Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пугачева

Саратовской области»

Урок по математике для 1 класса

«Мерка. Единичный отрезок»

Подготовила:

учитель начальных классов

Киселёва Елена Борисовна

г. Пугачёв 2014г.

Класс: 1

Тема: Мерка. Единичный отрезок.

ЦОР: ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://files.school-collection.edu.ru)

Цель урока: создать условия для формирования умений сравнивать при помощи единичного отрезка.

Задачи:

Образовательные:

— сформировать представление о мерке и единичном отрезке.

Развивающие:

— развивать мыслительные операции, вычислительный навык, коммуникативные универсальные учебные действия (в т.ч. диалог ученик – ученики), умение ставить вопросы и находить на них ответы, обогащать и усложнять словарный состав, учить самооцениванию, формировать информационную компетентность учащихся.

Воспитательные:

-воспитывать познавательный интерес к предмету, учить взаимодействию.

Тип урока: « Открытие» новых знаний.

Методы обучения: исследовательский

Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: «Моя математика» 1 класс (Т.Е.Демидова, С.А.Козлова …), рабочая тетрадь к учебнику математика, раздаточный материал (мерки разной длины, карандаши,) числовой веер, опорные сигналы на доске, презентация, компьютеры.

Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Примечание

1.Орг. момент

Друзья мои , я очень рада войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда – вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.

От вас ответы, взгляды, мненья, мы вместе проведём урок

— Сегодня, мы продолжаем изучать такой интересный предмет, как математика.

-Что я вижу? Вижу стол. Странно, он и пуст и гол.

Не оборудован урок – это главный мне упрек.

Удивлены моим видом? Представляю, как вы еще больше удивитесь, если узнаете, что школа по — гречески значит « досуг»., т е отдых.

Не правда ли странно : школа — и вдруг досуг?

Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные беседы мудрецов – философов со своими учениками о разных науках . И от учеников требовалось внимание, старание, догадка наблюдательность.

Пусть поработает ваша догадка. Ответьте на загадки из багажа знаний

Учитель выносит коробку с надписью «Багаж знаний»

2.Актуализация знаний

1.Сколько было моркови?

Сколько моркови съел зайчик?
2.Четыре спелых груши

На веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

Что надо найти Часть или Целое?

— Как найти Целое? Часть?

3 Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
Два – под берёзой,
Один – у осины.
Сколько их будет
В плетёной корзине?

4 Подарил утятам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

-Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? 1,2,4,3

Кто может предложить задание по этому ряду карточек и кому? (Коля, поставь карточки по порядку) 1,2,3,4

-О чём теперь можно спросить? Придумайте задание со словами «наибольшее число», «наименьшее число». Со словами «стоит за», «перед», «между».

На улице, где я живу дома стоят тоже вряд , но вот номера домов расположены следующим образом…

Назови их (на доске карточки с точками)(номер 3..5, 7)

Урок по математике для 1 класса по теме: «Мерка. Единичный отрезок»

Найди закономерность. (Каждое число больше предыдущего на два)

— Назови и покажи номер дома, который стоит слева от дома №3. 1

— Номер дома – справа от дома №7.9

Вы сейчас провели маленькое исследование, составили ряд, соблюдая закономерность

— Кто такой исследователь?(Человек, изучающий какое либо явление или предмет)

— Сегодня, вы – исследователи, наденьте бейджики. Чтобы быть лучшим, необходимо быть очень вдумчивым, внимательным и наблюдательным.

— Перед началом исследования проведём разминку

Я люблю очень рисовать. В магазине я купила карандаши для себя и для своей дочки. Какой карандаш достанется дочке ? А мне? Короткий, длинный

Как узнать, какой карандаш длиннее, а какой короче?Урок по математике для 1 класса по теме: «Мерка. Единичный отрезок»

(Приложить друг к другу так, чтобы один из концов совпал (ученик показывает с места)

Слайды

Числовой веер

Достаю из коробки карточки с ответами а ребята вешают на доску

Фиксация на доске:

Сравнить

  1. наложением

3. Физминутка

Разминку мы провели. Но исследователи должны быть не только смекалистыми, но и очень зоркими. Для этого потренируем наши глазки.

— Одинакова ли длина карандашей в коробке?

Электронная физминутка «Коробка с карандашами»

4.Открытие нового знания и формулирование темы урока.

Подводящий диалог.

Проблемная ситуация

Поиск решения проблемы

Поблемная ситуация(столкнуть мнения учеников с помощью практического задания.)

Подводящий к теме диалог

Историческая справка

В нашем дальнейшем исследовании участвуют помощники Катя, Петя и Вова, он приготовил задание № 1 на стр. 50 учебника. Начинаем исследование

— Как сравнить длины отрезков, изображенных на рисунке? Тоже наложить их друг на друга? Нет. Сделать этого нельзя. Они нарисованы

-Какой отрезок самый короткий? Самый длинный? 5>4. 3<4

-Что помогло сравнить отрезки(клеточки)

Вывод: можем сравнить наложением, подсчитать количество клеток

Исследование продолжается

Работа в паре

-У вас на партах лежат карточки с геометрическими фигурами. Какими?(отрезки на бумаге)

— Как сравнить по длине данные отрезки? ? Не знаем

Урок по математике для 1 класса по теме: «Мерка. Единичный отрезок»

Можем проверить наложением? По клеткам? — Значит цель нашего урока? (Узнать, как сравнить отрезки)

-Исследуем проблему

— У вас есть зелёная полоска.

— Можем ли сравнить длину отрезков при помощи данной полоски?

— Эта полоска, при помощи которой мы будем сравнивать длины отрезков, называется МЕРКА.

От слова мерить.

Словарь Д.Н.Ушакова

Мерка – предмет определённой длины, служащей мерой для измерения чего-нибудь.

Меркою из бумаги сапожники измеряют размер ноги. Мерка из верёвки заменяет складной метр.

-Прежде чем мерить отрезки, посмотрим на рекомендации из анимации.

Использование ЦОР

— У многих из вас горит зелёный цвет, а это значит вам открыт путь для дальнейших исследований.

И последнее задание из «Багажа знаний»

Поднимите ту мерку, которая соответствовала вашим знаниям о «Мерке, Единичном отрезке» в начале урока, а теперь, которая соответствует полученным знаниям на уроке, подойдите ко мне, найдите тот конверт длина которого соответствует вашей мерке, возьмите конверт, откройте, прочитайте пожелания «Для маленьких исследователей» Пожелания читаются вслух.

«Наука математика разнообразна, удивительна и сложна. Свои тайны она открывает самым терпеливым, любознательным и трудолюбивым. Пусть наука математика вознаградит вас за труд своей красотой и неожиданностью.»

— Ведь главные ваши исследования ещё впереди, я вам желаю …..

С новыми идеями идти, без сомненья.

Строить проекты великой страны,

И, несмотря на все стихии,

Вы на пороге большого открытия

Сильной, свободной, богатой России.

Спасибо за урок!

Источники информации

1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Flash-анимация

Измерение длины с помощью мерки. Число как результат измерения длины (N 166790)

Интерактивное задание

Измерение отрезков с помощью мерки (N 166783)

2. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких » Моя математика». Учебник 2 ч., 1 кл., Москва, «Баласс»

3. Задания для устного счёта:http://viki.rdf.ru/cat/matematika/; http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/ocenka.php

4. Электронные физминутки для глаз: http://zreni.ru/xfsearch

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here