Урок
математики
в 1 классе
«ЧИСЛО и
ЦИФРА 10»
Ц е л и:
1. Ввести число 10, рассмотреть состав числа
10, учить считать в пределах 10;
закрепить умение решать задачи и
уравнения, навыки сравнения чисел и
выражений, сложения и вычитания с
помощью числового отрезка;
2. Развивать речь, память, внимание,
логическое мышление, математические
способности.
3. Воспитывать усидчивость, уважение к
ответу товарища.
Оборудование: модель числового отрезка, набор
цифр, образец цифры 10,
демонстрационные таблицы,
мультимедийное оборудование.
Ход урока
I. Организационное начало.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
II. Актуализация опорных знаний.
Постановка проблемы.
Открытие нового.
1. Числовой отрезок.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
— Восстановите числовой отрезок.
— Какое число следует в натуральном ряду за числом 9?
— На сколько 9 меньше 10? На сколько 10 больше 9?
— Какое число стоит левее 10 на 2 единицы?
— На сколько 8 меньше 10?
— Какое число нужно увеличить на 3, чтобы получить 10?
— Сколько единиц дополняет число 6 до 10?
— Сколько нужно прибавить к 5, чтобы получить 10?
Ответы на вопросы даются с опорой на числовой отрезок.
2. Определение темы урока. Постановка целей.
— Проанализируйте выполненные задания.
— Попробуйте определить тему урока.
— Какие цели поставим на сегодняшний урок?
3. Число и цифра 10.
— Чем число 10 отличатся от остальных?
(При записи используем два знака — 1 и 0.)
Цифра вроде буквы О
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить
Потому, что это — десять.
С. Маршак
— Что насчитывается у человека в количестве 10?
Где вы встречаетесь с числом 10?
(Поскольку у человека на руках 10 пальцев, то число 10 с давних времён использовалось как укрупнённая единица счёта. С этим связано и обозначение десятка: 1 десяток 0 единиц — 10.)
-
С. 39, учебника «(на клеточках» l-я строчка). Написание 10.
III. Первичное закрепление. Повторение пройденного.
1. Продолжение знакомства с 10. Работа с учебником.
* С. 38 учебника. Демонстрационное табло.
— Сколько рыбок на сюжетной картинке?
— Как обозначить количество рыбок на рисунке?
— Где находится 10 на числовом отрезке? Как получили 10?
Расскажите, используя чертёж.
— Как ещё можно записать 10? (Х — римская цифра, десять кружочков — точек в форме треугольника.)
— Какой вариант состава 10 показан с помощью игральных костей домино?
2. Состав числа 10.
* № 1, с. 38.
— Покажите разбивку фигур в соответствии с данными выражениями, опираясь на образец.
— Обоснуйте свой выбор.
* № 2,c.38.
— Что нужно сделать? Объясните.
С помощью рисунка-чертежа составить суммы, равные 10,используя натуральный ряд чисел.
Физкультминутка
Зарядка
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже —
Руки на спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
* № 3, с. 38. (Самостоятельная работа).
— Какие числа нужно вставить? Почему?
— Что записано на клеточках справа?
— Какую взаимосвязь используем? (Взаимосвязь между частью и целым.)
— Прокомментируйте решение, указывая часть и целое и способ нахождения.
3. Решение уравнений.
— Прочтите запись в №6.
— Что это?
— Какой знак мы видим в уравнении?
— Значит Х и 4 – это части, подчёркиваем их одной чертой.
— Части сложили, что получаем? (Целое).
Обводим в кружок.
— Что неизвестно? (Часть).
— Кто помнит закон «Как найти часть?». (Нужно из целого вычесть известную часть.) Запишем.
— Корень уравнения равен 10 – 4. Сосчитаем.
— Корень уравнения равен 6.
Решаем второе уравнение.
4. Решение задач.
* № 7, с. 39.
— Сейчас я буду читать задачу, а вы внимательно слушайте.
— Какое выражение подходит к этой задаче?
— Запишем выражение на пустом месте рядом с вопросом. (Один у доски.)
Разбираем другие задачи таким же способом.
— Какая задача отличается выбором действий? Почему? (Задача (а), так как
нужно найти целое.)
5. Работа на клеточках.
— Погуляем по клеточкам.
— Кто сможет прочесть первое число второй строчки?
— Из каких цифр оно состоит?
— Прочтите второе число. Что изменилось? (Вторая цифра в записи числа
уменьшилась на 1.)
— Продолжите ряд чисел.
— Рассмотрите узор в третьей строке. На что он похож? (Ответы детей.)
Продолжите узор на строчке.
Запасные задания.
6. Решение примеров с помощью числового отрезка.
* № 4, с. 39.
С комментированием у доски.
Физкультминутка
«Качели»
7. Сравнение чисел и выражений.
* № 5, С. 39.
Самостоятельно. Проверка с доказательством.
8. Итог урока.
— С чем мы познакомились сегодня на уроке?
— Кто запомнил состав числа 10?
(Работа с таблицей).
— Молодцы, ребята!
Спасибо за работу.