Урок математики в 1 классе
по УМК «Школа 2100».
Учитель: Сляднева С.Д. МБОУ СОШ №11 п. Новый Ургал
Тема урока: Величины. Масса. Килограмм.
Цель: помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.
Задачи:
Образовательные: формирование умения усвоения представлений о новой величине — массе и единице измерения — килограмме. Формирование умения усвоения данного понятия с целью применения их в жизненных ситуациях.
Формирование умения сравнивать предметы по массе и умения записывать результат измерения с помощью >, =,<.
Развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно — действенного мышления.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
Формирование умений определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие правила поведения при сотрудничестве, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить вопросы на ответы, используя учебник; делать выводы.
Оборудование: учебник, тетрадь, интерактивная доска, компьютер, весы, гири, презентация.
Действие учителя | Действие ученика | Какие УУД формируются
| |
1.Орг. момент. 2 мин. | — Итак, друзья, внимание- Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнем скорей урок. — Какое сегодня число? — Из каких цифр оно состоит? — Давайте повторим их правильное написание и запишем в тетрадях число. |
-15 февраля.
-1 и 5.
Учащиеся записывают число.
| Саморегуляция |
2.Актуализация знаний.
5 мин.
| 1.Проверь себя. — Я задумала число, к нему прибавила 1, получила 8. Запишите число, которое я задумала. — Первое слагаемое 5, второе слагаемое 4. Чему равна сумма? — Запишите число, которое следует за числом 4. — Запишите число, стоящее перед 9. — На сколько 6 больше 4. Запишите ответ. — Какой числовой ряд у вас получился? — Ниже запишите числа в порядке возрастания. — Назовите наименьшее число, наибольшее число этого ряда. 2.Найдите ошибки. (Работа в парах) — Ребята, посмотрите внимательно на написанные равенства. Найдите ошибки, исправьте их и запишите в тетради правильно.
3+4 =8 8–5=4 5+5=10 4+2=7 9–3=7 6–5=1 3. Решите задачки. 1) Длина гусеницы 7 см, а жука на 4 см меньше. Какой длины жук? 2) Одна букашка проползла 6 см, а другая на 4 см больше. Сколько см проползла вторая букашка? — В чем особенность этих задач? На доску прикрепляется табличка со словом ВЕЛИЧИНЫ. — Какую величину мы уже знаем? На доске вывешивается табличка со словом ДЛИНА. — Какими мерками она измеряется? На доске вывешивается табличка: см, дм.
|
Учащиеся записывают ответы в строчку через клетку: 7, 9, 5, 8, 2. Один ученик у доски.
Самопроверка по слайду. Один ученик у доски. Проверка. Запись в тетради: 2, 5, 7, 8, 9.
Дети записывают в тетрадях: 3+4=7 8–5=3 5+5=10 4+2=6 9 –3=6 6-5=1 Учащиеся выходят к доске, зачеркивают неправильные ответы, записывают новые.
Ученики записывают в тетрадях только ответы. Один – у доски: 3 см, 10 см.
— Мы складывали и вычитали не просто числа, а величины.
— Длину.
— Сантиметрами и дециметрами. |
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные УУД: уметь совместно договориться о правилах поведения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
|
3. Постановка проблемной ситуации.
«Открытие» нового знания.
5 мин.
|
— Ребята, давайте посмотрим, что мне принесли сегодня утром в таком красивом мешочке. — Что же это такое? — Рассмотрите их внимательно и сравните между собой. — Чем они похожи?
— Чем различаются?
– Но все-таки между ними есть отличие. Как вы думаете какое? — Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. — Что теперь можете сказать?
— Как вы думаете с помощью какого прибора это можно проверить? Весы — один из древнейших приборов. Какие вы знаете весы? — Яйца кладутся на чашечки весов. — Почему одна чашечка опустилась вниз? — Легче — тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать? — А каким другим, словом можно заменить слово вес?
— Легче – тяжелее – это свойство предметов. Это свойство называют масса. На доске вывешивается табличка со словом МАССА.
— Кто догадался, какая тема нашего урока? -Что бы вы хотели узнать о массе? Чему бы хотели научиться? Где в жизни может это пригодиться? — Можно ли массу назвать величиной? Почему? Как вы думаете? -Значит, и предметы можно измерить и записать числом.
|
— Это шоколадные яйца с сюрпризом.
— Цветом, формой, размером. — Они шоколадные, вкусные, с сюрпризом внутри. -?
— ?
Выходят 2-3 ученика.
—Одно легче, другое – тяжелее.
— С помощью весов.
Ответы учащихся с использованием личного опыта.
— Это яйцо тяжелее.
— Вес предмета.
Предположение детей.
-Масса.
Предположения детей.
— Величина – это такое свойство (признак) предметов, которое можно измерить и результат записать с помощью числа.
|
Коммуникативные УУД: оформлять мысль в устной речи.
Познавательные УУД: сравнивать и группировать.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже изученного. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
Регулятивные УУД: учиться высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.
Личностные
|
4. Физминутка «Цапля» (на равновесие) сначала на одной ноге, затем на другой.
