Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гайнская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол № 1 ___________________ _______________
от «___»_________
Рук. ШМО_________ «___»_____________г. «___»_________г.
Это трудное сжатое
изложение
Программа курса по выбору 9 класс
Автор – составитель: Мизёва А.В.,
учитель русского языка и литературы
2013
Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Это трудное сжатое изложение» предназначена для учащихся 9-х классов с разным уровнем усвоения учебного материала. Рассчитана на 17 часов и позволяет развить интерес к изучению русского языка, повысить базовый уровень, сформировать устойчивые навыки написания сжатого изложения, орфографическую и пунктуационную грамотность, сориентировать учащихся в выборе профиля дальнейшего обучения. Она ориентирована не только на изучение и углубление теории, но использование полученных сведений на практике, обобщение и совершенствование знаний учащихся по трудным темам русского языка.
Цель курса – научить девятиклассников активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать.
При реализации цели решаются следующие ключевые задачи:
— расширение теоретических сведений по приёмам компрессии текста;
— совершенствование орфографических и пунктуационных навыков на базе повторения основных разделов грамматики;
— развитие речевой культуры;
— выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся;
— воспитание у слабоуспевающих веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по изучению русского языка;
— воспитание уважения и бережного отношения к родному языку;
— подготовка к ГИА.
Программа предполагает следующие виды деятельности учащихся:
-обобщение теоретического материала в форме алгоритмов, лингвистических карт, опорных конспектов, таблиц;
— исследование различных лингвистических словарей,
— составление памятки «Как писать сжатое изложение»
— выступления с сообщениями;
— написание сжатого изложения;
— анализ текстов;
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
— чётко следовать инструкции, сопровождающие задание;
— писать сжатое изложение под аудиозапись;
— владеть разными видами компрессии текста;
— на слух воспринимать текст и сжато передавать главную информацию;
— решать орфографические и пунктуационные задачи;
— самостоятельно распознавать различные орфограммы и пунктограммы;
— корректировать написанное, грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке;
— работать с орфографическими словарями;
— сосредоточенно и эффективно работать во время экзамена.
Содержание программы
Введение. (1 час)
Введение в курс по выбору «Учимся писать сжатое изложение». Значение курса. Направленность и актуальность. Постановка целей и задач. Знакомство с программой курса. Основные разделы. Виды учебной деятельности. Проблема грамотности в современном мире. Что такое современный литературный язык. Из истории развития языка.
Задание С1. Сжатое изложение. Знакомство с критериями оценивания части С1 (1ч).
Структура и содержание экзаменационной работы для выпускников 9 класса по новой форме итоговой аттестации по русскому языку. Требования к написанию сжатого изложения. Критерии оценивания задания части С1. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
Текст. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приём исключения (1ч).
Понятие о тексте. Признаки текста: заглавие, завершённость, связность, стилевое единство, цельность. Типы текстов по функционально смысловым особенностям и стилям речи. Стили речи: научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Анализ текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. Исключение второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнений, пояснений и пр.). Аудиозапись текста изложения. Памятка «Как правильно слушать аудиозапись».
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Приём обобщения (1ч).
Анализ текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. Обобщение единичных явлений и фактов, перевод частного в общее.
Аудиозапись текста изложения. Памятка «Как правильно слушать аудиозапись».
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Приём упрощения (1ч).
Анализ текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма УПРОЩЕНИЕ. Упрощение: замена сложных синтаксических конструкций простыми.
Аудиозапись текста изложения. Памятка «Как правильно слушать аудиозапись».
Выбор приемов сжатия текста. (1ч)
Работа по анализу текстов. Мини-тексты различных типов. Прослушивание аудиозаписи (мужской и женский голоса). Устное и письменное сжатие мини – текстов. Способы выбора наиболее удачного приёма компрессии текста.
Практикум по сжатию текста. (4ч)
Задания по различным приёмам сжатия текста. Контрольное сжатое изложение по аудиозаписи. Анализ, коррекция, работа над ошибками. Анализ текстов.
