МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Хайрутдинова Р.З.
Тема: «Единицы измерения»
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний.
Программа: «Перспективная начальная школа».
Цель урока: обобщить и проверить знания и умения детей по теме «Единицы измерения»
Задачи:
Обучающие:
— систематизировать знания учащихся о единицах измерений;
— закреплять умения выполнять действия с числовыми значениями измерений: сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие и наоборот; Развивающие:
— развивать умение работать в парах, выполнять самоконтроль, логическое мышление;
— обосновывать свои действия, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес, внимание, математическую речь;
Воспитывающие:
— воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника
Место проведения: учебный кабинет
Средства обучения:
1. учебник «Математика», 4 класс,1 часть;( автор Чекин А. Л.)
2. тетрадь для самостоятельной работы № 1;
3. карточки — задания;
-
Организационный момент.
— Ребята, здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с гостями. А теперь поприветствуем друг друга, прикоснитесь с партнером по плечу , «дайте пять» партнеру по лицу и пожелайте друг другу успехов.
-Скажите, пожалуйста, какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (единицы измерения или величины)
— А что такое величина?
(Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом)
— Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, площади, объема.)
— Молодцы! Вот сейчас мы повторим и обобщим изученное.
-
Разминка. Ralli Таble
— Подумайте, какие единицы измерения вы знаете? А теперь с партнером по плечу напишите по очереди на одном листе, какие единицы измерения знаете. На это вам дается 1 минута. Начинают партнеры А. Время пошло и т.д.
-
Проверим, что у вас получилось.
-
Отвечает стол №2, участник под номером 2,
-
Отвечает стол №1, участник под номером 4, и т.д.
— Молодцы.
-А теперь поработаем устно.
Задание 1. Расставьте единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км (листок на доске)
-Какую величину измеряют данными единицами измерения?
— Задание 2. Расставьте единицы измерения в порядке убывания: кг, г, т, ц
(листок на доске)
— Что скажете про данные единицы измерения?
Задание 3. Расставьте единицы измерения в порядке возрастания: месяц, сутки, год, неделя, век. (листок на доске)
— Скажите, к какой группе относятся данные единицы измерения?
— И так мы вспомнили, какие группы величин?( длины, массы, времени)
-
Основная часть.
-Продолжаем нашу работу.
-Встаньте, задвиньте стульчики.
МИКС ПЭА ШЭА+ТАЙМД ПЭА ШЭА
Я включаю музыку. Вы под музыку двигаетесь. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшим к вам учеником и «дать пять», поприветствовать друг друга, затем я задаю вопрос и даю время на размышление. Далее вы делитесь развёрнутыми ответами каждый в течение определенного количества времени.
— Внимание вопрос. Найти лишнюю единицу измерения. Доказать, почему оно лишнее. ( на доске)
-Подумайте каждый 10сек.
7200 м 45 ц 12 сут
105 см 2 года 500 м
200 кг 10 т 24 ч
1000 км 850 г 300 с
— Определите, кто из вас выше. Хорошо.
— Партнер у кого выше рост начинает говорить первым, на это ему дается
1 минута времени. Время началось.
— А теперь следующий участник. Время пошло .(1 минута) . Время вышло.
Опрос:
-……, какой ответ у твоего партнера по первому столбцу.
-……, по второму столбцу как думает твой партнер.
-……, а как думаешь ты по третьему столбцу, и т.д.
— Идем дальше, продолжаем работу.
— Опять включаю музыку. Вы под музыку двигаетесь. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с другим участником и «дать пять», поприветствовать друг друга, затем я задаю вопрос и даю время на размышление. Далее вы делитесь развёрнутыми ответами каждый в течение определенного количества времени.
-Внимание вопрос: А что могло бы произойти, если бы мы не изучали тему о единицах измерения? Подумайте 5 сек.
— Определите у кого длиннее волосы. Молодцы.
— Партнеры с длинными волосами начинают говорить первым. Ваши 30 секунд начались.
— Время для партнера, чьи волосы короче. 30 секунд начались. Молодцы.
— Поблагодарите своего партнера. А сейчас, мы хотим узнать ваши мнения.
—……, как ответила тебе …….?
— ……., как думает ………? (Опрашиваю нескольких участников)
— Кто хочет поделиться своим мнением?
-Спасибо, ребята, молодцы!
А теперь пройдите на свои места.
— Откройте тетради, запишем число.
-
декабря.
Классная работа.
-
Минутка чистописания: с мин ч сут год
— Ребята, посмотрите, какой еще более крупной единицы времени не хватает в этой записи? ( века)
Да, века! А что такое век? (1 век = 100 лет).
А на каких уроках мы уже встречались с этой единицей? (окружающего мира).
