Учитель математики

МОУ «СОШ № 13 » г. Воркута

республика Коми

Бабенко Наталия Еманоиловна

Урок математики в 5 классе

«Сравнение дробей»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: интегрированный урок.

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • закреплять понятия доли и дроби, способствовать развитию навыков решения текстовых задач на нахождение дроби от числа;

  • на основе ранее изученного материала ввести правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Развивающие:

  • развивать грамотную математическую речь учащихся, умение давать лаконичные формулировки.

  • развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в различных ситуациях;

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся аккуратность;

  • воспитывать патриотизм на примере героического прошлого народа;

  • воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оформление: эпиграф урока «При сытости помни голод», презентация урока, дидактический материал (карточки с заданиями).

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мел, листы с печатной основой.

Ход урока.

I Этап Организационный момент (5 мин)

Учитель Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок!

Книжки, ручки и тетрадки

На столе лежат в порядке!

Ровненько встали, спинки выпрямили.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Обратите внимание кроме учебных принадлежностей у вас на столе лежат карточки с заданиями. С ними мы будем работать во время урока. Я очень надеюсь на ваше внимание и поддержку. Сегодня на уроке мы продолжим работу с обыкновенными дробями, но сегодняшний урок будет необыкновенным, он будет посвящен трагическому моменту в нашей историй. ( Слайд №1) И, по этому эпиграфом нашего урока я выбрала «При сытости помни голод». Звучит музыка «Аве Мария». В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то, слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба.

Ученик читает стихотворение Р. Рождественского( Слайд №2)

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года…

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискаревку кто забыл?

Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времен.

Им не достался тот кусок,

Кусок, не подаривший жизнь…

Лежащий здесь — у ваших ног.

Кто бросил хлеб — тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

Учитель: Ребята скажите, к какому моменту из истории посвящён наш урок? (Блокада Ленинграда )

А кто знает, в каком году Ленинград оказался полностью блокированным фашистами? (8 сентября 1941году)

Ученик читает стих;

Предполагавший город взять с разбега.

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь враг: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

II Этап Актуализация знаний. (8 мин.)

Учитель; Я вам предлагаю выполнить устную работу (один ученик выходит к доске и записывает ответы) (Слайд №3)

1) Вычислите устно:

Урок математики в 5 классе «Сравнение дробей» от 54 дней, Урок математики в 5 классе «Сравнение дробей»от 280 лет, Урок математики в 5 классе «Сравнение дробей» от 1800 дней и ночей?

Учитель:

Скажите эти числа вам говорят о чём то? ( 18 января 2014 года исполнилось 70 лет со дня прорыва блокады города — героя-Ленинграда, которая продолжалась 900 дней и ночей.)

70 лет недавно в нашем городе звучала это дата.( Юбилей г. Воркуты)

И вы все знайте о том что, наш город, как и вся страна помогал Ленинграду в его героической борьбе. (Слайд № 4)

В этом году официально день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады праздновался 27 января.(Слайд № 5)

900 дней и ночей длился этот кошмар.(Слайд № 6)

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. Норма хлеба была низкой и ничтожно малой. (Слайд № 7)

2) Вычислите; (работа в тетради)

рабочие получали лишь по Урок математики в 5 классе «Сравнение дробей»кг =? г, а служащие, иждивенцы и дети по Урок математики в 5 классе «Сравнение дробей» кг =? г.

Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было единственное питание ленинградцев.

Сколько будет Урок математики в 5 классе «Сравнение дробей» кг, Урок математики в 5 классе «Сравнение дробей» кг? Это были самые скудные пайки в блокадном Ленинграде.

3) Закрасить. ( работа с дидактическим материалом) (Слайд № 8) (приложение №1)

Ребята найдите между карточками приложение № 1 и в первом прямоугольнике закрасите 1/8 а во втором прямоугольнике 1/4. С чем можно связать эти прямоугольники? (в первом прямоугольнике закрашена доля хлеба ленинградского ребенка, а во втором доля хлеба для рабочих)

Скажите, а вы слышали про Дорогу жизни? ( Слайд № 9) (дорога, которая работала зимой через Ладожское озеро).

Гибли на Ладоге отважные войны, водители машин, спасая ленинградцев от голодной смерти. И не смотря на то, что фашисты и днем и ночью обстреливали. Дорога работала и благодаря этому, увеличивали норму выдачи хлеба.

III Этап Изучения нового материала. ( 8 мин)

4) Закрасить. ( работа с дидактическим материалом) (Слайд № 10) (приложение №2)

Найдите приложение № 2 и закрасьте 2/8 прямоугольника.