2 мин.
|
Очень трудно так стоять Ножку на пол не спускать! И не падать, не качаться, За соседа не держаться!
|
Выполняют физминутку
|
Регулятивные
|
5. Продолжение «открытия» нового знания
|
Работа с учебником: задания 1-3 на с.78. 1) На рисунке изображены яблоко, груша, лимон и клубника. Какой из этих предметов самый тяжелый? Самый легкий? — Рассмотрите первые весы. Что сравнивается на весах? — Что можно сказать о массе этих предметов? — Что сравнивается на вторых весах? — Что можно сказать о массе этих предметов? — Что сравнивается на третьих весах? — Что можно сказать о массе этих предметов? Вывод: самая тяжелая груша, самая легкая – клубника. 2) — Давайте поможем Пете выразить массу яблока в клубниках.
— Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу яблока и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае? (мерка – клубника)
3)- Давайте поможем Кате выразить массу яблока в шоколадках. — Какая мерка в этом случае? — Смотрите, яблоко одно и то же, значит 5 кл. = 2 ш., так? Но ведь мы знаем, что 5 >2! Нет ли здесь ошибки? — Какой вывод можем сделать? Вывод: сравнивать величины можно только при измерении их одинаковыми мерками.
|
Дети самостоятельно читают задание.
— Яблоко и лимон.
— Масса яблока равна массе лимона. — Яблоко и груша.
— Груша тяжелее, а яблоко легче. — Яблоко и клубника.
— Клубника легче, яблоко тяжелее.
— Масса яблока равна массе 5 клубник.
— Масса яблока равна массе 2 шоколадок. — Мерка – шоколадка.
— Нет, мы измеряли разными мерками. — Нужна одинаковая мерка.
.
|
Межпредметные
Познавательные УУД: Перерабатывать информацию, делать выводы.
Регулятивные УУД: определять и понимать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение.
|
6.Применение нового знания.
3 мин.
| -Вова просит вас сравнить массу дыни и массу пакета риса. -Какой меркой пользовался Вова при измерении массы дыни? — Чему равна масса дыни? — А какой меркой он измерял массу риса? — Чему равна масса риса? — Сможем ли мы выполнить задание Вовы? — Почему? |
-Мерка – яблоко.
— 5 яблок.
— Мерка – банан.
— 5 бананов.
— Нет. — Нужна единая мерка. | Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике. Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД: формулировать свою мысль в устной форме.
|
7. Гимнастика для глаз « Раскрашивание». 2 мин.
|
— Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Раскрасьте этот экран (мысленно) сначала желтым цветом, потом оранжевым, зеленым, синим и наконец, раскрасьте экран своим любимым цветом. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу. -Продолжаем работу. |
Ученики выполняют гимнастику.
|
|
8.Введение единицы измерения массы – кг.
6мин.
|
— Чтобы выполнить задание Вовы, нам нужна мерка, одинаковая для всех. И такая мерка существует. Называется она 1 килограмм – это одна из мерок массы. Число, которое получаем при измерении массы, — мера массы. Еще в старину люди пришли к выводу, что чтобы правильно сравнить разные предметы, нужна единая мера веса. Более 200 лет назад учёные придумали такую мерку и назвали её – килограмм. Ею мы пользуемся до сих пор. Один килограмм сахара будет равен одному килограмму соли. Так как используется одна мерка. Сахара один килограмм и соли столько же. Слово килограмм прикрепляется на доску. — А сокращённо записывают – кг. — Есть и другие гири: 2 кг, 5 кг и более.
|
Дети записывают в тетрадях: 1 кг, 2 кг, 5 кг.
|
Межпредметные
Познавательные УУД: перерабатывает информацию, делает выводы.
Регулятивные УУД: определять и понимать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение.
|
9.Первичное применение нового знания.
8 мин.
| 1.-Сможем ли мы теперь выполнить задание Вовы? — Какие гири уравновешивают дыню? -Как узнать массу дыни? -Чему равна масса дыни? -Кто расскажет, как узнать массу пакета с рисом? -Сравните теперь массу дыни и массу пакета с рисом. 2.- Посмотрите на слайд и придумайте задачу. Одну из них мы решим.
|
1кг и 2кг
1кг+2кг=3кг
3кг
1кг+1кг=2кг
3кг>2кг
Дети придумывают задачи. 1. Арбуз весит 5 кг, а дыня 2 кг. Сколько килограммов весит арбуз и дыня вместе? 2. Масса арбуза 5 кг, а дыни 2 кг. На сколько килограммов больше масса арбуза, чем дыни? Один человек записывает решение и ответ задачи с комментированием у доски. |
Познавательные УУД: перерабатывать информацию, делать выводы.
Регулятивные УУД: учиться высказывать свое предположение на основе работы с рисунками.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже изученного. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
|
10. Рефлексия.
2 мин.
| — С какой новой меркой мы познакомились? — Что она позволяет нам измерять? — Что еще можно делать с единицами массы?
— Оцените свою работу на уроке при помощи улыбающихся рожиц. Встаньте те, у кого она улыбается, …… — Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу! |
— С килограммами.
— Массу. — Сравнивать, складывать и вычитать. |
Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять мысли в устной речи.
Личностные УУД: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |