Урок математики в 3 классе
Тема урока: Деление с остатком.
Цель: Познакомить учащихся с приёмом деления с остатком.
Задачи урока:
Обучающие:
-
актуализировать знания по ранее изученным темам;
-
систематизировать первичные знания о делении числа с остатком;
-
совершенствовать умение применять на практике полученные знания.
Развивающие:
-
Развивать познавательную активность, самооценку интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать;
Воспитывающие:
-
способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу.
-
формировать экологическую культуру учащихся.
1.Мотивирование к учебной деятельности 1-2 минуты
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Меня зовут Татьяна Георгиевна. Я приглашаю вас к совместной работе.
Одна хорошая минута
Сделала одно хорошее дело,
Десять хороших минут
Сделали десять хороших дел.
А сколько хороших дел
Можно сделать за целый урок? (40)
— Я желаю всем сегодня сделать как можно больше хороших дел.
— Ребята, а кто из вас знает, каким годом объявлен 2013 год в России?
(На экране проектора появляется слайд с изображением планеты)
2013 год в России объявлен годом охраны окружающей среды.
— Что значит «охранять окружающую среду»?
— Молодцы! А чистота и порядок начинается с нашего дома.
На левую створку доски прикрепляю изображение дома (размер примерно 40х40 см)
2.Актуализация знаний 4-5 минут
— Номер нашего дома узнаем, разгадав ребус см.Приложение 2:
число 18 зашифровано (17 в букве O)
18 : 2 = на доске
— Что у вас получилось? (9)
— Прочитайте получившийся пример, называя компоненты.
— Продолжите фразу:
— Чтобы найти делимое… (надо частное умножить на делитель)
— Чтобы найти делитель… (надо делимое разделить на частное)
Решите задачу: 12 кустов роз посадили ребятки.
По 3 куста на каждую грядку.
Посчитай-ка, поскорей,
Сколько грядок у друзей? (12:3=4 стр.)
— А теперь я предлагаю поработать на маркерных досках, которые находятся у вас на партах. (убираю с доски ребус)
— Ребята, что общего в этих примерах? (они все на деление)
На маркерных досках примеры: 16:4= 21:3= 1 8:6= 30:6= 10:3=
Прикрепляю на доску Деление
— Решите примеры на деление.
Проверка
— Назовите выражения, решение которых не вызвало у вас затруднений.
— Почему? (они на табличное умножение и деление)
— Назовите выражение, при решении которого возникли трудности.
— Почему? (10 на 3 не делится)
— А кто смог его решить?
— Посоветуйтесь в парах, как можно решить этот пример.
3.Постановка учебной задачи 4 – 5 минут
— А давайте попробуем решить его вместе!!!
— Мне нужен 1 помощник для работы у доски.
(У доски работает ученик)
— Нарисуйте 10 палочек в ряд (под примером), разделите по 3, объединив их дугами.
/ / / / / / / / / /
— Сколько раз по 3 получилось?
— Значит чему равно частное?
— А сколько палочек осталось?
— Посмотрите на пример ещё раз.
— Как записать решение этого выражения? (10:3=3 (ост.1)
— Прочитайте это выражение?
-
10 разделить на 3 получится 3 и в остатке 1
-
делимое 10, делитель 3, частное 3 и ост.1
— Ребята, кто уже понял, какова тема нашего урока? (Деление с остатком)
(Открываю правую створку доски, ей была закрыта карточка С ОСТАТКОМ,
которая продолжила фразу: Деление с остатком )
— Как вы думаете, чему мы сегодня на уроке должны научиться?
(Вывешиваю на доску Научиться выполнять деление с остатком)
— Я уверена, что у вас всё получится!
— Сейчас нам понадобится острое зрение. Сделаем гимнастику для глаз.
(Включаю физминутку см. Приложение 1Презентация)
Улучшили зрение,
Подняли настроение,
Решаем примеры на деление.
(Пока дети выполняют гимнастику, стираю с доски решение примера)
4.«Открытие нового знания» 7-8 минут
(Обращаюсь к карточке-раздатке см.Приложение 2,
сначала демонстрирую её детям, затем прикрепляю на доску)
— Положите перед собой карточку с заданиями и прочитайте, что записано под
№ 1.
Дети, сидящие за партами, работают на индивидуальных карточках.
— Давайте выполним деление, объяснив его на рисунке.
— Есть желающие поработать у доски?
(У доски работает 1 ребенок)
6 : 3 = 2 ОСТАТОК записывает в таблицу.
Таблица начерчена на доске (2-ая половинка справа)
|
|
|
| |
ДЕЛИТЕЛЬ |
|
|
|
|
ЧАСТНОЕ |
|
|
|
|
ОСТАТОК |
|
|
|
|
Ученик прикрепляет фигуры деревьев на магнитах на доске (все фигурки растений раздаточного материала соответствуют изображенным фигуркам в индивидуальных карточках), выполняет деление, результаты вычисления записывает в таблицу.