Поставьте рядом приложение 1 и 2, что вы заметили? (1/4 и 2/8 показывают одинаковые части)

Что можно сказать про дроби 1/4 и 1/8 (1/8=1/4)

Обратите внимание на прямоугольники на которых изображены 1/8 и 2/8 части, что вы можете сказать? (1/8 меньше2/8) (Слайд № 11)

Для того чтобы найти отличите или равенство между закрашенными частями что вы делали? (сравнивали)

Как назовём тему нашего урока? (сравнение дробей)

5) Работа по учебнику;( Рассматриваются рисунки из учебника и с помощью них ученики выводят правила сравнение дробей с одинаковыми знаменателями) (Слайд № 13)

Кто желает сформулировать правила сравнения обыкновенных дробей?

IV Этап Закрепление нового материала( 10 мин)

940 устно,

941 письменно,

943 к доске выходят 2 ученика класс делятся на два варианта;

а) для 1 варианта,

б) для 2 варианта.

945 первые 5 учеников выполнивших первыми получают оценки.

V Этап Физминутка( 2 мин ) ( Слайд № 14)

VI Этап Рефлексия( 8 мин)

Учитель Молодцы вы хорошо справились со всеми заданиями, а сейчас подведём итоги;

С какой темой познакомились сегодня на уроке?

Вспомним правила сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

В каких случаях дроби равны?

Найдите на приложение №3( Слайд № 15) ( приложение №3 )

На выполнения работы 1 минута.

Поменяйтесь работами и проверьте, 1 бал за каждый правильный ответ. ( Слайд № 16)

Вернёмся к тем суровым дням блокады Ленинграда. Не смотря на голод и лютые холода, школы не переставали работать. Во время блокады работали 39 школ.

Дети и учителя умирали во время уроков. ( Слайд № 17)

Ученик читает стихотворение Ю. Воронов

Девчонка руку протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла.

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Ученик читает стихотворение ( Слайд № 18)

Дневник Тани Савичевой.

В осажденном Ленинграде

Эта девочка жила

В ученической тетради

Свой дневник она вела

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«. Женя умерла 28 декабря 1941 года в 12 часов 30 минут утра 1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

А в ночь пронзает

Острый свет прожекторов,

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилке не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»

«Савичевы умерли».

«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

Учитель 641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище – тысячи безымянных могил. Около одной могилы всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом надпись: «Доченька, если б я могла дать тогда…» ( Слайд № 19,20)

Закончить урок хочу этими стихами

Прошу тебя:

Не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь.

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали

Каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Тот хлеб спасал

Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала

Даже хлеба крошка…

Но и сейчас

Оплачена стократ

Трудом нелегким

Каждая лепешка.

Не раз прощал

Тебе я зорство.

Я знаю: детство

Без игры нелепо.

Но не могу простить

Лишь одного-

Хоть крошки

Всуе брошенного хлеба.

30 лет хранился кусок блокадного хлеба в семье Карпушиных. Надкусив свою последнюю норму хлеба, на руках у матери умирает младшая дочь. Несмотря ни на что, мать сохранила этот кусок в память о страшных днях блокады. Через 30 лет ее внучка передала его в музей училища, где сама обучалась. Будем помнить народную мудрость « Хлеб всей жизни голова» и слова пожилого поколения: « При сытости помни голод».( Слайд 21)

VII Этап Домашняя работа (2мин) (Слайд№ 22)

Читать п.24 стр. 146 (выучить правила),

965, 966,957.

Дополнительно № 968.

( Слайд № 23) (2мин)

Литература.

1. Воспитание школьников. № 4; 1987г. В. Гликин, Беспримерный подвиг защитников Ленинграда.

2. Воспитание школьников. №6,1986 г.В. Александрова, Велика истинная цена хлеба.

3. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений/ Н.Я. Вленкин ,В.И. Жохов –М. : Просвещение, 2011.

4. Физминутка

http://yadi.sk/d/L8vTPhE62SoyI

5. Картинки с Интернет.

  • http://www.wardates.ru/fotos_raznoe_091102174032.html

  • http://www.greenmama.ru/dn_images/01/69/54/74/1233038326hleb_blokadi.jpg

  • http://cs304713.vk.com/u3832889/-14/x_5c0148c6.jpg

  • http://top.oprf.ru/storage/c/2011/06/22/1308698658_067959_77.jpg

  • http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/3/2729/2729_html_m5166b6d.jpg

  • http://img15.nnm.ru/f/4/3/d/d/755665c27042a7ccb8088cddb6c.jpg

  • http://img11.nnm.ru/8/1/a/7/8/4e223c53394bf2df03332281280.jpg

  • http://s42.radikal.ru/i098/0901/54/014c63e0cd71.jpg

  • http://i.pixs.ru/storage/1/0/8/image4d3eb_1223875_2393108.jpg

  • http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/09/war05.jpg

  • http://newzz.in.ua/uploads/posts/2010-04/1272622294_blokada.jpg

  • http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/800/38800662_1.jpg

  • http://img-fotki.yandex.ru/get/3207/murzavio.b/0_26dc1_13a7abb0_L.jpg

  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/48/500/48500028_Piskarjovskoe_kladbishe_RodinaMat_18042003.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/54537257.1/0_8958f_27ae10e4_XL

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here