIX веках совсем немногие владели искусством умножения. Редкий аристократ мог похвастаться знанием таблицы умножения.
Однако в России среди крестьян некоторых губерний был распространен способ, который не требовал знания всей таблицы умножения. Он получил название “русский, крестьянский способ умножения”.
_ Выглядел он так! ( слайд № 7)
« Мозговой штурм»
—Образуйте группы, каждая группа должна продумать все возможные решения и дать один — наиболее верный, по вашему мнению, ответ.
( на линии с числом 1 находился верный ответ)
Множитель = 13 | |
32 | х 13 |
16 | х 26 |
8 | х 52 |
4 | х 104 |
2 | х 208 |
1 | х 416 |
|
|
— Возвращаемся к нашему примеру. ( слайд № 8)
— Какие у вас есть предложения по решению проблемы? ( слайд № 9)
Множитель = 56 | |
21 | х 56 |
? | х 112 |
Возникает сложность.
Вывод: Этот способ не всегда удобный.
— Как называется способ, которым мы решали?
— Можно ли его считать полным, законченным?
(запишите во вторую колонку ЗУХ — 0.5 способа)
— Как же быть, пример-то необходимо решать. Какие еще способы нам знакомы? ( слайд № 9)
4 этап. Включение в систему новых знаний, повторение и самостоятельная работа.
2) Письменный прием умножения на двузначное число.
— Кто готов попробовать вычислить?
( сравнение с образцом) ( слайд № 10)
-Это называется письменный прием умножения
— Повторим письменный алгоритм умножения на двузначное число, используя памятку.
А) Физминутка. (Слайд 10-11)
Б) ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ
24 * 13=312
36 * 18 =648
17 * 25 =425
В) ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА
— Желающие получить высокую отметку, решают задачу в Рабочей тетради на с. 53 № 171 самостоятельно.
55*12=110+55=660 ( км) – проехала Жигули
49*13=147+49=637 ( км) – проехал Запорожец
660-637=23 ( км)
Ответ. Машина Запорожец, на 23 км.
— Желающие получить хорошую отметку – решают № 531 с. 129 учебника у доски, по цепочки.
Г) ТАБЛИЦА ЗУХ
— Вернемся к нашей таблице знаний.
— Как называется способ, которым мы решали?
— Можно ли его считать полным, законченным?
(Сведения запишите во вторую колонку ЗУХ)
-А чтобы вы еще хотели узнать по нашей теме?
( Заполните третью колонку таблицы)
— Ребята, как вы думаете , наш отчет готов?
3) Оригинальный способ ( видеоролик) ( слайд № 13)
— Как называется способ, который мы смотрели?
( запишите во вторую колонку)
5 этап Закрепление
— Мы познакомились со всеми 2.5 способами.
— А сейчас я вас попрошу проверить их в деле.
( слайд№ 14)
— Решите эти примеры в тетради одним из способов и докажите, что он наиболее удобный, рациональный. ( работаем в группах, если возникнет необходимость объясняем соседу)
Е ) ПРОВЕРКА
Каким способом решал? Почему?
ВЫВОД: Лучше решать проверенным, отточенным способом.
6 этап Рефлексия деятельности. Итог урока.
Ж) ОТЧЕТ ПО ТАБЛИЦЕ ЗНАНИЙ.
-Проанализируйте и оцените свою работу по таблице знаний — подготовьтесь к отчету.
— Кто готов предоставить отчет?
З) СИНКВЕЙН.
6) Домашнее задание № 532, 533