Тема:
«Ломаная линия»
Автор: Хохлова Ирина Борисовна, учитель
начальных классов
МБОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска
Алтайского края»
УМК «Гармония» 1 класс математика
Тема: Ломаная линия
Цель: путём наблюдения, сравнения познакомить детей с понятиями: ломаная линия, звенья ломаной линии.
Задачи урока:
1.Образовательная: — познакомить учащихся с ломаной линией и её видами;
-повторить: отрезки, линии.
2.Развивающая: — развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию;
-развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
— совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.
3.Воспитательная: — воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, тетрадь, учебник, карандаши, листки бумаги для рисования, карточки красного и синего цвета с математическими выражениями, складная планка, сердечко для рефлексии.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий поисковой работой.
Педагогические технологии:
— личностно – ориентированного обучения;
— объяснительно – иллюстративного обучения;
— педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ — технология (презентация).
Ожидаемый результат:
-
знать что такое ломаная линия, из чего она состоит, чем отличается от прямой, луча, кривой линии
-
расширение знаний о геометрическом материале
-
повышение активности учащихся на уроках;
-
улучшение результатов обучения;
-
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
-
обогащение словарного запаса
Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Психологический настрой учащихся.
Организационный момент.
| Создание благоприятной рабочей обстановки.
Включение учащихся в деятельность.
| — Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
|
|
2.Актуализация знаний учащихся | Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | -Миша (герои учебника, которые на протяжении 4-х лет сопровождают учащихся на уроке математики) нарисовал нам рисунок. Слайд №2
— Какие задания он хотел бы предложить? — А что такое отрезок? — Что вы знаете о прямой линии?
– Как бы вы разделили данные линии на группы?
-Что повторяли? Для чего? |
-назвать линии Отрезок — это часть прямой линии, ограниченной с двух сторон.
Она бесконечна, не имеет границ, т.е. её можно продолжить в любую сторону
— поделить линии на группы
идёт классификация (по цвету, с точками — без точек, ровные — кривые).
Высказывания детей
|
3.Постановка учебной задачи.
| Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»
| -Какая же фигура на ваш взгляд лишняя? -А как называется данная фигура? — Есть ли какое сходство у неё с отрезками? Как бы вы её назвали?
— А что бы вы хотели узнать про эту линию?
| -? -?
Предположения детей Как называется? Как начертить? Из чего состоит? Как сконструировать? Где можно увидеть?
|
4.Составление плана для достижения учебной задачи.
| Поиск оптимального решения учебной задачи.
| -Кто скажет чему надо научиться сегодня на уроке?
-Так вот, сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием и, надеюсь, ответим на многие ваши вопросы.
| Предположения детей: -строить новую линию — отличать её от других фигур — узнать, какие бывают новые линии
|
5. Физминутка. | Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.
| Учитель проговаривает стихотворение: Хомка, хомка, хомячок! Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз- два- три- четыре- пять! Хомка сильным хочет стать! | Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия хомки. |
6.Реализация плана.
| Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи. | -Попробуем сконструировать данную линию. (учитель заранее, летом, готовит стебли растений, напоминающих солому)
У детей на партах стебли-соломки -Возьмите стебель, изготовьте с его помощью квадрат. — Как вы это будете делать?
В процессе наблюдения выясняем: — части линии – отрезки — соединяются концами — идут друг за другом
– Какое название вы бы дали этой линии?
– А где можно узнать точно? (с.120-121) Выясняем, что точное название линии “ломаная линия”. – Наша линия похожа на эту?
— Как называются части-отрезки ломаной линии?
-Сколько звеньев в ломаной линии, составленного квадрата?
Исследование ломаной линии путём практической работы.
У детей на партах ещё находится материал для моделирования ломаной: тесьма, палочки, пластилин, проволока. Детям нужно выбрать соответствующий материал для построения ломаной линии и доказать свой выбор.
— Сколько звеньев выбираете?
— А 1 звено?
-А 2 звена? Вывод: наименьшее количество звеньев ломаной – 2. Слайд № 3 Начертите ломаную линию в тетради, ту, которую вы сконструировали на парте
Слайд № 4 Вводится понятие “вершина ломаной”. Для этого предлагается задание: “Обозначьте красным карандашом точки, в которых звенья соединяются друг с другом. Данные точки называются вершинами ломаной. Чёрные точки – концы ломаной линии.
-Что можно сказать об этих ломаных? Разделите на группы Слайд № 5
— А где в жизни можно встретить модели ломаных линий?
Слайды № 6-9 |
Предположения детей (сломать на части, отрезать на части и затем составить квадрат и т.д.)
дети пытаются придумать название -в учебнике
— сравнение по ранее выделенным параметрам
-звенья ломаной линии
-4
-3, 4…
-Нет, для этой линии уже есть название “отрезок”
Выполнение детьми в тетради
-Замкнутые -незамкнутые
Предположения детей: крыши домов, горы и т.д.
Дети находят модели линий и показывают их.
|
7.Итог урока. Рефлексия. | Формирование умений соотносить цель и результат.
Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
| Мы с вами хорошо потрудились, сегодня познакомились с ещё одной группой линий – ломаными линиями, ответили на многие ваши вопросы, но ломаная линия таит в себе ещё много загадок, а разгадывать мы их будем на наших следующих уроках.
– Понравился ли вам урок? – Что нового узнали сегодня на уроке? – Какие задания вы выполнили с удовольствием. – А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности
-Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… -На следующем уроке мы… Спасибо за урок! Слайд №10 |
|