Ворожейкина Лариса Алексеевна

МОБУ СОШ с. Новая Отрадовка

учитель начальных классов

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: знакомство с приемом письменного умножения на двузначное число.

Задачи:

Образовательная:

  • ознакомить с приемом письменного умножения на двузначное число.

  • усвоить алгоритм письменного умножения данного вида;

  • совершенствовать навыки решения текстовых задач;

  • продолжить отрабатывать навыки устных и письменных вычислений;

Развивающая:

  • развивать навык устного счёта;

  • совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления;

  • развитие умения аргументировать своё мнение;

  • развивать интерес детей к математике, их математические способности;

  • развитие умения давать самооценку своей деятельности;

  • Создать условия для развития аналитико-синтетических умений,

  • Учебно-познавательных процессов (логического мышления, критического мышления, зрительной памяти)

Воспитательная:

  • воспитывать дисциплинированность, ответственность, самоуважение; активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;

  • воспитывать уважение к историческому наследию русского народа.

  • уважительного отношения к своему здоровью.

  • создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.

Ожидаемые результаты:

на уроке дети должны научиться умножать двузначное число на двузначное; познакомиться с решением примеров, используя запись в столбик; применять эти знания, работая с примерами.

Оборудование: презентация, листы: ЗУХ, СИНКВЕЙН; таблица-алгоритм, рабочая тетрадь, учебник и его задания.

1 этап Самоопределение к деятельности. (Орг. момент)

А) Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Б) Запись даты урока

В) Минутка чистописания ( слайд № 1)

Ребята, а как бы вы хотели, чтобы прошёл наш урок?

( познавательно, дружно, успешно)

— А что от вас требуется, чтобы урок прошел успешно?

(внимание, трудолюбие, усидчивость, хорошие знания, сообразительность, память)

Моя цель – помочь вам в достижении ваших целей.

Г) Помощником нашего урока является и таблица ЗУХ— ( Знаю, Умею, Хочу узнать). Не забывайте ее вовремя заполнять.- она ориентир в планировании и подведении итога нашей работы

.2 этап. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности.

«ЦЕПОЧКА» ( слайд № 2-5)

— Решите цепочку примеров и найдете правильный ответ.

( Ломоносов, Бетховен, лиственница , 1176)

Постановка учебной задачи, темы урока.

-Почему возникли затруднения?

— Давайте эту проблему сегодня на уроке и разрешим.

— Итак, какую цель поставим на сегодняшнем уроке?

-Какова тема урока?

3.этап Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания.

— Ребята, а какими сведениями вы располагаете по нашей теме урока?

(Свои соображения запишите в первую колонку ЗУХ)

— Когда я готовилась к уроку, то вычитала, что умножать на двузначное число можно 2.5 способами. Мне стало интересно, а может быть, среди них существует наиболее быстрый и легкий способ. И я решила их изучить!

— А кому из вас интересно познакомиться со всеми способами и выявить наиболее доступный?

( запишите во вторую колонку ЗУХ)

1) Немного истории ( доклад ученика)

Умножение чисел сейчас изучают в первом классе школы. А вот в XVIII-XIX веках совсем немногие владели искусством умножения. Редкий аристократ мог похвастаться знанием таблицы умножения.

Однако в России среди крестьян некоторых губерний был распространен способ, который не требовал знания всей таблицы умножения. Он получил название “русский, крестьянский способ умножения”.

_ Выглядел он так! ( слайд № 7)

« Мозговой штурм»

Образуйте группы, каждая группа должна продумать все возможные решения и дать один — наиболее верный, по вашему мнению, ответ.

( на линии с числом 1 находился верный ответ)

Множимое = 32

Множитель = 13

32 

х 13

16 

х 26

х 52

х 104

х 208

х 416

— Возвращаемся к нашему примеру. ( слайд № 8)

— Какие у вас есть предложения по решению проблемы? ( слайд № 9)

Множимое = 21

Множитель = 56

21

х 56

?

х 112

Возникает сложность.

Вывод: Этот способ не всегда удобный.

— Как называется способ, которым мы решали?

— Можно ли его считать полным, законченным?

(запишите во вторую колонку ЗУХ — 0.5 способа)

— Как же быть, пример-то необходимо решать. Какие еще способы нам знакомы? ( слайд № 9)

4 этап. Включение в систему новых знаний, повторение и самостоятельная работа.

2) Письменный прием умножения на двузначное число.

— Кто готов попробовать вычислить?

( сравнение с образцом) ( слайд № 10)

-Это называется письменный прием умножения

Повторим письменный алгоритм умножения на двузначное число, используя памятку.

Алгоритм умножения на двузначное число

  1. Умножаем на число единиц. (Получаем первое

неполное произведение.

  1. Умножаем на число десятков. (Получаем второе

неполное произведение)

  1. Складываем неполные произведения. (Получаем

полное произведение.)

А) Физминутка. (Слайд 10-11)

Б) ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ

24 * 13=312

36 * 18 =648

17 * 25 =425

В) ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА

— Желающие получить высокую отметку, решают задачу в Рабочей тетради на с. 53 № 171 самостоятельно.

55*12=110+55=660 ( км) – проехала Жигули

49*13=147+49=637 ( км) – проехал Запорожец

660-637=23 ( км)

Ответ. Машина Запорожец, на 23 км.

— Желающие получить хорошую отметку – решают № 531 с. 129 учебника у доски, по цепочки.

Г) ТАБЛИЦА ЗУХ

— Вернемся к нашей таблице знаний.

— Как называется способ, которым мы решали?

— Можно ли его считать полным, законченным?

(Сведения запишите во вторую колонку ЗУХ)

-А чтобы вы еще хотели узнать по нашей теме?

( Заполните третью колонку таблицы)

— Ребята, как вы думаете , наш отчет готов?

3) Оригинальный способ ( видеоролик) ( слайд № 13)

— Как называется способ, который мы смотрели?

( запишите во вторую колонку)

5 этап Закрепление

— Мы познакомились со всеми 2.5 способами.

— А сейчас я вас попрошу проверить их в деле.

( слайд№ 14)

— Решите эти примеры в тетради одним из способов и докажите, что он наиболее удобный, рациональный. ( работаем в группах, если возникнет необходимость объясняем соседу)

Е ) ПРОВЕРКА

Каким способом решал? Почему?

ВЫВОД: Лучше решать проверенным, отточенным способом.

6 этап Рефлексия деятельности. Итог урока.

Ж) ОТЧЕТ ПО ТАБЛИЦЕ ЗНАНИЙ.

-Проанализируйте и оцените свою работу по таблице знаний — подготовьтесь к отчету.

— Кто готов предоставить отчет?

З) СИНКВЕЙН.

6) Домашнее задание № 532, 533

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here