Чумак Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
ОСШ № 5
города Шымкента
Урок математики в 3 классе
Слайд № 1
Тема: Закрепление знаний по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»
Цель урока: создать условия для успешного закрепления навыка умножения и решения задач.
Задачи:
1) Образовательные — закрепление правила умножения двузначного числа на однозначное, сознательное применение его на практике, нахождение площади прямоугольника, формирование межпредметных связей.
2) Развивающие — развитие математической речи, навыков устного счета, логического мышления, внимания. Расширять кругозор, развивать познавательную активность учащихся средствами предмета, повышать интерес к математике
3) Воспитательные — воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию.
Оборудование:
— интер.доска
— компьютер;
— музыка
Ход урока:
1.Организационный момент. (Слайд №2 )
Долгожданный дан звонок- начинается урок!
Сегодня от почтальона Печкина кот Матроскин получил письмо и план – карту предстоящего путешествия. Он приглашает нас с ним в путешествие. В пути, через Логическую поляну и речку Сосчитайку, мы доберемся к океану Знаний, будем закреплять навык умножения двузначного числа на однозначное, решать задачи, находить значения выражений с переменной.
2.Логическая разминка. (Слайд №3 )
Перед вами 3 дорожки. Кот Матроскин не может определить, как называются линии. Кто поможет ему в этом? (Свой ответ обосновать) Он просит выбрать ту, решение примера которой, нам поможет достичь цели урока. А цель у нас какая? (Научиться умножать двузначное число на однозначное без ошибок)
-Итак, какой путь мы выберем? ( Прямую линию) Теперь вы можете сказать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Умножение двузначного числа на однозначное).
77·9 = 63
1
313·4= 52
1
224:4= 6
(Слайд № 4)
Итак, мы попали на Логическую полянку. Установите закономерность и продолжите ряд, записав еще 3 числа:
Продолжите ряд:
1) 1, 1, 2, 3, 5…(8, 13, 21)
2) 1, 10, 3, 9, 5, 8, 7, 7, 9, 6 …
Ответ: Ряд состоит из двух частей: числа на нечетных местах: 1, 3, 5, 7, 9…; числа на четных местах: 10, 9, 8, 7… Поэтому ряд продолжается вот так: 11, 5, 13, 4, 15, 3…
3.Устный счет. (Слайд №5 )
-Вот мы и подошли к речке Сосчитайке. (Дети поднимают карточки с цифрами) Запишите 3 ответа в столбик:
-
Первое слагаемое 29, второе слагаемое 6. Найдите сумму.(35)
-
Уменьшаемое 32, вычитаемое 16. Найти разность. (16)
-
Первый множитель 39, второй 1. Найти произведение.(39)
— Следующие ответы запишите через клеточку во второй столбик.
-
Делимое 12, делитель 4, чему равно частное?
-
На сколько единиц наибольшее однозначное число больше, чем наименьшее однозначное?
-
Уменьшаемое – 44, вычитаемое – 39. Найти разность.
Поставьте между числами первого и второго столбика знак «умножения».
— Что заметили? — Кто сможет сформулировать правило умножения двузначных чисел на однозначное? (Слайд № 6)
4.Решение примеров с комментированием.
Итак, мы добрались до океана Знаний. Мы будем путешествовать на трех кораблях. Делимся на три экипажа по рядам и сегодня капитанами наших экипажей будут Саша, Алена и Рома. Испытание для капитанов готово.
I) 35· 3
II) 16·8
-
39·5
(Капитаны решают с комментированием на доске, остальные в тетрадях.)
( Проверка на слайде) (Слайд № 7)
— Составьте с одним из выражений простую задачу и обратную к ней.
5.Задачи на нахождение площади. (Слайд № 8)
— Рассвело. Нам пора отправляться в путь. Для каждого экипажа есть своя кают-компания. Назовите каждый прямоугольник. Давайте вычислим их площади. (Слайд № 9)
I экипаж: Длина -18 м, ширина –на 16 м меньше. Найдите площадь.
(18-16)·18 = 36 кв.м.
II экипаж: Ширина 3м , длина на 9м больше. Найдите площадь.
(3+9)·3= 36 кв.м
III экипаж: Ширина 12м, длина 4м Найдите площадь.
12·3=36 кв. м (Проверка, выборочная оценка)
-Дайте полный ответ.
— Вот мы с вами и смогли применить наши знания на практике.
6.Нахождение значений выражений с переменной.
— Но что это? Перед нами айсберги. (Слайд № 10 )
— Что такое айсберг? Обратимся к толковому словарю.
Ученик: Айсберги – это отколовшиеся от ледника массивы различной формы; могут быть на плаву или «сидеть» на мели. Высота над поверхностью воды доходит до 70 метров.
(Слайд № 11)
-Выражения с переменной решаем в бортовых журналах. Первый, кто решит, запишет ответы на доске.
7.Физминутка. (Слайд № 12 )
Кот Матроскин развернулся, потянулся и нагнулся.
Лапы в стороны развел, по дорожке он пошел.
Потом на стульчик присел и в учебник посмотрел.
Все внимание собрал и работать дальше стал.
8. Работа с учебником.
В наши бортовые журналы запишем задание № 2,4 с 181
( Дети выполняют самостоятельно. Проверка ответов.)
(Слайд № 13)
9. Решение задачи с комментированием.
В путешествии принимали участие три команды. В каждой команде было по 5 девочек и по 6 мальчиков. Сколько всего человек участвовало в соревнованиях? Запишите решение задачи двумя способами.
(Слайд № 14 )
10. –На пути что-то странное. Внимание! За бортом бутылка с запиской! Что в ней? Закодированные примеры. Решаем по экипажам.
Х: 6= 63-49
Х:6=13
Х=13 · 6
Х= 78
78:6=63-49
13=13
Х:9= 44-33
Х:9 = 11
Х= 11 · 9
Х= 99
99:9=44-33
11=11
Х: 7= 88-77
Х:7=11
Х=11 · 7
Х=77
77:7=88-77
11=11
-Как мы находили неизвестное число? (Умножением двузначного числа на однозначное)
Проверка решения. (Слайд № 15 )
— Перед нами проблема: как нам разделить двузначное число на однозначное? (Сначала разделим 90 на 9, а затем еще 9 разделим на 9.Получим 11)
11. Итак, мы добрались до конечной цели и попали на остров.
(Слайд № 16)
Но только выполнив последнее задание, мы сможем найти на этом острове клад.
Расположите ответы в порядке возрастания и прочитайте слово.
27 · 3=81 (П)
16 · 8=128(О)
23 · 6=138(Б)
35 · 4=140(Е)
19 · 8=152(Д)
39 · 5=195(А)
ПОБЕДА
(Слайд № 17 )
12.– А вот и наш клад:
Знаменитая пословица: «Где терпение, там и умение». Как вы понимаете смысл пословицы?
13. Домашнее задание: № 4,6, с 181 и задание на смекалку. Дома вы самостоятельно отработаете умение умножать двузначное число на однозначное без ошибок.
14.Рефлексия
-Что вам показалось трудным в этом уроке? Что больше всего понравилось, запомнилось? Кто сможет самостоятельно сформулировать правило умножения двузначного числа на однозначное? (Ориентируйтесь на слайд)
Источники: Кот Матроскин 1
http://i032.radikal.ru/0806/ac/cd8ff0dcc7edt.jpg
Кот Матроскин 2
http://i007.radikal.ru/0806/84/e9ed126140f7.jpg
http://www.krugosvet.ru/articles/09/1000964/0002446g.htm
айсберги9100096/
9
корабли: http://windgammers.narod.ru/Korabli/de-Elkano/de-Elkano001.jpg
http://windgammers.narod.ru/Korabli/de-Elkano/de-Elkano011.JPG
http://windgammers.narod.ru/Korabli/de-Elkano/de-Elkano019.JPG
Остров — http://photos.streamphoto.ru/9/b/a/73f1f088735dbd7f5370935474629ab9.jpg
http://www.smekalka.pp.ru/math/answer_math_alg_09.html Логические игры и головоломки