Урок математики в 3Б классе по теме «Площади фигур» ( программа «Перспектива»)
Планируемые результаты:
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, принятие и уважение точки зрения партнера.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.
Предметные: знакомство с понятием «Площадь», формирование умения измерять площади различных фигур с помощью мерки
Оборудование:
Учителю: Кнопочка, Синеглазка, квадрат и прямоугольник из белой бумаги, словарь Ожегова, мерка для отрезков, буквы слова «ПЛОЩАДЬ»
Обучающимся: клей, простой карандаш, цветные карандаши, 25 квадратов, 25 треугольников любых цветов, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь, ручка
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Мотивация |
Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти!
|
|
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | — Мы начинаем урок математики. — Какие величины вы знаете? Сегодня мы познакомимся еще с одной величиной. — Начертим прямоугольник со сторонами 3 см и 7 см. Обозначим его буквами. — Начертите квадрат со стороной 5 см. Обозначим его. ( Учитель записывает на доске обозначения фигур) Послушайте небольшую историю о Кнопочке и Синеглазке. Однажды пошли Кнопочка и Синеглазка ( прикрепить на доску) в магазин покупать себе ковры. Эти ковры изображены у вас в тетради. Кнопочка непременно хотела купить себе ковер больше, чем у Синеглазки. — Какой ковер купит Кнопочка – ABCD или KLMN?
— В чем затруднение?
— А какую величину надо сравнить, чтобы определить, какой ковер больше? | — Масса, объем, длина
Дети чертят прямоугольник и квадрат и совместно с учителем дают название – прямоугольник ABCD, квадрат – KLMN
Дети затрудняются дать ответ, либо произносят разные варианты. — Мы не знаем, как сравнить ковры разной формы. |
Постановка учебной проблемы, темы и цели | Сегодня на уроке мы знакомимся с новой величиной, с помощью которой можно сравнивать занимаемое место на плоскости любой фигурой. Что это за величина, вы узнаете, собрав слово из рассыпавшихся букв На экране: Тема: Площадь фигур Цели: — выяснить, что такое площадь — научиться сравнивать площади фигур несколькими способами В конце урока мы также будем работать с оценочным листом, где вы будете отмечать, в какой степени вы усвоили основные знания и умения по теме (листы перевернуты) |
Дети собирают слово ПЛОЩАДЬ
Говорят тему и цели урока |
Построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи | — Итак, первое, что мы должны узнать, что же такое площадь. — Как вы понимаете слово «площадь»? — Где в жизни вы встречались со словом «Площадь»?
— Где мы можем посмотреть значения этого слова? Давайте посмотрим в словаре Ожегова, какие же значения имеет слово «Площадь».
— Какое из определений подойдет к математике? — Давайте прочитаем еще одно математическое определение вместе и постараемся понять и запомнить, что же такое площадь
— Для чего нам нужно изучать тему: «Площадь»? Также площадь нужно считать при ремонте квартиры, чтобы узнать, сколько плитки нужно купить, чтобы выложить стены ванной или кухни, сколько линолеума купить и т. д.
— Вторая цель, которую мы поставили перед собой – это научиться сравнивать площади фигур несколькими способами. — Давайте вспомним сказку о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина и попробуем определить, чем отличается землянка, которая была у старухи вначале и терем, в котором она жила в конце сказки. — Каким способом вы определили? — Да, это и есть первый способ сравнения площадей. Учитель записывает на доске: 1 способ — Сравнение на глаз( СЛАЙД) Давайте почитаем об этом в учебнике – стр. 17 — Приведите пример площадей в нашем классе, которые можно сравнить на глаз
— Какой способ сравнения площадей существует еще? — Как можно сравнить, например, площадь рабочей тетради и учебника? Можем ли мы сравнить их на глаз? Почему? Тогда ищем другой способ — Сделайте вывод об их площадях. — Итак, второй способ – способ наложения. ( СЛАЙД) Давайте прочитаем об этом в учебнике – стр. 17 — Сравните способом наложения площадь тетради, в которой вы пишите и учебника. Что можете сказать?
