«Урок по математике в 4 классе на тему: » Обобщение знаний учащихся по теме «Умножение и деление на трёхзначное число».»
Цели: закреплять навыки деления на трехзначное число, умение находить часть от числа, целое число по его части, совершенствовать навыки устного счета, решение уравнений и задач;
развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, математическую речь;
воспитывать чувство патриотизма. гордости за свою страну.
Оборудование: карта Солнечной системы, карточки.
Ход урока:
-
Психологический настрой учащихся.
2. Актуализация з наний учащихся
2. 1.. Устный счет. Арифметический диктант.
-
Сумма двух чисел 30190. Первое слагаемое – наименьшее пятизначное число. Найдите второе слагаемое. Сколько всего десятков в этом числе?
-
Какое число надо вычесть из 1465, чтобы получить165. Сколько всего сотен в этом числе?
-
Чему равно частное чисел: 0 и 173, 207 и 1, 465 и 465.
-
Уменьшите в 9 раз числа: 3600.
-
Сколько часов в 240 минутах;
-
Длина участка 30м, его площадь равна 1800 м2. Найдите периметр участка. Выразите в см, в мм;
(Проверка в парах по карточке ответов)
-
2. Минутка чистописания:
На минутке чистописания пропишем цифру, которая обозначает наибольшее однозначное число. Какая это цифра?
Д.: 9
У,: Запишите числа, которые получаются в результате увеличения каждого предыдущего числа на 1 разряд. ( 9, 99, 999, 9999, 99999)
Что общего у всех этих чисел? Запишите последнее число в виде суммы разрядных слагаемых. (99999 = 90.0000+9.000 +900+90+9)
3 Постановка темы урока:
У.: Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, направление, по которому мы будем работать, каждой группе необходимо решить уравнение и вставить в окошки буквы, соответствующие корню вашего уравнения.
1гр.: ( 270 : а – 2 ) х 30 = 7 х 120 (С)
2гр.: ( 4900 : у – 280) : 60 = 7 (С)
3гр.: (60 х а – 32) : 16 = 13 (О)
4гр.: 75 – 960 : ( k + 39 ) = 55 (О)
5гр.: (К)
6 гр.: (М)
У: Какое слово получилось? Назовите синоним слова « космос». Что является частью Вселенной? Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке математики?
Д.: Мы будем путешествовать по Солнечной системе.
У. : Что такое Солнечная система?
Д.: Солнце и все небесные тела, вращающиеся вокруг Солнца, — планеты, астероиды, кометы, метеорные тела – образуют Солнечную систему.
У.: Как вы думаете, почему именно цифру 9 мы прописывали на минутке чистописания? Как эта цифра связана с темой сегодняшнего урока?
Д.: Мы сегодня путешествуем по Солнечной системе. В Солнечной системе 9 планет (называют).
-
Работа по теме урока.
У.: Много планет вокруг Солнца летает.
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка в ракету мы сядем скорей,
Помчимся от Солнца света быстрей
Ученик из группы «Меркурий» читает стихотворение:
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит котлету!
Повёрнута к Солнцу одной стороной,
С другой страшный холод и мёртвый покой,
В честь бога торговли имеет названье,
Да нет атмосферы – вот наказанье!
У.: Что нового вы узнали из стихотворения об этой планете?
Д.: Меркурий – самая близкая к Солнцу планета.
У.: Меркурий вращается вокруг Солнца очень быстро. Давайте узнаем: сколько земных суток длится год на планете Меркурий? Для этого вам надо найти частное чисел 61072 и 694. (дети записыват решение в столбик: 61072 : 694 = 88
Д.: Год на этой планете длится 88 земных суток?
У.: За быстроходность, за проворность, с которой Меркурий бегает по небу, древние римляне прозвали его небесным гонцом.
Если мы найдем частное чисел 181.800 и 9090, то узнаем, во сколько раз по объему Меркурий меньше, чем Земля?
Д.: в 20 раз.
У.: Значит, из земного шара можно было бы выкроить 20 шаров, равных по объему Меркурию.
Что же, дружок,
В жизни много дорог,
Летим на Венеру,
Хоть путь наш далек.
(Ученик из группы «Венера» читает карточку):
Ни одна звезда, ни одна планета не сравнится по блеску с Венерой. Своё название получила она в честь древнеримской богини Венеры. По размерам эта планета равна Земле.
У.: А если мы найдем чему равно число, 3/5 которого составляют 135, то узнаем сколько земных суток длится год на Венере.