— Ребята, оказывается веками можно измерять и жизнь некоторых растений и животных. Например, дуб живёт 1000лет = … век
-Ребята, срубить дерево можно за считанные минуты, а чтобы ему вырасти, нужны многие годы. Вот поэтому мы говорим о том, что люди должны беречь и преумножать зеленые насаждения.
-А может ли человек прожить век и больше?
— Оказывается, не у многих людей это получается. Как вы думаете, что надо делать, чтобы прожить как можно дольше?
Вывод.
—Занимайтесь физическим трудом, соблюдайте режим дня, не привыкайте к вредным привычкам, и может быть, вы проживете сто лет!
2) Перевод единиц данной величины. (работа по цепочке с комментированием)
( У каждого листочки на партах)
1) в сутках: 48ч, 96ч;
2) в кг: 2000 г, 5 ц;
3) в м: 3 км, 8 км;
4) в годах: 60 мес.,36мес.
5) в см: 5 м, 9дм;
6) в минутах: 600с, 5ч.
IV. Практическая часть урока.
Задание. Восстановите правильную последовательность:
Работа в группе. РАУНД ТЭЙБЛ – обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.
-Идем дальше.
-У вас на столах карточки с заданием. Вы должны восстановить правильную последовательность. Начиная с участника под №3 по часовой стрелке, потом участники под № 4, 2, 1. Прошел круг, далее работа продолжается в таком же порядке, и каждый из вас решит по 2 примера. На это дается 2 минуты времени. Итак, время пошло.
-
1век
5 км
60 с
365 или 366 сут.
1кг
7 сут.
5000 м
1 мин
24 ч
1 год
1 неделя
100 лет
12 мес.
1000г
1 год
1 сут.
Проверка:
ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН («встать сесть»).
— Стол №3 участник 4 как с этим заданием справилась ваша команда. Прочитай ответы. Если все согласны то встаньте, а если не согласны сидите.
Задание. Дифференцированная самостоятельная работа (5 минут)
(У каждого ученика карточки с дифференцированными заданиями).
— Подпишите свой листок. Каждый из вас выбирает свой уровень: если выполните все то получите 5, если выполните часть А и В — то 4, если часть А — то получите 3. Начали.
1 –й уровень:
А1. В какой строке записаны единицы массы?
-
кг, т, ц, г
-
см, мм, дм, км
-
с, мин, ч, сут., мес.
-
кг, км, мм, кв. см
А2. какой строке записаны единицы времени?
-
кг, т, ц, г
-
см, мм, дм, км
-
с, мин, ч, сут., мес.
-
кг, км, мм, кв. см
А3. В какой записи допущена ошибка?
-
1 м = 100 см
-
1 ч = 360 с
-
1 кг = 1000 г
-
1 см = 10 мм
2 –й уровень:
В1.Какую единицу нужную поставить вместо точек: 1 век = 1200 …?
-
лет
-
мес.
-
нед.
-
не существует
В2. Найди ошибку.
-
Единицы массы: кг, т, ц, г
-
Единицы длины: км, см, мм, дм
-
Единицы объема: кв.м, кв.км, а, га
-
Единицы времени: ч, мин, век, утро, с, неделя
В3. 60 месяцев – это сколько лет?
-
5
-
6
-
9
-
10
3- й уровень:
С1.Где пропущен знак «=» ?
-
3ч ….2ч13 мин
-
1 нед….14 дней
-
32 км …32000м
-
1 век …10 лет
С2. Вставь такие единицы измерения, чтобы равенство 1… = 1000 … было верным.
-
см и мм
-
год …мес.
-
ч …мин
-
кг и г
-Время закончилось. Отложили ручки и передаём на проверку. Вашу работу я проверю и поставлю оценку.
V. Домашнее задание.
-Но сначала запишем домашнее задание.
-Те, которые на уроке сделали все три уровня, приготовят интересные задания по теме «Измерение величин»;
-Те, которые на уроке сделали 1- й и 2 – й уровни найдут пословицы , поговорки об этих единицах;
-Те, которые на уроке сделали только 1 – й уровень принесут загадки о единицах измерения.
VI. Итог урока.
-Какую задачу ставили?
-А зачем нужно знать единицы измерения?
VII. Рефлексия.
— На столах у вас лежат смайлики, они двух цветов: красный и желтый. Если вам на уроке все было понятно, и вы в следующий раз справитесь с такими заданиями без чьей-либо помощи, то возьмите красный смайлик, а если кому-то что-то было трудно и вам нужна была чья-то помощь, то возьмите желтый смайлик. А теперь все поднимите смайлики. На сегодня всё. Отдохните хорошенько. Увидимся на математике завтра. Всем спасибо за урок!