— Есть еще 3 способ сравнения площадей. (Для этого вспомним, как сравнить 2 отрезка (начерчены на доске)) — А как вы думаете, могут ли быть мерки для измерения площадей? Какие? 3 способ – измерение с помощью мерки ( СЛАЙД) — Что можно принять за мерку, чтобы сравнить площади изображенных в тетради прямоугольника и квадрата? — Какие еще мерки могут быть? (учебник – стр. 17)
— Итак, давайте еще раз хором проговорим, какие способы измерения площадей вы узнали ( СЛАЙД)
Работа в паре.
-А теперь давайте попробуем сравнить квадрат и треугольник, лежащие у вас на столе тремя способами.
— А теперь сможем мы помочь Кнопочке помочь выбрать тот ковер, который больше? — Какую величину мы будем сравнивать? — Каким способом мы сможем определить, площадь какой фигуры больше? — Какой? — Сосчитайте, сколько клеток составляет площадь прямоугольника и площадь квадрата (умножением)
— Итак, какой ковер должна купить Кнопочка? | Дети говорят, как они понимают это слово — Площадь города, квартиры
— В словаре
1 из учеников смотрит в словаре (Документ – камера) — часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например, площадь треугольника — Незастроенное большое ровное место (в городе, селе), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы. Например, Красная площадь. — Пространство, помещение, предназначенное для какой – либо цели. Например, расширение посевных площадей. Полезная площадь в доме. Жилая площадь. — Первое
— Площадь – это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.
— Чтобы уметь измерять площади квартир, садовых участков.
— У терема больше площадь
— Сравнили на глаз
— Площадь двери и пола и т.д.
— Наложением. — Равны, т. к. ни одна фигура не оказалась внутри другой Дети читают материал учебника — Площадь учебника больше, т. к. тетрадь оказалась внутри учебника
— Клетку
— Шестиугольник, треугольник и т. д.
Дети сравнивают на глаз и делают вывод, что площадь квадрата больше. Дети сравнивают наложением и с помощью треугольной мерки.
— Площадь
— С помощью мерки — Клетка -Площадь прямоугольного ковра – 84 клетки, площадь квадратного ковра – 100 клеток — Квадратный
|
|
|
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Диск по математике – проверочная работа
Учеб. Стр. 19 № 6 – самостоят. Работа с проверкой по эталону и самооценкой Оцените себя. Если вы правильно нашли площади всех фигур, которые равны, поставьте себе — 5 Если сделали 1 или 2 ошибки – 4 Если от 3 до 5 ошибок -3 Более 6 ошибок — 2
Р. т. стр. 13 № 3. Сверяем с эталоном на экране (документ – камера).
| Дети выполняют совместно с учителем
Дети выполняют самостоятельно, затем сверяют с эталоном на экране 1 , 2 , 7, 8, 9 4 , 5, 3 6
|
Включение в систему знаний и повторение | — Итак, что вы узнали сегодня на уроке? — Чему научились? | Что такое площадь
Измерять площадь 3 способами – на глаз, наложением и с помощью мерки |
Рефлексия деятельности | — Заполните оценочный лист
Оцените свои знания и умения, приобретенные на уроке. Первое – я имею представление о том, что такое площадь Второе – я умею сравнивать площади способом « на глаз» Третье – я умею сравнивать площади способом «наложения» Четвертое – я умею сравнивать площади с помощью мерки — А теперь сосчитайте, сколько плюсов вы набрали в первой колонке и напишите внизу. — Есть у кого — то плюсы во второй или третьей колонке? — Ну а теперь если у вас 4 плюса, возьмите в руку квадрат Если у вас 3, 2 или 1 плюс в 1 колонке, возьмите треугольник (соответственно количеству плюсов) Покажите фигуры. А теперь давайте оформим фигурами ковры для Кнопочки и Синеглазки. Кнопочка хотела купить ковер побольше, ей на ковер приклеят свои фигуры те ребята, у которых самый высокий результат – 4 балла в 1 колонке и в руках – квадрат Для Синеглазки мы украсим ковер треугольниками. Если треугольник не взял никто, то сделаем вывод, что все поняли материал. Молодцы! А Синеглазке наклеим на ковер цветок.
| Дети заполняют оценочный лист
Дети ставят плюс в 1 колонке ( хорошо понял и умею выполнять), во второй ( немного затрудняюсь) или (не понял, мне нужно изучить еще раз) |