Д.: чтобы найти целое число, надо часть числа разделить на числитель и умножить на знаменатель: 135 : 3 х 5 = 225
225 земных суток длится год на Венере.
У.: На сколько короче год на Венере, чем на Земле?
Д.: 365 – 225 = 140 (суток)
У.: Путешествуем дальше.
( Ученик из группы «Земля» читает : )
Мерцает по курсу ракеты Земля.
На ней мы живём,
И, как видно, не зря.
Планета Земля – родимый наш дом!
Но много ль , ребята, мы знаем о нём?
Загадки её постоянно решаем,
Но многое так до конца и не знаем!
У.: На каком контененте планеты Земля расположено наше государство? Для того, чтобы побольше узнать о нашей планете, о нашей стране, решим несколько задач. На каждой парте лежат карточки с задачами:
Республика Казахстан занимает территорию, площадь которой равна 2.700.000км2. Четверть территории страны занимают степи, половину – пустыни и полупустыни, остальную часть занимают горы, моря и реки. Какую площадь Казахстана занимают горы, моря и реки?
-
2.700.000 : 4 = 675.000(км2) – занимают степи.
-
2.700.000 : 2 = 1.350.000 (км2) – занимают пустыни и полупустыни
-
675.000 + 1.350.000 = 2.025.000 (км2) –степи, пустыни и полупустыни.
-
2.700.000 – 2.025.000 = 675.000 ( км2) –занимают горы, озёра и реки.
Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле находится на грани исчезновения? Скольким видам растений в данный момент не угрожает исчезновение?
1) 250.000 : 10 = 25.000(в,) – на грани исчезновения
2) 250.000 – 25.000 = 225.000 (в.) – не угрожает исчезновение.
У.: о чем говорят нам эти числа? Как мы должны вести себя на нашей родной планете?
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться на ней не сорить!
И сколько уже говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»
Физминутка.
Как вы знаете, для космонавтов важна физическая подготовка. Сейчас мы выполним несколько физических упражнений :
-
«Бегущие спортсмены»
-
«Бокс»
-
«Поймай летающий предмет»
Дети из группы «Марс» читают:
Эта планета похожа на таинственный красный глаз – это Марс. Своё название она получила в честь древнеримского бога войны.
Марс меньше Земли в 7 раз. На Марсе есть всё необходимое для жизни: вода, кислород, атмосфера. Это все те условия, при которых развивалась жизнь на Земле. Сутки на Марсе по продолжительности такие же, как на Земле. На Марсе есть зима, весна, лето, осень.
У. : Чтобы узнать, сколько дней составляет год на Марсе, вам нужно найти, чему рано 3/4 части от числа .916.
Д.: чтобы найти часть от числа, нужно целое число разделить на знаменатель и умножить на числитель: 916 : 4 х 3 = 687 (с.) – длится год на Марсе.
(Ученик из группы «Юпитер» читает:)
Дальше и дальше летим мы от Солнца,
Юпитер нас встретит светом в оконце.
Юпитер – царь планет!
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит –
Уж нрав его таков!
У.: Если вы вычислите, чему рано 8% от числа 1500, то узнаете, во сколько раз Юпитер больше Земли.
Д.: 1500 : 100 х 8 = 120(раз)
У. А теперь вычислите, скольким земным годам равен год Юпитера. Для этого узнайте во сколько раз число 84000 больше, чем число 7000 ?
Д.: Значит, 1 год Юпитера равен 12 земным годам.
У.: Зато сутки на Юпитере короткие – 10 часов: 5 часов – день, 5 часов – ночь.
У.: В Солнечной системе есть одна планета, украшенная кольцом, — это Сатурн, Если вы найдете закономерность, по которой построен ряд чисел, то узнаете очень интересный факт о кольце:
На доске: 1966 1981 1996
Д. : Каждое следующее число больше предыдущего на 15.
(Читает ученик из группы «Сатурн»)
Через каждые 15 лет кольцо исчезает, и Сатурн кажется самой обычной планетой. Потом кольцо снова появляется в виде тоненькой ниточки, увеличивается и через 7-8 лет принимает наибольший размер.
У. : Допишите следующее число в этом ряду чисел и вы узнаете , в каком году следующий раз исчезнет кольцо.
Д.: В 2011году.
У.: Самые далекие планеты солнечной системы – Уран, Нептун, Плутон.
Здесь холодные миры,
Света нет и нет жары, Вечные зима и ночь –
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун,
На Плутоне – колотун!
Без атмосферы, ко всему,
Жить невозможно никому.