— Сколько раз по 3 получилось? (2 раза)
— Значит чему равно частное? (2)
— А сколько фигур осталось? (0)
(Приглашаю к доске другого ученика)
7 : 3 = 2 (ост.1) в таблицу
— Сколько раз по 3 получилось? (2 раза)
— Значит чему равно частное? (2)
— А сколько фигур осталось? (1)
И т.д.
ОЦЕНИВАНИЕ см. Приложение 2
— Сегодня вы сами будете оценивать свою работу с помощью условных обозначений, которые находятся на полях карточки.
Обратите внимание на доску, что означают данные цветы:
Цветок с пятью лепестками –
Цветок с четырьмя лепестками –
Цветок с тремя лепестками –
Оцените, как вы поработали с 1-ым заданием и раскрасьте 1 из цветов.
№ 2
ВЫВОД по таблице:
— Ребята, посмотрите на таблицу, какое математическое открытие вы можете сделать? Если дети не справятся самостоятельно, помогаю: Сравните делитель с остатком и сделайте вывод. (Остаток < Делителя)
— В ваших карточках тоже есть вывод, вставьте в него недостающее слово.
— Прочитайте, что у вас получилось?
При делении с остатком, остаток всегда должен быть < делителя.
— Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике.
Откройте учебник на с. 25
— Что можно сказать? (Наш вывод такой же, значит, мы совершенно правы)
— Отложите учебники в сторону.
ОЦЕНИВАНИЕ
— И с этим заданием вы справились, оцените свою работу. Раскрасьте 1 из цветочков.
5.Первичное закрепление 4 – 5 минут;
№ 3
— Выполним следующее задание, применив полученный вывод.
— Подумайте, какие остатки могут получиться, при делении на 4 и «лишние» вычеркните.
— Ниже вычеркните «лишние» остатки при делении на 5 и 7.
— Кто справился с работой? Проверим работу на документ-камере.
ОЦЕНИВАНИЕ
— И с этим заданием вы справились, оцените свою работу.
— А сейчас Игра «Молекулы»
— Кто знает, что такое «молекулы»?
Молекулы – это частицы какого-либо вещества, способные свободно двигаться. Представим себя такими маленькими частицами.
— Пока играет музыка, вы свободно перемещаетесь по классу.
Включаю музыку
В то время, пока дети движутся под музыку (см.Приложение 3,
стираю с доски и дом располагаю в центре центральной доски.
Выключаю и даю задание.
— Встаньте парами.
— Молодцы! Опустите руки.
— А тем, кто остался без пары, выпала честь посадить дерево (остаток) около нашего дома на доске.
Включаю музыку
В то время, пока дети движутся под музыку,
оставшийся ребенок размещает дерево возле дома
Выключаю и даю задание.
-Встаньте по четыре человека.
— А тем, кто остался без пары, высаживают кустарники (остатки) возле нашего дома.
Включаю музыку
В то время, пока дети движутся под музыку,
оставшиеся дети размещают кустарники возле дома.
Выключаю и даю задание.
-Встаньте по пять человек.
Игра проводится еще раз (по количеству детей учитель определяет задание,
по сколько человек нужно определиться в группы)
— Сколько человек осталось? (остаются на местах у доски получившимися группами)
Обращаю внимание детей на доску.
— Посмотрите, что у нас получилось на доске! Давайте оживим картинку, кого ещё здесь не хватает? (Домашних животных)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4 – 5 мин.
— Оставайтесь на своих местах. Каждая образовавшаяся группа получает задание, слушаем внимательно.
№ 4
Задание: Расселите цыплят в клетки поровну и запишите решение.
(Каждая группа получает лист, на котором изображены клетки для цыплят, и наклейки с цыплятами)
— Выберите 1 человека от группы, кто объяснит решение задачи.
-
Первая группа – пройдите за 2-ую парту 1-го ряда.
-
Вторая группа – за 1-ую парту 2-го ряда и
-
3-я группа – за вторую парту 3-его ряда.
(Оставшиеся наклейки следует наклеить в остаток)
ПРОВЕРКА
— Предоставляем слово представителю команды, которая выполнила задание быстрее.
Проверяем на документ-камере, затем работу прикрепляю на доску.
— Сколько было цыплят?
— Сколько было клеток?
— По сколько цыплят в каждую клетку вы расселили?
— Сколько цыплят осталось?
— Какое решение вы записали?
Остальные группы выслушиваем с места, и отвечавший ребенок прикрепляет карточку на доску.
ОЦЕНИВАНИЕ
— С задачей справились, оцените свою работу.
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение 7–8 минут;
— Предлагаю вам разгадать ребус см.Приложение 2, который мы разгадывали вначале урока, только букву О сейчас уберём. Что же получится?
— Объясни, как ты разделил?
(надо узнать, сколько раз делитель “уместится” в делимом, и сколько единиц останется лишних, т.е. пойдут в остаток)
— Каким должен быть остаток при делении? (Ост.< Дел.)
— На следующих уроках вы продолжите изучение этой темы.
Домашнее задание:
— Выполнить задание № 5 на карточке, а задание со * повышенной трудности для самых любознательных – по желанию.
