Автор: Симоненко Алла Васильевна

учитель начальных классов

МОУ «Гоноховская СОШ

Завьяловского района

Алтайского края»

Урок математики. 3 класс. УМК «Школа России»

Умножение круглых чисел.

Цели: — познакомить детей с умножением круглых чисел;

— повторить таблицу умножения на 7, умножение и деление

на 10, 100, 1000;

-закрепить умение решать задачи изученных видов;

— развивать речь, мышление, внимание; навыки коллективной

работы;

— воспитывать уважение друг к другу, любовь к родителям, к своей

семье.

Оборудование: — доска, мел, учебник, магниты, цепочка заданий и слова,

ребус, тесты, линейки с цифрами 1, 2, 3, карточки

числами;

— примеры на карточках, магнитофон, запись музыки

— « В траве сидел кузнечик», задачи на карточках,

задания для групп, закладки.

Ход урока.

I.Установление психологического комфорта.

— Заливистый школьный звонок

-Позвал нас на новый урок.

Нас ждут задачи и примеры,

Смекалку будем развивать,

И знанием таблицы умножения

На уроке будем блистать.

II. Постановка цели урока.

Отгадайте загадку:

Число я – меньше десяти, тебе легко меня найти, но если букве «я» прикажешь рядом встать, я всё – отец, и, ты, и бабушка, и мать.

— Что это?

Правильно, это семья. 2008 год был объявлен годом семьи.

— А что такое семья? Ответы детей: (когда вместе живут и у них одна семья, интересы совпадают)

Молодцы. Сегодня на уроке мы выведем правило счастливой семьи. Для этого нам нужно пройти вот эту цепочку с заданиями. Выполнив задание, я буду переворачивать карточку, на которой с обратной стороны написаны слова, которые помогут нам в составлении правила.

III. Чистописание.

Отгадайте ребус: 7 я.( Семья)

— Какое число в ребусе?

Сегодня мы напишем цифру 7. Образец у вас в тетради. Запишите две цифры. Что заметили? Запишите три цифры. Что произошло? И т. д.

Число 7 магическое. Давайте вспомним, что с ним связано.

(Семь дней в неделе. Семь цветов в радуге. Семь дырок на голове. Семь чудес света. Семь пятниц на неделе. В сказке семеро козлят.)

Молодцы! Переворачиваю карточку, на которой появляется слово: любовь.

— Ребята, к кому любовь в семье? Ответы детей: (К детям, забота о младших, к бабушке, дедушке)

Правильно.

IV. Минутка внимания.

Идем дальше. У нас минутка внимания. Повторим таблицу умножения на 7. Я буду задавать вопросы вам нужно ответить только да или нет. Будьте внимательны.

7х7 =49 (Да.)

7х5 =45 (Нет.)

7х8 =48 (Нет.)

7х2 =14 (Да.)

7х3 =21 (Да.)

7х6 =43 (Нет.)

7х9 =72 (Нет.)

?х10 =70 (Да.)

7х4 =24 (Нет.)

7х1 = 7 (Да..)

Правильно. Открываем следующее слово: уважение.

— Кого нужно уважать? Ответы детей: (старших, маму, дедушку, бабушку)

V. Тестовая работа.

Мы отвечали на вопросы устно, а теперь попробуем ответить письменно. У вас на партах лежат тесты, нужно выбрать правильный ответ.

— 76х100

1. 760

2. 7600

3. 76

— 84000:100

1. 84

2. 840

3. 8400

— при умножении любого числа на 10

1. Добавляется нуль.

2. Добавляется 2 нуля.

3. Пишется то же число.

— при умножении любого числа на 100

1. Пишется то же число.

2. Добавляется нуль.

3. добавляется 2 нуля.

— при делении числа на 1000

1. Убирается 4 нуля.

2. Добавляем 3 нуля.

3. Убираем 3 нуля.

Взаимопроверка. Я читаю вопрос. А вы при помощи сигнальной линейки показываете выбранный вариант ответа.

Молодцы. Открываю слово: забота.

— О ком заботимся в семье? Ответы детей: о родителях, о младших в семье, о тех, кто нуждается в помощи.

Физминутка.

А теперь немного отдохнём. Позаботимся о своих глазах, так как нам предстоит узнать новое.

VI. Работа по теме.

Ребята, в тестовой работе у нас были задания с нулями. Давайте ещё раз повторим, что же нужно сделать, чтобы увеличить число 56 в 10 раз, в 100 раз, в 1000 раз. А чтобы уменьшить число 78 000 в 10, в 100, в 1000 раз.

Хорошо это нам пригодится при изучении новой темы: Умножение круглых чисел.

Объяснение учителем.

40 х 70 = (4х10) х (7х10) = (4х7) х (10х10) = 28 х 100 = 2800

280 х 300 = (28х 10) х (3 х 100) = (28 х3) х (10х100) 84 х 1000 =84 000

Или это можно сказать так: (открываю правило) умножаем круглые числа, не обращая внимания на нули, стоящие у множителей справа. К полученному произведению приписываем, справа столько нулей, сколько их стоит справа у всех множителей вместе.

40х70 = 2800

280х300 = 84000

Открываем учебник на странице 80. Нашли № 4. Решаем примеры с комментированием, первый пример комментирую я.

