Рачкова Мария Владимировна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШНО № 196 г. Москвы
Урок математики в 1 классе («Школа России»)
Тема урока: связь между суммой и слагаемыми
Цель: создать условия для формулирования вывода о том, что если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое;
развитие навыков счёта, внимания, наблюдательности;
воспитание интереса к предмету.
Планируемые результаты (предметные): знать о том, что если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку.
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; владеть общим приёмом решения учебных задач.
Личностные: стараются проявить по назначению приобретённые математические знания.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Прозвенел для нас звонок —
Начинается урок.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Привели голову в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками )
Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.
-
Актуализация знаний.
1. На доске отрезок числового ряда: 1 2 3 4 5
— Перед вами отрезок ряда натуральных чисел. Назовите их в прямом и обратном порядке.
— Какое число наименьшее?
— Какое наибольшее?
— Какое число следует за числом 5?
— Назовите его соседей.
— Какие числа нужно оставить, чтобы их сумма равнялась 8?
-
Состав числа 8, 10 (Игра «Заселяем дома»)
— Для чего нужно знание состава чисел?
-
Игра «Верно — неверно» (работа в информационном пространстве «Виртуальная школа» в виде теста для сильных учеников, для другой группы — вставить число — ответ)
Первая группа Вторая группа
8 — 3 = 5; 8 — 3 =
4 + 3 = 1; 4 + 3 =
6 + 1 = 7; 6 + 1 =
3 + 3 = 8; 3 + 3 =
3 + 2 + 2 = 8; 3 + 2 =
6 + 2 = 4. 6 — 2 =
Физминутка для глаз:
Глазки видят всё вокруг —
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано,
Где окно и где крыльцо,
Обведу я снова круг
Посмотрю на мир вокруг.
III. Работа по теме урока:
1. Практическая работа («волшебный конверт», в котором лежат 1 синий большой квадрат, 3 синих маленьких, 1 красный большой квадрат, 2 красных маленьких):
— Что лежит в конверте? На какие группы можно разбить фигуры? (красные и синие квадраты, большие и маленькие)
2. Практическая работа детей. Презентация.
— Положите 4 синих квадрата и 3 красных. (слайд 2)
— Сколько всего квадратов?
— Как это записать? (4+3=7)
— Как называются числа при сложении?
— Сколько всего квадратов? Уберём 4 квадрата синего цвета. (слайд 3)
— Сколько осталось квадратов? Как это записать?
— Как называется число 7?
— А число 4?
— А число 3?
— Как, пользуясь математическими словами, рассказать о том, что вы сделали? — Положите фигуры обратно. Сколько всего квадратов? (слайд 4)
— Уберем теперь красные квадраты. Сколько осталось квадратов? Как получили число 4?
— Как называется число 7?
— А число 3?
— А число 4?
— Какой вывод можно сделать?
— Связаны ли между собой сумма и слагаемые? (слайд 5)
На доске и в тетрадях запись: 4+3=7
7-4=3
7-3=4
-На какие группы ещё можно разделить эти квадраты? (большие и маленькие).
Аналогично выполняем действия для выражения 5+2=7 с проговариванием (слайд 6)
3. Работа по учебнику № 2, с. 26 (чтение выражений, используя слова «слагаемое», «слагаемое», «сумма»)
Физминутка
Раз — подняться, потянуться.
Два — нагнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — тихонечко всем сесть,
А семь-восемь — лень отбросим.
4. Работа в информационном пространстве «Виртуальная школа»: «Составь тройки примеров» для сильных учеников, для другой группы учащихся — вставить пропущенные числа:
6+3=9 9-3=6 9-6=3
8+2=10 10-2=8 10-8=2
Задание для второй группы:
6 + 3 = 9 8 + 2 = 10
9 — … = 6 10 — … = 8
9 — … = 3 … — 8 = 2
5. Проговаривание правила: «Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое»
Физминутка для глаз
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим — на парту гляди.
(Вниз)
И снова наверх — где там муха летит?
(Вверх)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам)
И снова считаем. Немного еще.
IV. Закрепление изученного:
работа в тетради на печатной основе (№ 1-2, с. 11) — взаимопроверка выполненных работ
V. Рефлексия (Проверь себя, с. 26). Оценивание себя смайликами.
VI. Подведение итогов урока
— Какое математическое открытие мы сегодня сделали?
— Что вас удивило?
— Как этот закон может нам помочь?
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.