Урок

математики

в 1 классе

«ЧИСЛО и

ЦИФРА 10»

Ц е л и:

1. Ввести число 10, рассмотреть состав числа

10, учить считать в пределах 10;

закрепить умение решать задачи и

уравне­ния, навыки сравнения чисел и

выражений, сложения и вычитания с

помощью числового отрезка;

2. Развивать речь, память, внимание,

логическое мышление, математические

способности.

3. Воспитывать усидчивость, уважение к

ответу товарища.

Оборудование: модель числового отрезка, набор

цифр, образец цифры 10,

демонстрационные таблицы,

мультимедийное оборудование.

Ход урока

I. Организационное начало.

Долгожданный дан звонок

­Начинается урок.

II. Актуализация опорных знаний.

Постановка проблемы.

Открытие нового.

1. Числовой отрезок.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

— Восстановите числовой отрезок.

— Какое число следует в натуральном ряду за числом 9?

— На сколько 9 меньше 10? На сколько 10 больше 9?

— Какое число стоит левее 10 на 2 единицы?

— На сколько 8 меньше 10?

— Какое число нужно увеличить на 3, чтобы получить 10?

— Сколько единиц дополняет число 6 до 10?

— Сколько нужно прибавить к 5, чтобы получить 10?

Ответы на вопросы даются с опорой на числовой отрезок.

2. Определение темы урока. Постановка целей.

— Проанализируйте выполненные задания.

— Попробуйте определить тему урока.

— Какие цели поставим на сегодняшний урок?

3. Число и цифра 10.

— Чем число 10 отличатся от остальных?

(При записи используем два знака — 1 и 0.)

Цифра вроде буквы О ­

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль, такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить

Потому, что это — десять.

С. Маршак

— Что насчитывается у человека в количестве 10?

Где вы встре­чаетесь с числом 10?

(Поскольку у человека на руках 10 пальцев, то число 10 с давних времён использовалось как укрупнённая единица счёта. С этим свя­зано и обозначение десятка: 1 десяток 0 единиц — 10.)

  • С. 39, учебника «(на клеточках» l-я строчка). Написание 10.

III. Первичное закрепление. Повторение пройденного.

1. Продолжение знакомства с 10. Работа с учебником.

* С. 38 учебника. Демонстрационное табло.

— Сколько рыбок на сюжетной картинке?

— Как обозначить количество рыбок на рисунке?

— Где находится 10 на числовом отрезке? Как получили 10?

Расскажите, используя чертёж.

— Как ещё можно записать 10? римская цифра, десять кружочков точек в форме треугольника.)

— Какой вариант состава 10 показан с помощью игральных кос­тей домино?

2. Состав числа 10.

* № 1, с. 38.

— Покажите разбивку фигур в соответствии с данными выраже­ниями, опираясь на образец.

— Обоснуйте свой выбор.

* № 2,c.38.

— Что нужно сделать? Объясните.

С помощью рисунка-чертежа составить суммы, равные 10,используя натуральный ряд чисел.

Физкультминутка

Зарядка

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже —

Руки на спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

* 3, с. 38. (Самостоятельная работа).

— Какие числа нужно вставить? Почему?

— Что записано на клеточках справа?

— Какую взаимосвязь используем? (Взаимосвязь между частью и целым.)

— Прокомментируйте решение, указывая часть и целое и способ нахождения.

3. Решение уравнений.

Прочтите запись в №6.

— Что это?

— Какой знак мы видим в уравнении?

— Значит Х и 4 – это части, подчёркиваем их одной чертой.

— Части сложили, что получаем? (Целое).

Обводим в кружок.

— Что неизвестно? (Часть).

— Кто помнит закон «Как найти часть?». (Нужно из целого вычесть известную часть.) Запишем.

— Корень уравнения равен 10 – 4. Сосчитаем.

— Корень уравнения равен 6.

Решаем второе уравнение.

4. Решение задач.

* 7, с. 39.

— Сейчас я буду читать задачу, а вы внимательно слушайте.

— Какое выражение подходит к этой задаче?

— Запишем выражение на пустом месте рядом с вопросом. (Один у доски.)

Разбираем другие задачи таким же способом.

— Какая задача отличается выбором действий? Почему? (Зада­ча (а), так как

нужно найти целое.)

5. Работа на клеточках.

Погуляем по клеточкам.

— Кто сможет прочесть первое число второй строчки?

— Из каких цифр оно состоит?

— Прочтите второе число. Что изменилось? (Вторая цифра в записи числа

уменьшилась на 1.)

— Продолжите ряд чисел.

— Рассмотрите узор в третьей строке. На что он похож? (Ответы детей.)

Продолжите узор на строчке.

Запасные задания.

6. Решение примеров с помощью числового отрезка.

* 4, с. 39.

С комментированием у доски.

Физкультминутка

«Качели»

7. Сравнение чисел и выражений.

* 5, С. 39.

Самостоятельно. Проверка с доказательством.

8. Итог урока.

— С чем мы познакомились сегодня на уроке?

— Кто запомнил состав числа 10?

(Работа с таблицей).

— Молодцы, ребята!

Спасибо за работу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here