50х30 140х70 380х200

700х60 320х30 150х600

Молодцы. К нашему правилу добавляются слова: делиться новостями, то есть друг другу рассказывать о том, как прошел день.

VII. Игра «Арифметическое лото».

Ребята, а теперь поиграем в игру и проверим, как вы усвоили новую тему.

У вас на партах у каждого карточка с числами. Я показываю пример, а вы закрашиваете ответ простым карандашом.

60х30 210х40

800х20 160х600

300х500 3100х30

40х20 170х20

90

1800

16000

600

5

20

150000

190

850

400

700

800

8400

500

30

93

25

96000

500

300

920

3400

93000

270

1000

Проверяем.

-Что у вас получилось?

-У кого при закрашивании получилось 5?

Молодцы. Открываю слово: помощь.

— Ребята, кому надо помогать? Ответы детей: родителям, когда они на работе, младшим братьям, сестрёнке.

VIII. Музыкальная пауза. Слушают песню и выполняют вместе с учителем свободные движения.

А эту карточку я переверну сразу.

— Что мы видим? Слово: отдых. Ответы детей: это значит, что семья должна отдыхать вместе на природе, в саду, в парке.

И мы сейчас отдохнём.

Песня «В траве сидел кузнечик» слова Н. Носов, музыка В. Шаинского

Ребята с учителем выполняют свободные движения.

IX. Решение задач.

Сейчас мы решим задачи. Сегодня по карточкам будут работать 5 человек у них свои задачи. Работа у доски.

  1. В магазине было 75 кг апельсинов. Продали 1/5 часть этого количества. Сколько апельсинов осталось.

  1. В сквере 32 липы, число елей составляет 1/4 часть числа лип, а сосен в 3 раза больше, чем елей. Сколько всего деревьев в сквере?

  1. Начерти прямоугольник со сторонами 7см и 3 см. Найди его периметр.

  1. Дети отремонтировали 140 книг. В понедельник они отремонтировали 25 книг, во вторник в 2 раза больше, чем в понедельник. Сколько книг отремонтировали дети в среду?

Работа в паре над задачей.

В гараже стояло 145 машин. Сначала по вызову уехало 27 машин, а затем ещё 19. Сколько машин осталось в гараже?

Читаем задачу. О чём задача?

-Что известно?

— Что не известно?

— А что сказано о них?

— Что нужно найти?

На доске краткая запись:

Собирали – 160 ч.

Дети – ¼ часть

Взрослые — ?ч.

Запишите её в тетрадь. А теперь поработаем парами. Вам нужно найти правильное решение из трёх данных. Та пара, которая найдёт верное решение поднимает руку.

На доске:

1). 160 : 4 = 40 (ч.) — дети.

2). 160 – 40 = 120 (ч.) –взрослые.

160 х 4 = 640 (ч.) – взрослые.

!). 160 : 4 = 40 (ч.) – дети.

2). !60 + 40 = 200 (ч.) – взрослые.

Проверяем. Записываем правильное решение и ответ.

Открываю слово: труд.

— Кто должен трудиться в семье? Ответы: (каждый выполняет свои обязанности в семье, помогают младшим)

Закрыли учебники. Те, кто работал по карточкам, сдали их.

X. Развивающие задания.

Ребята мы подходим к концу. С какого числа мы начинали урок? Возвратимся к нему и выполним задание в группах.

  1. Из четырёх 7 используя знаки действий, скобки, где надо получить нужное число.

  2. На рисунке найти фигуры назвать и сказать сколько их.

7 7 7 7 = 5

7 7 7 7 = 4

7 7 7 7 = 8

7 7 7 7 = 9

Проверяем задания. Открываем последнее слово: понимание.

Ответы детей : понимать друг друга, уважать мнение других.

X. Домашнее задание с 14 №74 (решить задачу)

XI. Итог.

Мы закончили все задания и открыли слова, которые помогут нам составить правило для счастливой семьи.

— Что же нужно чтобы семья была счастливой? Ответы: жить и работать всем дружно, не ссориться, вместе отдыхать, уважать мнение других, любить каждого.

Правильно ребята. Семья будет счастливой, если все будут любить друг друга, уважать, понимать, заботиться друг о друге, вместе отдыхать и трудиться. Мы с вами то же семья только школьная и мы это сегодня доказали так как выполняя задания помогали друг другу. Все работали хорошо. Оценки за урок.

На память о сегодняшнем уроке закладки с правилом счастливой семьи, которое вам пригодится в жизни. И если вы будете придерживаться этого правила, то вы будете счастливы.

Литература:

1.Математика 3 класс Ч.1 (Первое М34 полугодие) М. И. Моро, М. А. Бантова. И др.-2-е изд. –М: просвещение, 2008.

2.Математика 3 класс (поурочные планы по учебнику М. И. Моро, М. А. Бантова и др. Программа 1-4. Москва, «Просвещение», 2008г.)

3.Начальная школа №4 2007 Издание Министерства образования Российской Федерации. С. С. Пичугин «Организация творческой работы с геометрическим материалом» стр.47

4.Математика 3-4 классы поурочные планы по программе «Школа России» (компакт-диск) – издательство»Учитель», 2010 Устный счёт.

5.Песня «В траве сидел кузнечик» слова Н. Носова, музыка В. Шаинского»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here