— Как вы думаете, поможет вам эта карточка при выполнении д/з?
— Значит, как её можно назвать? (помощница, помогайка, памятка)
— Ребята, дома вы можете красочно оформить свою карточку-помощницу.
Подведём сейчас итог,
Что пошло ребятам впрок.
5 вопросов у меня,
Отвечайте-ка, друзья.
Каждый пальчик разомнем.
Рефлексию проведем.
Поднимите, пожалуйста, одну руку (показываю)
Оценка урока по «Методу пяти пальцев».
М (мизинец) – Какое математическое открытие я сделал на уроке? (Ост.< Дел.)
Б (безымянный) – Чему я научился? (выполнять деление с остатком)
С (средний) – Пригодятся ли мне эти знания в жизни? Где?
У (указательный) – Кому я сегодня помог?
Б (большой) – Какое у меня настроение? (У меня такое – показываю большой палец)
Снова показываю свою руку с раскрытыми пальцами и говорю:
— Вот сколько добрых дел мы сегодня сделали!
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 2–3 мин.
Оценивание
— Еще раз посмотрите на свою «помощницу» и выберите цветок с таким количеством лепестков, который чаще у вас повторялся, и посадите ваши цветы вокруг дома (цветы с разным количеством лепестков у детей находятся на партах в конвертах, прикрепляют красные цветы магнитами желтого, голубого и белого цветов)
— Ребята, посмотрите, какую красоту мы создали вокруг нашего дома!
(Обращаю внимание на слайд с изображением голубой планеты, которую открыли в начале урока)
Будет ли наша планета такой же красивой, зависит от нас с вами. Всё в наших руках!
— Молодцы! Спасибо за урок!
Самоанализ урока математики
Тема урока: Деление с остатком.
Цель: Познакомить учащихся с приёмом деления с остатком.
Задачи урока:
Обучающие:
-
актуализировать знания по ранее изученным темам;
-
систематизировать первичные знания о делении числа с остатком;
-
совершенствовать умение применять на практике полученные знания.
Развивающие:
-
Развивать познавательную активность, самооценку интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать;
Воспитывающие:
-
способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу;
-
формировать экологическую культуру учащихся.
На тему «Деление с остатком» отводится 10 уроков. Данный урок первый, поэтому тип урока «Открытие новых знаний».
При проведении урока мною был использован учебник Моро М.И. «Математика» 3 класс по программе «Школа России».
Данный урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода, которая подразумевает по своей структуре 8 этапов урока.
На этапе мотивации к учебной деятельности с целью положительного эмоционального настроя используется задача в стихах.
С целью повторения изученного материала на этапе актуализации знаний, использовала творческое задание «Разгадай ребус», через прием «Третий лишний» была создана проблемная ситуация с «затруднением». В её основе лежало противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать без нового материала, т.е. знакомое сделали незнакомым (находили лишний пример на внетабличное деление)
На этапе постановки учебной задачи задала вопрос:
-
Почему возникли затруднения?
Этот вопрос помог детям самостоятельно определить тему и цель урока.
Обучение через деятельность – основной принцип применения технологии
деятельностного метода.
На этапе «открытия» нового знания было организовано исследование, в ходе которого учащиеся установили связи между объектами через прием «Своя опора». Это позволило детям самостоятельно сделать математическое открытие — остаток меньше делителя.
Этап первичное закрепление непродолжительный, но очень важный для процесса развития мышления школьника и снова помог прием «Найди чужака» и прием «Лови ошибку». Дети самостоятельно вычеркивали лишние остатки.
Для проверки выполнения задания и экономии времени использовала документ-камеру.
Применение нового способа действия деления с остатком закрепили в практической деятельности. Для этого организовала работу в группах с применением раздаточного материала. (этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону»)
На этапе включения нового знания вновь использовала прием «Ребус» с целью установления связи нового знания с имеющимися и дальнейшей мотивации учебной деятельности учащихся.
Для развития самооценки деятельности в процессе познания учащиеся оценивали себя на протяжении всего урока.
На этапе рефлексии использовала прием пяти пальцев, тем самым учащиеся соотнесли цель урока и результаты своей деятельности. Их зафиксировали на доске в виде цветов с соответствующим количеством лепестков, в зависимости от того, как дети оценили себя по ходу урока.
На протяжении всего урока прослеживалось решение воспитательной задачи, направленной на формирование экологической культуры учащихся, на осознание того, что чистота и красота нашей планеты зависит от нас самих.
Через проведение «Гимнастики для глаз», игры «Молекулы» и подвижных форм работы осуществлялось создание здоровьесберегающего пространства на уроке.
Работа в парах и в группах направлена на развитие способности устанавливать партнерские отношения: умение слушать и слышать собеседника, умения договориться и найти общее решение.
В ходе урока опиралась на знания детей, их жизненный опыт.
Каждый предшествующий момент тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базовым.
Использование приемов технологии деятельностного метода послужило достижению поставленной цели урока.