Урок математики
во 2 классе
по теме: «Устные приемы сложения и вычитания.
Закрепление изученного».
Разработан учителем
начальных классов
МОУ СОШ № 9
Школяр И.А.
Тема: «Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Закрепление
изученного».
Класс: 2
Методические цели: — формирование приемов самоконтроля при решении
уравнений, числовых выражений;
— совершенствование вычислительных навыков
учащихся;
Дидактические цели: — учиться осознанно и безошибочно решать уравнения,
находить значения числовых выражений;
— осуществлять проверку вычислений, выполненных
при сложении и вычитании.
— развитие логического мышления.
Форма проведения: урок
Оборудование: персональный компьютер, ИД, карточка ученика (на каждого
уч-ся), карточка «Разбор полета» (на каждого уч-ся).
Ход урока:
I Организация класса.
II Сообщение целей и задач урока.
Сегодняшний урок, я хочу начать со стихотворения:
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счета
Не сдвинется с места
Любая работа!
— Обратите внимание на второе четверостишие. Как вы думаете, так ли это? Мы поставим знак вопроса и вернемся к нему в конце нашего урока.
— Скажите, ребята, какой праздник отмечала наша страна 12 апреля? (день космонав-
тики)
— Это праздник в честь летчиков, космонавтов, конструкторов, рабочих, которые создают
ракеты, космические корабли.
— Кто же первым проложил дорогу в космос? (Ю.А.Гагарин)
— После старта Ю.А.Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в
космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите.
Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа во имя
прогресса во всем мире.
— Давайте и мы займемся исследованиями и отправимся в конструкторское бюро за ответом на поставленный вопрос. А что это такое «конструкторское бюро»? Кто там работает?
(люди, которые делают схемы, чертежи, расчеты; изобретают новые машины- конструируют)
— Вот и мы с вами сегодня будем делать расчеты и конструировать.
— А хотите узнать, что мы с вами будем конструировать?
III Устный счет.
— Выполнив задания, мы соберем все детали необходимые для нашего изделия.
1. При помощи арифметических знаков восстановите равенства.
7 * 8 * 6 = 9
8 * 5 * 4 = 7
12 * 6 * 5 = 11
Проверка производится стиранием.
2. Решив «цепочку» примеров вы узнаете, какая деталь будет следующая:
14 + 30 – 4 + 40 – 7 =
73 70 71
— Верно, это треугольник!
Проверка производится убиранием мышки.
3. Выберите из чисел 10, 8, 16 такие числа, при которых будут верно следующее
неравенство.
26 — < 16
(Ответ: 16)
Проверка производится стиранием.
4. Как можно изменить неравенство, чтобы получилось уравнение? Чему будет равен
х?
26 – х = 16
х = 10
— Молодцы! У нас получились вот такие детали. А что мы сможем с них собрать?
5. Сделать вычисления. Выставить буквы в соответствии с полученными значениями.
— Благодаря таблице-коду мы узнаем, что будем конструировать.
— Да, вы правы, мы сконструируем ракету (сбор модели из полученных деталей).
IV Закрепление изученного.
1. Постановка проблемного вопроса.
— А вы знаете, что «в 1962 году американцы подорвали ракету, стартовавшую к Венере, т.к. с некоторым опозданием ученые-конструкторы обнаружили в программе действий ракеты ошибку: был пропущен один знак. Казалось бы, один знак – мелочь, но она могла бы обернуться катастрофой».
— Как вы думаете, почему я вам рассказала об этом?
— чтобы мы (дети) не делали ошибок при решении
— пользовались изученными приемами
— проверяли свои вычисления
— Молодцы!
2. Найдите значение числовых выражений и выполните проверку.
А теперь, учитывая все, что было сказано, узнаем на какую планету полетит наша
ракета. Давайте вспомним как проверяем сложение? Как проверяем вычитание?
15 – 8 = 53 + 5 = 72 – 12 = 24 + 6 =
П: = П: = П: = П: =
-
60
7
30
58
Учащиеся выполняют это задание в карточках, проверка на доске. Один человек работает у доски.
— Так куда полетит наша ракета? (на Марс)
— Что нам позволило сделать эту работу без ошибок?
