Ширшикова Ольга Анатольевна
МОУ «Лицей № 26» г.о.Саранск Республики Мордовия
Учитель начальных классов
Урок математики в 4 А классе
Урок – путешествие по лицею
Тема: «Нахождение площади прямоугольного треугольника»
Цель урока: развивать у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем изучения площади треугольника и применения этих знаний при решении задач вычислительного и конструктивного характера.
Задачи:
Образовательные:
-
познакомить с понятиями “катет” и “гипотенуза”;
-
вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника;
-
научиться применять открытую формулу при решении задач;
-
обобщить знания о единицах площади;
Развивающие:
-
развивать аналитическое мышление, умение находить сходство и различие, классифицировать;
-
развивать умение делать выводы на основе собственных наблюдений;
-
создавать условия для развития навыков общения и совместной деятельности;
-
развивать способность к самоконтролю и самооценке.
Воспитательные:
-
создать условия для того, чтобы дети поверили в свои силы, осознали, что у каждого из них есть все необходимые знания для решения любой задачи;
-
воспитывать познавательный интерес к предмету, побуждать инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности;
-
воспитывать любовь к родному лицею.
Оборудование: учебник Т. Е. Демидовой и др. «Математика, 4 класс», интерактивная доска Panasonic elite Panaboard, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для ОС Школа 2100 «Игры и задачи, 1-4 кл.», цветные карандаши, ножницы, карточки для сильных учеников, карточки со схемой к задаче, карточки с мини-тестом.
Ход урока
На ИД – 1 стр.
1. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный день. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Давайте повернемся и улыбнемся им всем. Садитесь.
Один вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вопрос этот такой:
— Что самое ценное на Земле?
Вот какой ответ дал известный учёный Ал — Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
— У нас урок математики – урок открытия нового знания.
Открытие нового знания
— Современное высказывание гласит: «Математику изучить нельзя…». Вы согласны с этим утверждением? Почему?
— У этой фразы есть продолжение, которое вносит иной смысл. Это мы узнаем в конце урока.
2.Актуализация знаний.
Работа с ИД. (стр.2)
На доске расположены именованные числа, которые надо расположить в порядке возрастания (единицы площади- см², дм², м², а, га, км²).
Проверка: — Если вы правильно выполнили работу, то, перевернув карточки, у нас получится слово (юбилей)
-Как связано полученное слово с нашим лицеем? (ему в этом году исполнилось 40 лет)
— (ИД — стр.3) Да, действительно, наш лицей основан в 1972 году. Мы уже много говорили об этом событии, узнали много интересного о его истории, а на сегодняшнем уроке мы совершим заочное путешествие по лицею. Начнем его в нашем кабинете: сейчас это кабинет математики.
3. Проблема, формулирование темы и цели урока.
— Вернемся к доске. Что вы располагали в порядке возрастания? (единицы площади). О какой величине пойдет разговор на уроке? ( О площади фигур)
— Посмотрите на доску. Под каждой фигурой запишите формулу нахождения ее площади. (стр. 4 – дети работают с ИД).
S = a · a S = a · b S = ?
— В чем затруднение? (не знаем, как найти площадь треугольника)
-Определим тему урока (Площадь треугольника).
— А вот какого именно треугольника, узнаем, выполнив задание 1 на стр. 94 в учебнике.
— На какие группы можно разделить эти треугольники по их углам?
— Как можно найти прямой угол? ( ЦОР, 1 слайд).
— Так значит о каком треугольнике пойдет сегодня речь? (о прямоугольном).
— Сформулируем окончательно тему урока. (Площадь прямоугольного треугольника – ИД — стр.5).
-Какова цель нашего урока? (Научиться находить площадь прямоугольного треугольника).
4. Сообщение новых знаний.
— Для нашей работы нам потребуется узнать кое-что новое о прямоугольном треугольнике.
— В каком помещении лицея можно найти сведения о чем-то совсем новом, неизвестном? (в библиотеке). Отправимся в библиотеку. (ИД — стр. 6).
Работа с ЦОР ( 2 слайд)
Стороны, которые образуют прямой угол прямоугольного треугольника, называются катетами.
Сторона, которая лежит напротив прямого угла, называется гипотенузой.
— Начертите себе в тетрадь прямоугольный треугольник. Катеты обозначьте красным цветом, а гипотенузу – зеленым.
— Как же называются стороны прямоугольного треугольника? (работа с 7 стр. на ИД).
