Урок математики в 1 классе
Дата проведения урока: 18 февраля 2011 года.
Тема урока: «Группировка слагаемых. Скобки».
Учитель: Дрозд Татьяна Николаевна.
Цель урока: познакомить с порядком выполнения действий в выражениях, содержащих два действия сложения, одно из которых в скобках, и возможностью произвольной группировки слагаемых.
Используемые интерактивные методы: метод конкретных ситуаций (кейс-стадии), мозговой штурм, метод незаконченных предложений.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку; учебник «Математика 1класс» ( часть 2, УМК Перспективная начальная школа, авт. А.Л. Чекин) и тетрадь по математике для самостоятельной работы (часть 2, УМК Перспективная начальная школа, авт. О.А.Захарова); карточки со словами: слагаемых, Группировка, Скобки; рисунки Миши с коробками и Маши; рисунки трёх коробок с солдатиками для групповой работы; 2 вопросительных знака для Маши; схемы для составления записей; цифры и знаки в конверте; кружочки с цифрами 1и 2 (двусторонние).
Подготовка: 1) разработка плана и конспекта урока; 2) создание презентации к уроку; 3) подготовка печатного материала; 4) подготовка иллюстративного материала (с помощью родителей); 5)
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | |
1. Целевой (4 мин) | — Что такое «здравствуй»? Лучшее из слов, Потому что «здравствуй» Значит «будь здоров». Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! | Стоят лицом к гостям.
|
|
— Сегодня мы будем работать одной дружной группой. Каждому нужно сейчас будет занять своё место. А чтобы его найти, необходимо просто быть внимательным. Галя займёт стул, напротив которого я стою. Справа от неё – Даня. Рядом с Даней – Саша. Около неё — Алёна. Другим соседом Гали будет Кирилл. Слева от него – Анжелика. Сбоку от неё – Лиля. А крайний стул – для меня. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и можно начинать.
|
Здороваются.
Дети занимают свои места.
Дети смотрят друг на друга и улыбаются. |
Схема посадки:
Д Г К Ан. С Л Ал.
Формирование группы. Положительный настрой на работу. | |
— Прочитайте название темы урока в учебнике на стр. 26.
— Назовите знакомое слово. — Что обозначает это слово? –
— Наша задача на уроке – узнать, что такое «группировка», что такое «скобки», и для чего нам нужно так близко познакомиться с ними. (все слова вывесить на доску посредине).
| Дети открывают с.26 в учебнике и читают название темы урока. — Слагаемых. — Названия компонентов при сложении.
| Постановка задач урока.
На доске тема: Группировка слагаемых. Скобки. | |
2. Практическая деятельность под руководством учителя «Метод кейс-стадий» ( 9 мин) | — Сегодня, как и всегда, нам будут помогать наши друзья Миша и Маша. (обращение к доске) — Маша, у меня в трёх коробках лежат солдатики. Как мне узнать, сколько у меня всего солдатиков, если не пересчитывать их по одному? – спросил Миша. Ребята! Помогите Мише найти ответ на его вопрос. Для этого воспользуйтесь лежащими перед вами рисунками. (перед рисунком Маши прикрепляется вопрос)
— Представьте свой вариант ответа.
— Маша с вашим ответом совершенно согласна. (обращение к рисунку Маши на доске) Теперь она предлагает вам составить математическую запись к одному из названных вами вариантов ( 1+2+3), используя схему, в которой действие, которое нужно выполнить сначала, обозначено особым знаком — скобками: ( + ) + (на магнитной доске)
— А теперь Маша предлагает составить математическую запись к другому варианту (2+3+1), используя такую схему: + ( + ), где – особым знаком — скобками обозначено действие, которое нужно выполнить первым. (на магнитной доске)
| Смотрят на доску, где Миша с коробками и вопросительный знак.
Дети моделируют ситуацию. Дети презентируют ответ, моделируя два — три варианта.
