Рачкова Мария Владимировна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШНО № 196 г. Москвы

Урок математики в 1 классе («Школа России»)

Тема урока: связь между суммой и слагаемыми

Цель: создать условия для формулирования вывода о том, что если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое;

развитие навыков счёта, внимания, наблюдательности;

воспитание интереса к предмету.

Планируемые результаты (предметные): знать о том, что если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку.

Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; владеть общим приёмом решения учебных задач.

Личностные: стараются проявить по назначению приобретённые математические знания.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Прозвенел для нас звонок —

Начинается урок.

Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

Привели голову в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками )

Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

      1. Актуализация знаний.

1. На доске отрезок числового ряда: 1 2 3 4 5

— Перед вами отрезок ряда натуральных чисел. Назовите их в прямом и обратном порядке.

— Какое число наименьшее?

— Какое наибольшее?

— Какое число следует за числом 5?

— Назовите его соседей.

— Какие числа нужно оставить, чтобы их сумма равнялась 8?

  1. Состав числа 8, 10 (Игра «Заселяем дома»)

— Для чего нужно знание состава чисел?

  1. Игра «Верно — неверно» (работа в информационном пространстве «Виртуальная школа» в виде теста для сильных учеников, для другой группы — вставить число — ответ)

Первая группа Вторая группа

8 — 3 = 5; 8 — 3 =

4 + 3 = 1; 4 + 3 =

6 + 1 = 7; 6 + 1 =

3 + 3 = 8; 3 + 3 =

3 + 2 + 2 = 8; 3 + 2 =

6 + 2 = 4. 6 — 2 =

Физминутка для глаз:

Глазки видят всё вокруг —

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано,

Где окно и где крыльцо,

Обведу я снова круг

Посмотрю на мир вокруг.

III. Работа по теме урока:

1. Практическая работа («волшебный конверт», в котором лежат 1 синий большой квадрат, 3 синих маленьких, 1 красный большой квадрат, 2 красных маленьких):

— Что лежит в конверте? На какие группы можно разбить фигуры? (красные и синие квадраты, большие и маленькие)

2. Практическая работа детей. Презентация.

Положите 4 синих квадрата и 3 красных. (слайд 2)

— Сколько всего квадратов?

— Как это записать? (4+3=7)

— Как называются числа при сложении?

— Сколько всего квадратов? Уберём 4 квадрата синего цвета. (слайд 3)

— Сколько осталось квадратов? Как это записать?

— Как называется число 7?

— А число 4?

— А число 3?

— Как, пользуясь математическими словами, рассказать о том, что вы сделали? — Положите фигуры обратно. Сколько всего квадратов? (слайд 4)

— Уберем теперь красные квадраты. Сколько осталось квадратов? Как получили число 4?

— Как называется число 7?

— А число 3?

— А число 4?

— Какой вывод можно сделать?

— Связаны ли между собой сумма и слагаемые? (слайд 5)

На доске и в тетрадях запись: 4+3=7

7-4=3

7-3=4

-На какие группы ещё можно разделить эти квадраты? (большие и маленькие).

Аналогично выполняем действия для выражения 5+2=7 с проговариванием (слайд 6)

3. Работа по учебнику № 2, с. 26 (чтение выражений, используя слова «слагаемое», «слагаемое», «сумма»)

Физминутка

Раз — подняться, потянуться.

Два — нагнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — тихонечко всем сесть,

А семь-восемь — лень отбросим.

4. Работа в информационном пространстве «Виртуальная школа»: «Составь тройки примеров» для сильных учеников, для другой группы учащихся — вставить пропущенные числа:

6+3=9 9-3=6 9-6=3

8+2=10 10-2=8 10-8=2

Задание для второй группы:

6 + 3 = 9 8 + 2 = 10

9 — … = 6 10 — … = 8

9 — … = 3 … — 8 = 2

5. Проговаривание правила: «Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое»

Физминутка для глаз

Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим — на парту гляди.
(Вниз)
И снова наверх — где там муха летит?
(Вверх)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам)
И снова считаем. Немного еще.

IV. Закрепление изученного:

работа в тетради на печатной основе (№ 1-2, с. 11) — взаимопроверка выполненных работ

V. Рефлексия (Проверь себя, с. 26). Оценивание себя смайликами.

VI. Подведение итогов урока

— Какое математическое открытие мы сегодня сделали?

— Что вас удивило?

— Как этот закон может нам помочь?

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here