5. Открытие новых знаний.
— Мы узнали много нового о прямоугольном треугольнике, но выяснили ли мы, как находить его площадь? (нет)
— Чтобы сделать это, давайте отправимся в конструкторское бюро (ИД — стр. 8). Недавно в нашем лицее было открыто конструкторское бюро, работают там старшеклассники. Ну а мы уже попробуем конструировать уже сейчас.
Практическая работа в парах.
-У вас на партах прямоугольники. Найдите их площадь. Что для этого надо сделать?(измерить его стороны и их перемножить).
(Дети выполняют).
— Проведите диагональ. Разрежьте прямоугольник по диагонали.
– Сколько фигур получилось? (2)
– Что это за фигуры? (прямоугольные треугольники).
– Что можно сказать про площади этих прямоугольных треугольников? (Они равны)
– Докажите. Как это сделать? (Наложить треугольники друг на друга, чтобы совпали все вершины и стороны).
– Какую часть составляет каждый прямоугольник от прямоугольника?(1/2 часть)
– Можно ли сказать, что если прямоугольник разрезать по диагонали, то получим два равных по площади прямоугольных треугольника? (Да)
– Чему равна площадь всего прямоугольника? S = a · b
– А площадь одного прямоугольно треугольника? S = (a · b) : 2
– Сформулируйте формулу нахождения площади прямоугольного треугольника с помощью этих терминов. (Проговаривание формулы учащимися – «Чтобы найти площадь прямоугольного треугольника, надо найти произведение длин его катетов и разделить полученную величину на 2»)
– Давайте проверим правильность наших выводов.
Работа с ЦОР (3 слайд)
5. Первичное закрепление
-Составим алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника.
Нахождение площади прямоугольного треугольника
-
Измерить катеты.
2 Перемножить два катета
3. Разделить на 2
— Применим наши знания – ИД, стр.9.
Учебник – стр.95, №7 а) –фронтально, б) –в парах в) – самостоятельно.
В это время сильные учащиеся отвечают на вопрос карточки:
— А как найти площадь непрямоугольного треугольника?
(надо провести из вершины линию под прямым углом к одной из сторон треугольника, получаются два прямоугольных треугольника, площадь которых мы вычислить можем).
6. Физминутка.
— А теперь давайте побываем в спортивном зале нашего лицея (ИД, 10 стр.). Посмотрите, какой он стал красивый после ремонта.(ссылка на физминутку на стр.10).
7. Закрепление изученного.
— Давайте перейдем в зал торжественных церемоний (ИД, стр. 11).
-Решим задачу (ИД, стр. 12).
Общая площадь спортивного зала и зала торжественных церемоний составляет 544 м². Площадь спортивного зала на 50 м² больше. Чему равна площадь каждого зала в отдельности?
(Один ученик решает задачу у доски.
Некоторым ученикам в помощь — схема).
— Оцените работу вашего товарища.
8. Мини-проверка.
А теперь выполним мини-проверку. Каждый из вас выполняет тест (у каждого на партах листочки с тестом).
-Кто выполнил, оставляет на краю парты, а на перемене сдает учителю.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Какие цели мы ставили в начале урока?
-Достигли мы их?
— Как же найти площадь прямоугольного треугольника?
-Давайте возвратимся к высказыванию, о котором говорили в начале урока. Полностью эта фраза звучит так: «Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед».
— Вы согласны с этим? (Да, на уроке мы делали все сами, а не только наблюдали).
-А сейчас оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Разместите своего человечка на лесенке успешности (ИД, стр. 13)
Лесенка успешности.
-Благодарю всех за работу. Многие из вас на уроке были активными, внимательными. Проверив ваши тесты, я выставлю вам оценки, учитывая вашу самооценку за все задания на уроке.
-А вам осталось поработать дома. Домашнее задание – стр. 95, №9.
— Закончить наш урок я хочу гимном нашего лицея (звучит гимн — ИД, стр. 14-18). Все мы: и учителя, и ученики, очень гордимся тем, что являемся
продолжателями традиций лицейского образования.
Использованные источники:
-
http://pedsovet.su/load/244-1-0-2615 — физминутка для глаз «Футбол»
-
Образовательный комплекс «Игры и задачи. 1 – 4 классы» (на DVD-диске) «1С: Образование. Дом»
-
Песня С.Я.Терханова «В уголке России есть школа № 26…»