Класс: 3
Тема: Граф. Вершины и рёбра графа.
Цель: Познакомить учащихся с понятиями «граф», «вершина», «ребра графа». Научить строить граф.
Задачи:
-
Развивать логическое мышление.
-
Развивать умение анализировать задачу и построить по условию гаф.
-
Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: урок — беседа, практическая работа
Метод обучения: объяснительно — иллюстративный, словесный, репродуктивный, практический
Материально — техническое обеспечение: карточки с практическими заданиями, тетради, компьютер, интерактивная доска, доска.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Организационный этап | Здравствуйте, присаживайтесь.
Давайте проверим готовность к уроку: тетради, ручки | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку |
Мотивационный этап | Сегодня на уроке мы с вами сначала повторим, что такое множество, затем приступим к изучению новой темы. И на втором этапе урока выполним практическую работу с программой Paint. |
|
Повторение пройденного материала | Ребята, давайте вспомним с вами, что такое множество?
Молодцы, давайте рассмотрим понятие «множество» на примере, а в этом нам поможет игра «Найди лишнее». Ваша задача определить лишний предмет и сказать к какому множеству относятся оставшаяся группа слов. Обратите внимание на экран:
Игра «Найди лишнее» 1) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка. 2) Река, озеро, мост, море. 4) Курица, петух, орёл, гусь. 5) Саша, Витя, Петров, Коля.
| Множество — это объединение предметов по общему признаку
Ученики находят лишнее слова и приводят аргументы.
Складывают домино. |
Изучение нового материала | Вот мы с вами вспомнили, что такое множество, сейчас переходим к изучению новой темы. Давайте откроем тетрадки и запишем дату и классная работа.
Сейчас мы с вами будем путешествовать по различным картам и по различным маршрутам. Посмотрим, как строить эти маршруты и как находить нужный путь по заданному маршруту. Сейчас мы с вами посетим страну сладких городов. Перед вами на экране открыта карта «Сладких городов». Давайте внимательно на неё посмотрим.
На нашей карте есть города как, Зефирия, Конфетия, Шоколандия, Вафландия, а также на нашей карте показаны дороги, давайте посмотрим, куда они ведут.
Ребята, данную карту не удобно перерисовывать в тетрадь. Как можно упростить ее так, чтобы было легче зарисовать ее в тетрадь
Для этого мы можем вместо рисунков нарисовать точки, а вместо названий городов мы можем поставить первые буквы города.
Ребята, а как вы думаете, как на схеме можно зарисовать дороги, которые ведут в города?
Молодцы правильно, можно зарисовать линиями. Вот у нас получился рисунок, который называется граф. Сегодня мы знакомимся, что такое граф, из чего он состоит и как строится. Граф — это множество точек, которые соединяются линиями.
Где, точки графа — называются вершинами графа. Линии — это связь между вершинами, которые называются ребрами.
Сейчас давайте попробуем определить подходящий граф к нашей карте…
Кто мне может ответить, почему вы выбрали 3 и 4 граф. Молодцы!
| Записывают классная работа
Соединять линиями
3,4
|
Физминутка | Ребятки, давайте теперь немного отдохнем, обратите внимание на экран, ваша задача глазками следить за тигренком. | Выполняют гимнастику для глаз |
| К нам в гости пришли зайчики и они хотят с вами немного поиграть.
На экране перед вами изображены графы.
На первом графе показано, что все четыре зайчика жили дружно, точки на графе — это наши зайчики, которые называются вершинами графа, а линии, которые соединяют точки, это связь дружбы между зайчиками, которые называются ребрами.
Потом Грызун и Прыгун поссорились, ребята давайте вместе соединим тех, кто друг с другом дружат.
На экране изображены вершины графа, зарисуйте их в тетрадь. Я вам буду зачитывать улицы в городе, а вы в своих тетрадках будете соединять их линиями, затем после окончания работы, мы с вами проверим, правильно ли вы сделали. |
Зарисовывают в тетрадь.
|
Самостоятельная работа | Ребята, теперь давайте попробуем самостоятельно нарисовать карту у себя в тетрадках. Потом Игрун поссорился с Бегуном, ребята какие ребра у нас останутся?
Пришла Мама зайчиха и померила всех зайчат… попробуйте соединить точки так, чтобы все зайчата помирились.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием, зайчикам понравилось у нас в гостях. | Дети рисуют карту города. |
Практическая работа | Практическую работу мы будем выполнять в программе Paint. Для этого нам нужно вспомнить, как открыть эту программу? (пуск-все программы- paint) (учитель разбирает работу с учениками) Садимся за компьютеры для выполнения работы. | Выполняют практическую работу |
Итог урока. Рефлексия | Сегодня вы очень хорошо поработали. Ребята, что вы сегодня нового узнали? У вас были трудности, при выполнении самостоятельной и практической работ? Что у вас не получалось? Что получалось? Спасибо за урок, все свободны. | Отвечают на вопросы учителя |