У. Скажите, связана ли наша страна с космосом? Можем ли мы сказать, что наша с вами страна — космическая держава? Почему?
А теперь работаем по вариантам:
1 вариант:
Расположите дроби в порядке возрастания и вы расшифруете фамилию первого казахстанского космонавта:
9/12, 9/31, 9/13, 9/23, 9/19, 9/10, 9/28, 9/15, 9/21
О А Р Б К В У И А
( 9/31 9/28 9/23 9/21 9/19 9/15 9/13 9/12 9/10 )
А У Б А К И Р О В
*Что общего у этих дробей?
Д.: Все эти дроби правильные.
2 вариант:
Расположите дроби в порядке убывания и вы расшифруете фамилию второго казахстанского космонавта:
5/9 9/9 14/9 2/9 18/9 4/9 17/9 8/9
А А С В М Е У Б
18/9 17/9 14/9 9/9 8/9 5/9 4/9 2/9
М У С А Б А Е В
* На какие 2 группы вы бы разделили все эти дроби?
Д.: Правильные и неправильные
Рефлексия: О чем говорили на сегодняшнем уроке математики?
Что нового узнали о планетах солнечной системы?
Какие задания вызвали затруднения?
МЕРКУРИЙ.
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит котлету!
Повёрнута к Солнцу одной стороной,
С другой страшный холод и мёртвый покой,
В честь бога торговли имеет названье,
Да нет атмосферы – вот наказанье!
ВЕНЕРА.
Ни одна звезда, ни одна планета не сравнится по блеску с Венерой. Своё название получила она в честь древнеримской богини Венеры. По размерам эта планета равна Земле.
ЗЕМЛЯ.
Мерцает по курсу ракеты Земля.
На ней мы живём,
И, как видно, не зря.
Планета Земля – родимый наш дом!
Но много ль , ребята, мы знаем о нём?
Загадки её постоянно решаем,
Но многое так до конца и не знаем!
МАРС.
Эта планета похожа на таинственный красный глаз – это Марс. Своё название она получила в честь древнеримского бога войны.
Марс меньше Земли в 7 раз. На Марсе есть всё необходимое для жизни: вода, кислород, атмосфера. Это все те условия, при которых развивалась жизнь на Земле. Сутки на Марсе по продолжительности такие же, как на Земле. На Марсе есть зима, весна, лето, осень.
ЮПИТЕР.
Дальше и дальше летим мы от Солнца,
Юпитер нас встретит светом в оконце.
Юпитер – царь планет!
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит –
Уж нрав его таков!
САТУРН.
Через каждые 15 лет кольцо исчезает, и Сатурн кажется самой обычной планетой. Потом кольцо снова появляется в виде тоненькой ниточки, увеличивается и через 7-8 лет принимает наибольший размер.
Задача.
Республика Казахстан занимает территорию, площадь которой равна 2.700.000км2. Четверть территории страны занимают степи, половину – пустыни и полупустыни, остальную часть занимают горы, моря и реки. Какую площадь Казахстана занимают горы, моря и реки?
Задача.
Республика Казахстан занимает территорию, площадь которой равна 2.700.000км2. Четверть территории страны занимают степи, половину – пустыни и полупустыни, остальную часть занимают горы, моря и реки. Какую площадь Казахстана занимают горы, моря и реки?
Задача.
Республика Казахстан занимает территорию, площадь которой равна 2.700.000км2. Четверть территории страны занимают степи, половину – пустыни и полупустыни, остальную часть занимают горы, моря и реки. Какую площадь Казахстана занимают горы, моря и реки?
Задача.
Республика Казахстан занимает территорию, площадь которой равна 2.700.000км2. Четверть территории страны занимают степи, половину – пустыни и полупустыни, остальную часть занимают горы, моря и реки. Какую площадь Казахстана занимают горы, моря и реки?
Задача.
Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле находится на грани исчезновения? Скольким видам растений в данный момент не угрожает исчезновение?
Задача.
Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле находится на грани исчезновения? Скольким видам растений в данный момент не угрожает исчезновение?
Задача.
Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле находится на грани исчезновения? Скольким видам растений в данный момент не угрожает исчезновение?
Задача.
Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле находится на грани исчезновения? Скольким видам растений в данный момент не угрожает исчезновение?
(b х 6 – 956) : 4 = 70 (С)
( 4900 : у – 280) : 60=7 (С)
(60 х а – 32) : 16 = 13 (О)
328 – (у + 6) : 4 = 228 (О)
(К)
(М)