Учитель математики
МОУ «СОШ № 13 » г. Воркута
республика Коми
Бабенко Наталия Еманоиловна
Урок математики в 5 классе
«Среднее арифметическое»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: мультимедийный урок.
Цель урока: формировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел; познакомить учащихся с правилом нахождения среднего арифметического и его использованием при решении несложных задач.
Задачи урока:
Обучающие:
— изучение понятия «среднее арифметическое», вывод соответствующих формул, изучение понятий «средняя скорость» и «средняя масса» и методы их нахождения; умение применять знания в практических задачах; закрепление арифметических действий с десятичными дробями.
Развивающие:
— развивать вычислительные навыки, логическое мышление; развитие коммуникативности, навыков само- и взаимоконтроля; развитие грамотной математической речи.
Воспитательные:
— воспитывать и формировать положительную мотивацию и интереса к предмету, воспитывать стремление к достижению положительного результата при выполнении работы, самостоятельность и аккуратность.
Методы:
-
обучения – эвристический;
-
преподавания – объяснительно-побуждающий;
-
учения – частично-поисковый.
Оформление: эпиграф урока «Рано или поздно всякая правильная математическая
идея находит применение в том или ином деле» А.Н. Крылов, презентация урока,
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мел, дидактический материал (карточки с заданиями).
План урока.
-
Орг.момент. Мотивация. 2 минуты.
-
Актуализация знаний. 7 минут.
-
Изучение нового материала. 5 минут.
-
Закрепление изученного. 7 минут.
-
Динамическая пауза. 3 минуты.
-
Закрепление изученного. 13 минут.
-
Подведение итогов. 2 минуты.
-
Домашнее задание. 1 минута.
-
Рефлексия. 5 минут.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
— Здравствуйте, ребята!
— Все ли готовы к уроку? Все ли приготовлено к уроку? ( Дежурный ученик называет кто отсутствует на уроке, отвечающий за выполнения домашней работы подает отчет).
— Молодцы! Садитесь, пожалуйста вспомните, какие темы были на прошлых уроках? (отвечают учащийся мы рассматривали совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями, такие как сложение, вычитание, деление, умножение).
II. Устная работа
( Начинается демонстрация слайда )
1. Вычислите сумму:
а) 0,14 + 0,06; б) 2,78 + 5,22;
в) 3,7 + 1,13; г) 4 + 0,4;
д) 1,45 + 0,5; е) 16,3 + 3,07.
2. Найдите частное:
а) 0,42 : 7; б) 4,08 : 0,04;
в) 50 : 0,5; г) 0,18 : 0,6;
д) 1 : 0,2; е) 6 : 0,03.
— Ребята, как вы думайте, а почему выполнялись в устном счете только два действия сложения и деления? (ответ учащихся урок связан с этими знаками действий)
III. Изучение нового материала
Учитель. ( демонстрация слайда 2 )
Ребята, сегодня мы изучим новую тему «Среднее арифметическое». Запишем число и тему урока. Запомните эпиграф «Рано или поздно всякая правильная математическая
идея находит применение в том или ином деле» А.Н. Крылов в конце урока мы вернемся к нему.
( демонстрация слайда 3 )
Цель нашего урока; формировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел; познакомить вас с правилом нахождения среднего арифметического и его использованием при решении несложных задач.
( демонстрация слайда 4).
Рассмотрим задачу№1:
У Ани 14 конфет, у Кати 9 конфет, а у Оли 10 конфет. Сколько конфет достанется каждой девочке, если конфеты разделить между ними поровну?
Решение обсуждается с учащимися.
14 + 9 + 10 = 33 (конфеты)
33 : 3 = 11 (конфет)
Число 11 называют средним арифметическим чисел 14; 9 и 10.
Найдите в учебнике определение среднее арифметическое нескольких чисел. ( демонстрация слайда 5 )
— Ребята, а кто может с помощью определения рассказать правило нахождения среднее арифметическое?
Среднее арифметическое = (Сумма чисел) : (количество слагаемых)
( демонстрация слайда 6 )
Задача №2
Человек шел 2 ч со скоростью 4,6км/ч и 3 ч со скоростью 5,1 км/ч.
С какой постоянной скоростью он должен был идти, чтобы пройти то же расстояние за то же время?
Решение обсуждается с учащимися
-
4,6·2 +5,1·3 =24,5 (км)
-
2) 24,5 : 5 =4,9 (км/ч)
-Такую скорость называют средней скоростью движения. Обращая внимание на правило нахождения о среднем арифметическом нескольких чисел, кто сможет сформулировать правило вычисления средней скорости.
Средняя скорость = (Весь пройденный путь) : (все время движения)
IV. Закрепление изученного материала
Ребята ну почему мы в устном счете повторяли только сложение и деление чисел ( ответ учащихся чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел надо найти их сумму а потом разделить на их количество)
Работа с учебником
Ребята, давайте закрепим наши знания, решим: (демонстрация слайда 7).
№ 1496 у доски решается совместно с учителем и делается вывод.
№ 1497 (б,в).
№ 1497 (б) решается совместно с учителем.
0,1 + 0,2 + 0,3 = 0,6
0,6 : 3 = 0,2
Можно писать короче: (0,1 + 0,2 + 0,3) : 3 = 0,2. Пишем ответ.
Ответ: 0,2.
№ 1497 (в) – самостоятельно, ответ обсуждается.
№ 1502 – у доски
(5,3 + 5,4 + 4,8 + 5,0 + 5,3 + 5,4 + 5,3 + 5,2 + 5,1) : 9 = 46,8 : 9 = 5,2
Ответ: 5,2.
Физкультминутка
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
— Вернемся к эпиграфу «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле» кто скажет, о чем идет речь? (Ответ учащихся, что среднее арифметическое встречается в жизни)
Где в жизни используется вычисление среднего арифметического? ( учащиеся отвечают, и демонстрируется слайд 8)
V. Задание на дом: № 1524, 1525 Вычислить средний возраст вашей семьи. (демонстрируется слайд 10)
Рефлексия демонстрация слайда 9
VI. Итог урока. Выставление оценок
– Что мы сегодня узнали нового на уроке?
– Что мы научились делать?
Литература:
-
Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2007.
-
Газета «Математика», № 10 / 2003г.
-
Сборник задач по математике для 5 класса: Пособие для учителей/ С.А. Пономарев, П.В. Стратилатов, Н.И. Сырнев. – М.: Просвещение, 1990.