Оленицкая Марина Тарасовна
МБОУ «СОШ №4» г. Лесосибирск Красноярский край
Учитель начальных классов
Урок по математике для 1 класса «Меньше на некоторое число».
Создать условия для ознакомления с новым видом задач (на разностное сравнение); совершенствования навыков решения задач; способствовать воспитанию интереса к изучению математики. | |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся находить число, которое на несколько единиц меньше данного. Метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят коррективы; познавательные – осуществляют поиск нужной для решения учебно-познавательной задачи информации в учебнике; овладевают умением рассуждать и делать выводы, коммуникативные – принимают участие в работе парами, проявляя этические правила и нормы совместной деятельности и сотрудничества. Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности. |
Формы и методы обучения | Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический. |
Образовательные ресурсы | Учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, карточки, конверты с набором чисел (на каждой парте), веер с цифрами (у каждого ученика), линейка, цветные карандаши. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования Эмоциональный настрой на урок | Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадки! Есть нас девиз такой, Все, что надо, под рукой. — Записываем число, классная работа. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.
Записывают дату в тетрадь. | Фронтальная. Наблюдение учителя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Устный счет. Работа с карточками и конвертами.
Задача на смекалку. | — Разделите числа 11, 20, 3, 19, 10, 16, 4, 13, 6, 18: а) на 2 группы; б) на 3 группы.
— Соедините пример с соответствующим ответом.
— Решите задачу. За обедом собралась вся семья из 7 человек. Таня положила на стол 5 ложек и 3 вилки. Сколько еще ложек ей нужно принести? Сколько вилок нужно положить еще? | Работают самостоятельно. Работа с конвертами. — на 2 группы: однозначные и двузначные числа. — На 3 группы: однозначные, двузначные числа и двузначные числа, которые оканчиваются на 0. Однозначные, числа с 1 десятком и числа с 2 десятками. Работа по карточкам, в парах. Одна пара около доски, остальные на местах.
— Ложек: 7-5=2. — Вилок: 7-3=4. Работа с веером. | Фронтальная Наблюдение учителя Работа в парах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение в тему урока. Работа с карточками.
Работа в рабочей тетради. | — Решите задачу. У Маши 12 конфет, а у Вити на 2 конфеты больше. Сколько конфет у Вити? — Назовите условие задачи.
— Подчеркните его красным цветом. — Назовите требование задачи. — Подчеркните синим цветом. – Что значит выражение «на 2 больше»? – Сколько конфет у Маши? – Сколько конфет у Вити? — Запиши в тетрадь решение задачи в рабочую тетрадь.
— А теперь другая задача. У Маши 12 конфет, а у Вити на 2 конфеты меньше. Сколько конфет у Вити? — Назовите условие задачи.
— Подчеркнем … — Назовите требование задачи. — Подчеркнем … — Посмотрите внимательно, чем похожи задачи?
— Чем отличаются?
— Выделите, пожалуйста, зеленым цветом. – Что значит выражение «на 2 больше»? – Сколько конфет у Маши? – На сколько больше конфет у Вити? — Давайте запишем решение задачи в рабочую тетрадь.
— Поставьте перед собой цель. Чему я должен научиться на уроке. — Какое арифметическое действие нам поможет при решении задач? — Что необходимо знать о задачах?
– Тема урока «Меньше на некоторое число». (На доске появляются карточки с темой и целями урока). | Отвечают на вопросы учителя.
— У Маши 12 конфет, а у Вити на 2 конфеты больше.
— Сколько конфет у Вити?
— Столько же, сколько у Маши, и еще 2. — 12. — На 2 конфеты больше. — 12+2=14 (к.) Ответ: 14 конфет.
— У Маши 12 конфет, а у Вити на 2 конфеты больше. — …красным цветом. — Сколько конфет у Вити? — …синим цветом. — Говорится в задаче о Маше и Вите, у них были конфеты. Одинаковые данные. — Требованием задачи. Появились слова «на 2 меньше».
— Это столько же, но без 2.
— 12. — На 2 конфеты меньше. — 12-2=10 (к.) Ответ: 10 конфет.
— Решать новые задачи.
— Действие вычитание.
— Надо уметь отличать задачи от загадок. — Уметь находить условие и требование в задачах. | Фронтальная Наблюдение учителя
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала. Работа по учебнику с. 71.
Физкультминутка
Работа в тетради для самостоятельной работы. С. 102.
| Задание 2. – Рассмотрите рисунки. Что здесь изображено? – Сколько нарисовано Яблок? Груш? – Найдите рисунок, на котором груш на 1 меньше, чем яблок. – Найдите рисунок с самым большим числом предметов. – Уменьшите это число на 1. – Значит, надо найти рисунок, на котором 8 предметов.
|
— Яблоки и груши.
— 9 яблок, 4, 6 и 8 груш. — 4.
— 9.
— 9-1=8 — Это 8 груш.
Работа в тетрадях. | Фронтальная Наблюдение учителя
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе руки – это брасс. Повторяем еще 5 раз. Выйдем на берег крутой И отправимся домой. | Пара проводит физкультминутку у доски, выбирает любую. Весь класс повторяет за ними. | Фронтальная Наблюдение учителя Работа в парах | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Упражнение 1. — Нарисуйте на нижней полоске столько кругов, чтобы их было на 5 меньше, чем на верхней. — Составьте пары: один круг из верхней полоски, другой – из нижней. Дополните математическую запись к рисунку. | Работают в парах. — 11-5=6.
— 11 меньше 6 на 5. 6=11-5 | Самостоятельная работа. Взаимопроверка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока. | — Тема урока…
— Что нового узнали на уроке?
— Что означает выражение «меньше на…»? | Формулируют полные ответы на вопросы учителя.
— Познакомились с новым видом задач. — Научились решать задачи со словами «меньше на…». — Столько же, но без… | Фронтальная Наблюдение учителя |