— внимание
— знание приемов + и –
— проверка
(запись в карточку ученика: мои выводы 1)
2. Игра-эстафета «Подготовка ракеты к полету».
8 — 8 + 9 = 7 – 7 + 18 = 12 – 10 + 7 =
10 – 7 + 4 = 6 + 7 – 13 = 10 – 3 + 8 =
3 + 6 + 4 = 6 + 3 – 9 = 2 + 7 – 9 =
1 + 8 + 8 = 5 + 9 – 4 = 1 + 8 + 7 =
9 – 3 + 5 = 9 – 7 + 16 = 9 – 2 + 12 =
10 – 8 + 24 = 7 + 10 + 11 = 2 + 9 + 7 =
(В классе должно быть 18 детей на момент урока: на каждом ряду по 6 человек)
Учащиеся подходят по очереди к доске (маркерной) и находят значения выражений. При проверке, если значение найдено правильно, то ракета поднимается на одно деление вверх.
— Сегодня мы с вами принимаем важные и ответственные решения. Необходимо убедиться: действительно готовы ракеты к запуску.
(При проверке, если значение найдено правильно, то ракета поднимается на одно деление вверх.)
3. Проверка правильности вычислений.
— Итак, направление полета выбрано – это Марс, ракеты к пуску готовы, но не проверен двигатель.
— Записаны уравнения. Давайте сначала вспомним алгоритм решения уравнений.
Алгоритм решения уравнений.
-
Определить какое число является частью, какое целым.
| Неизвестно целое |
-
От целого отнять известную часть
Все части сложить
ДА
(Дети называют последовательность решения уравнений. Учитель выстраивает алгоритм на доске)
— Молодцы, приступайте к работе.
х + 8 = 17 20 – у = 8 х – 5 = 9
х = 17 + 8 у = 20 – 8 х = 9 + 5
х = 25 у = 13 х = 14
П: 25 + 8 = 33 П: 20 – 13 = 8 П: 14 – 5 = 9
8 = 8 9 =9
(Дети самостоятельно в карточках ученика решают уравнения, затем сообщают, что к полету готова только красная ракета)
— От вашего ответа зависит жизнь экипажа. Прежде чем принять ответственное решение, необходимо убедиться в правильности ваших выводов: нужны доказательства.
(1 уч-к выходит к доске и на ИД доказывает, что третье уравнение решено правильно)
— Итак, красная ракета отправляется в полет (закрыть шторкой)
— А что будем делать с оставшимися ракетами? (исправить ошибки)
— А как исправить? (-пересчитать; — найти причину и исправить)
— Объясните, что же нам необходимо сделать: просто пересчитать или необходимо найти причину допущенной ошибки?
(если просто пересчитать, то никогда не узнаем причину ошибки и можем когда-нибудь снова допустить эту же ошибку).
— Давайте найдем причину допущенной ошибки?
(в красной ракете – не выделили части и целое, соответственно не правильно нашли часть; в зеленой ракете – не верно сделаны вычисления, и при проверке не пересчитали)
— Какой же вывод сделаем? (записать в карточку ученика вывод 2)
Вывод 2: Чтобы исправить ошибку надо найти причину и исправить ошибку.
— Молодцы! А марсиане уже нам сигнализируют, что наша ракета удачно приземлилась на Марсе.
V Подведение итогов. Рефлексия.
— Заканчивая наш урок, мне бы хотелось вновь вернуться к нашему вопросу, на который мы не смогли уверенно дать ответ.
— Так ли это, что «…без точного счета не сдвинется с места любая работа»?
— Что нужно для точного счета?
— быть внимательным
— использовать изученные приемы + и –
— использовать алгоритм рассуждений
— делать проверку
— А если все-таки допустили ошибку?
— найти причину ошибки
— устранить ошибку
(подсчет звездочек)
VI Домашнее задание.
Дома вы должны будете узнать, каким маршрутом летела наша ракета, решив круговые примеры. И исправив ошибки, вы узнаете фамилию известного российского ученого конструктора, чьи открытия и изобретения помогли изучению космоса.
Каждому верно выполнившему задания, будет присвоено звание «космический кадет».
Спасибо за урок!