Учитель математики

МОУ «СОШ № 13 » г. Воркута

республика Коми

Бабенко Наталия Еманоиловна

Урок математики в 5 классе

«Среднее арифметическое»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: мультимедийный урок.

Цель урока: формировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел; познакомить учащихся с правилом нахождения среднего арифметического и его использованием при решении несложных задач.

Задачи урока:

Обучающие:

— изучение понятия «среднее арифметическое», вывод соответствующих формул, изучение понятий «средняя скорость» и «средняя масса» и методы их нахождения; умение применять знания в практических задачах; закрепление арифметических действий с десятичными дробями.

Развивающие:

— развивать вычислительные навыки, логическое мышление; развитие коммуникативности, навыков само- и взаимоконтроля; развитие грамотной математической речи.

Воспитательные:

— воспитывать и формировать положительную мотивацию и интереса к предмету, воспитывать стремление к достижению положительного результата при выполнении работы, самостоятельность и аккуратность.

Методы:

  • обучения – эвристический;

  • преподавания – объяснительно-побуждающий;

  • учения частично-поисковый.

Оформление: эпиграф урока «Рано или поздно всякая правильная математическая

идея находит применение в том или ином деле» А.Н. Крылов, презентация урока,

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мел, дидактический материал (карточки с заданиями).

План урока.

  1. Орг.момент. Мотивация. 2 минуты.

  2. Актуализация знаний. 7 минут.

  3. Изучение нового материала. 5 минут.

  4. Закрепление изученного. 7 минут.

  5. Динамическая пауза. 3 минуты.

  6. Закрепление изученного. 13 минут.

  7. Подведение итогов. 2 минуты.

  8. Домашнее задание. 1 минута.

  9. Рефлексия. 5 минут.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята!

— Все ли готовы к уроку? Все ли приготовлено к уроку? ( Дежурный ученик называет кто отсутствует на уроке, отвечающий за выполнения домашней работы подает отчет).

— Молодцы! Садитесь, пожалуйста вспомните, какие темы были на прошлых уроках? (отвечают учащийся мы рассматривали совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями, такие как сложение, вычитание, деление, умножение).

II. Устная работа

( Начинается демонстрация слайда )

1. Вычислите сумму:

а)  0,14 + 0,06;                                      б) 2,78 + 5,22;
в) 3,7 + 1,13;                                         г) 4 + 0,4;
д) 1,45 + 0,5;                                         е) 16,3 + 3,07.

2. Найдите частное:

а) 0,42 : 7;                                             б) 4,08 : 0,04;
в) 50 : 0,5;                                             г) 0,18 : 0,6;
д) 1 : 0,2;                                               е) 6 : 0,03.

— Ребята, как вы думайте, а почему выполнялись в устном счете только два действия сложения и деления? (ответ учащихся урок связан с этими знаками действий)

III. Изучение нового материала

Учитель. ( демонстрация слайда 2 )

Ребята, сегодня мы изучим новую тему «Среднее арифметическое». Запишем число и тему урока. Запомните эпиграф «Рано или поздно всякая правильная математическая

идея находит применение в том или ином деле» А.Н. Крылов в конце урока мы вернемся к нему.

( демонстрация слайда 3 )

Цель нашего урока; формировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел; познакомить вас с правилом нахождения среднего арифметического и его использованием при решении несложных задач.  

( демонстрация слайда 4).

Рассмотрим задачу№1:

У Ани 14 конфет, у Кати 9 конфет, а у Оли 10 конфет. Сколько конфет достанется каждой девочке, если конфеты разделить между ними поровну? 

Решение обсуждается с учащимися.

14 + 9 + 10 = 33 (конфеты)
33 : 3 = 11 (конфет)
Число 11 называют средним арифметическим чисел 14; 9 и 10.

Найдите в учебнике определение среднее арифметическое нескольких чисел. ( демонстрация слайда 5 )

— Ребята, а кто может с помощью определения рассказать правило нахождения среднее арифметическое?

Среднее арифметическое = (Сумма чисел) : (количество слагаемых)

( демонстрация слайда 6 )

Задача №2

Человек шел 2 ч со скоростью 4,6км/ч и 3 ч со скоростью 5,1 км/ч.

С какой постоянной скоростью он должен был идти, чтобы пройти то же расстояние за то же время?

Решение обсуждается с учащимися

  1. 4,6·2 +5,1·3 =24,5 (км)

  2. 2) 24,5 : 5 =4,9 (км/ч)

-Такую скорость называют средней скоростью движения. Обращая внимание на правило нахождения о среднем арифметическом нескольких чисел, кто сможет сформулировать правило вычисления средней скорости.

Средняя скорость = (Весь пройденный путь) : (все время движения)

IV. Закрепление изученного материала

Ребята ну почему мы в устном счете повторяли только сложение и деление чисел ( ответ учащихся чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел надо найти их сумму а потом разделить на их количество)

Работа с учебником

Ребята, давайте закрепим наши знания, решим: (демонстрация слайда 7).

1496 у доски решается совместно с учителем и делается вывод.

1497 (б,в).
№ 1497 (б) решается совместно с учителем.
0,1 + 0,2 + 0,3 = 0,6
0,6 : 3 = 0,2
Можно писать короче: (0,1 + 0,2 + 0,3) : 3 = 0,2. Пишем ответ.
Ответ: 0,2.
№ 1497 (в) –
самостоятельно, ответ обсуждается.
№ 1502 – у доски
(5,3 + 5,4 + 4,8 + 5,0 + 5,3 + 5,4 + 5,3 + 5,2 + 5,1) : 9 = 46,8 : 9 = 5,2
Ответ: 5,2.

Физкультминутка

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

— Вернемся к эпиграфу «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле» кто скажет, о чем идет речь? (Ответ учащихся, что среднее арифметическое встречается в жизни)

Где в жизни используется вычисление среднего арифметического? ( учащиеся отвечают, и демонстрируется слайд 8)

V. Задание на дом:   № 1524,  1525 Вычислить средний возраст вашей семьи. (демонстрируется слайд 10)

Рефлексия демонстрация слайда 9

VI. Итог урока. Выставление оценок

Что мы сегодня узнали нового на уроке?
– Что мы научились делать?

Литература:   

  1. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2007.

  2. Газета «Математика», № 10 / 2003г.

  3. Сборник задач по математике для 5 класса: Пособие для учителей/ С.А. Пономарев, П.В. Стратилатов, Н.И. Сырнев. – М.: Просвещение, 1990.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here