Дети из цифр, лежащих в конвертах на рабочем месте, составляют запись.
Дети из цифр, лежащих в конвертах на рабочем месте, под первой записью составляют другую запись. |
1+2+3 2+3+1 (возможно 1+3+2)
Запись: (5+3)+4
Записи: (5+3)+4 5+(3+4) |
3. Практическая деятельность под руководством учителя «Мозговой штурм» (9 мин) | — Миша обращается к Маше с новым вопросом: «А значение суммы в полученных выражениях – это одно и то же число или разные числа?» Помогите Маше ответить на этот вопрос. (перед рисунком Маши прикрепляется ещё один вопрос)
(запись детских ответов на магнитной доске под схемами и прикрепление к ним номеров) — Выберите из записанных вариантов правильный на Ваш взгляд и поднимите карточку с его номером.
— Большее количество детей считает, что значение суммы в полученных выражениях – одно и то же число. Маша считает так же и поясняет: «Так как в обоих случаях складывают одних и тех же солдатиков, значит и их количество будет одинаковым». — А сейчас мы попытаемся разобраться, кто же прав. Для этого необходимо найти значение каждой суммы, помня, что действие в скобках выполняется первым. Внимание на экран! (показ 1 слайда с правилом и 2 слайда с выражениями) — Итак, мы убедились в том, что правильный ответ под номером 1. Значит мы можем складывать, т.е. группировать, числа в любом порядке, а значение их суммы при этом не изменится. Поставьте между суммами на вашем столе нужный знак.
— Проверьте! (на экране 3 слайд) |
Дети дают ответы, обосновывая их.
Дети определяются с вариантом правильного ответа и поднимают соответствующую карточку.
Дети смотрят на экран и комментируют происходящее.
Дети сравнивают суммы у себя на рабочем столе. |
На доске запись: 1. Одно и то же число. 2. Разные числа.
Запись: (5+3)+4 =5+(3+4) |
4. Самостоятельная практика учащихся (5 мин) | — А теперь задание №3 на стр.27 в учебнике. О чём говорят значки-помощники?
— Прочитайте первую и вторую строку задания!
-Раскрашенные фигуры подсказывают, какие числа нужно складывать в первую очередь. Где в схеме находятся такие числа? — Выполните это задание в тетради на стр.42 в №5.
— Проверяем задание! Внимание на экран! (правильное решение) |
— Нужно подумать и вставить пропущенные числа. Дети читают первую и вторую строчку.
— Внутри скобок. Дети выполняют задание на стр.42 в №5 самостоятельно. Дети проверяют свою работу. |
Запись: (5+4)+3 5+(4+3) |
5. Подведение итогов «Метод незаконченных предложений» (3 мин) | — Итак, подведём итог нашему уроку. Наша задача, которую мы для себя ставили на сегодняшнем уроке – узнать, что такое «группировка», что такое «скобки», и для чего нам нужно так близко познакомиться с ними. Я начну, а вы продолжайте.
(показать на карточку со словом «скобки»)
|
— знак, какое действие нужно выполнять первым.
— чисел.
— складывать.
— в первую очередь. |
Подведение итога урока. |
6. Самооценка деятельности ученика (5 мин) | — Мы многое сегодня сделали. Я предлагаю каждому сейчас прислушаться к себе и оценить своё состояние после проделанной работы. Сейчас о нём вы поведаете чудесному деревцу, украсив его цветами. Зелёный цветок-«Я рад», жёлтый-«Я доволен», белый- «Мне всё равно», песочный-«Я устал». — Выберите цвет!
— Этот замечательный наряд останется деревцу на память о сегодняшнем уроке. (комментарии учителя по поводу самооценки состояния). Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. |
Дети выбирают цветок, соответствующий их состоянию.
Дети аплодируют и улыбаются друг другу. |
Украшенное деревце, демонстрирующее состояние детей по окончанию работы. |