Проверка и оценка сжатого изложения. (4ч)
Памятка для анализа изложения. Редактирование текста сжатого изложения.
Речевые нормы русского языка. (1ч).
Классификация речевых и грамматических ошибок. Речевые ошибки, встречающиеся в творческих работах выпускников основной школы.
Упражнения для подготовки учащихся к написанию изложения. (2ч)
Упражнения на сравнение исходного текста с его изложением. Психологический тренинг. Контрольное сжатое изложение. Общая и частная диагностика успешности и затруднений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название тем курса | Всего часов | Лекц. | Прак. | Формы организации деятельности учащихся | Форма контроля | Форма организации самостоятель- ной работы | |
1. | 1. Введение. Введение в курс по выбору. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Конспект лекции. Составление схемы. | Устный опрос | Анкетирование «Моя грамотность» |
2. | ГИА. Задание С1. Сжатое изложение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини — лекция. Практикум. | Анализ текста Создание текста | Анализ текста |
3 | Что такое сжатие (компрессия) текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини — лекция. Практикум. | Заполнение таблицы | Анализ текста |
4. | Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини — лекция. Практикум. | Заполнение таблицы | Анализ текста |
5. | Отработка приема УПРОЩЕНИЕ | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини — лекция. Практикум. | Заполнение таблицы | Анализ текста |
6. | Выбор приемов сжатия текста. | 1 |
| 1 | Анализ текста | Составление опорного конспекта | Анализ текста |
7. | Практикум по сжатию текста. Решение упражнений по формированию навыка сокращения текста | 1 |
| 1 | Парная работа по сжатию текста | Редактирование текста | Упражнения |
8 | Работа над ошибками. Редактирование текста. | 1 |
| 1 | Самостоятельная работа по редактированию текста | Составление памятки и алгоритма. | Работа с деформированным текстом |
9-10 | Зачёт. Практикум. Обучающее сжатое изложение. | 2 | — | 2 | Сжатое изложение под аудиозапись | Творческая работа | Работа с аудиозаписями |
11 | Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. | 1 |
| 1 | Работа с критериями оценивания сжатого изложения Анализ текста | Составление памятки | Работа с аудиозаписями |
12 | Редактирование текста сжатого изложения | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини — лекция. Практикум. Редактирование текста | Анализ текста | Работа с аудиозаписями |
13-14 | Контрольное сжатое изложение | 2 |
| 2 | Сжатое изложение | Творческая работа | Работа с аудиозаписями |
15 | Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок». Речевые ошибки | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с таблицей. Анализ деформированных предложений и текстов. | Тест | Работа с аудиозаписями |
16 | Упражнения для подготовки учащихся к написанию изложения.
| 1 |
| 1 | Групповая работа. Анализ текстов. | Анализ текста | Работа с аудиозаписями |
17 | Контрольное сжатое изложение | 1 |
| 1 | Сжатое изложение |
|
|
Литература для учителя
-
Дейкина, А.Д., Пахнова Т.М. Изложение – аттестационная форма контроля. / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: Просвещение, 1996.
-
Мартынова, Л.А. Подготовка к экзаменационному изложению в 9 классе. / Л.А. Мартынова. – М: Дрофа, 2005.
-
Рыбченкова, Л.М. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. / Л.М. Рыбченкова. – М: Просвещение, 1998.
-
Соловьева, Н.Н. Изложение без шпаргалки. / Н.Н. Соловьёва.– М.: Дрофа, 2005.
Литература для обучающихся
-
Егораева, Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. / Г.Т. Егораева. – М.: Экзамен, 2013.
-
Иванова, С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс./ С.Ю. Иванова. – М.: Экзамен, 2010.
-
Львова, С.И., Замураева, Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. / С.И. Львова, Т.И. Замураева. – М.: Эксмо, 2012.
-
Сычева, В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. / В.П. Сычёва. – М.: Экзамен, 2012.
5. Цыбулько, И.П., Степанова, Л.С. Государственная итоговая аттестация — 2013: Экзамен в новой форме. Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Федеральный институт педагогических измерений./ И.П.Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: Астрель, 2013.