Урок по математике в 6 классе по теме «Нахождение дроби от числа»
Подготовила:
учитель математики МБОУСОШ№1 Зареченского района города Тулы
Квач Елена Владимировна
Цели и задачи урока:
-
Образовательные: отработка практических навыков нахождения дроби и процентов от числа и применение их в процессе решения задач.
-
Развивающие: развитие межпредметных связей; развитие познавательного интереса к математике.
-
Воспитательные: воспитание доброго отношения к живой природе; расширение кругозора учащихся о многообразии животного мира.
Тип урока: интегрированный урок с применением ИКТ.
Место данного урока в теме: второй урок.
Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Учебно-методическое обеспечение: Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.-М.:Мнемозина,2012.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Примечание к уроку. Урок содействует профилактике утомляемости учащихся использованием специальных приёмов для поддержания их работоспособности. Предлагаемая организация урока обеспечивает работу всех каналов восприятия: познавательной учебной деятельностью обеспечены все учащиеся. Образовательная деятельность направлена на повышение результативности, производительности педагогического труда путём перевода учащихся из позиции объекта деятельности учителя в позицию субъекта учения, содействует развитию потенциала каждого ребёнка, раскрытию заложенных в нём возможностей. Таким образом, урок полностью отвечает требованиям деятельностного подхода в образовании.
Ход урока:
-
Организационно-психологический момент.
-
Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка целей урока.
-
Актуализация знаний.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы будем решать задачи и примеры на нахождение дроби и процентов от числа. Помимо этого моя задача выяснить, что вы знаете о различных животных. А ваша задача показать свои знания. Перед любыми соревнованиями обычно проводят тренировку и разминку. Вот и мы сейчас проведем разминку, потренируемся при решении устных примеров.
Разминка. (Устный счёт).
Проводится с помощью презентации. Через мультимедийный проектор проецируются слайды на большой экран.
Животный мир очень разнообразен, поэтому сегодня мы будем говорить о животных, про которых можно сказать «самый, самый, самый». То есть или самое большое, или самое высокое, или самое долго маленькое. А так как все дети любят малышей: котят и щенят, то мы будем говорить и о детенышах этих животных.
Когда видишь котенка или щенка, так и хочется взять их на руки, погладить и поиграть с ними. А как вы думаете можно ли взять на руки и погладить маленького слоненка.
Для этого узнаем сначала высоту, длину и массу самого крупного наземного животного — африканского слона.
Указание: Сначала считаем высоту слона (жёлтые стрелки), затем его длину (зелёные стрелки), а после вычисляем массу слона (голубые стрелки). Ответы появляются по щелчку.
Задание 1.
-60 |
| *100 |
| ||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||
*4 |
| +25 |
|
| *5 |
|
|
| +60 |
|
| -2000 |
|
+ |
| -5000 | |||
| — |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
Кг |
|
| |||||||||||
| см |
| см |
|
|
|
|
|
|
Высота Длина Масса
ОТВЕТЫ.
-60 | 65 | *100 | 6500 | |||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||
*4 |
| +25 |
|
| *5 |
|
|
| +60 |
|
| -2000 |
|
+ |
| -5000 | ||||||
500 | — | 150 |
|
| 325 | + | 125 |
|
| 4500 | 1500 | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
кг | |||||||||||||||
| 350 | см | 450 | см |
|
|
| 6000 |
Высота Длина Масса
Задание 2.
Итак, мы узнали, что мама-слониха имеет массу 6000кг, давайте найдем массу слонёнка, если известно, что она составляет 1/50 часть от массы большого слона.
Решение:
6000 * 1/50 = 120 (кг).
Да, такого малыша на ручки не возьмешь!
Примечание: повторить правило нахождения дроби от числа.
О слонах. Африканский слон — самое крупное наземное животное, однако несмотря на массивное сложение, слон поразительно подвижен и легок в движениях, быстр. Он прекрасно плавает, причем над поверхностью воды остается только лоб и кончик хобота.
Движется слон совершенно бесшумно. Ни треска, ни шороха, ни движения ветвей. Живут слоны 60-70 лет. Детенышей приносят раз в 4 года. Единственный их враг — человек.
Задание 3.
Угадайте хищного зверя. Для этого вам надо решить примеры на прямоугольниках, двигаясь сначала по зелёной стрелке, а затем по малиновой. Ответы появляются по щелчку мышки. После этого вы получаете ключи к разгадке.
0,5 от 600
25% от 400
5/7 от 9 4/5
1% от300
1,8 от 1 2/3
1/30 от 30
Ребята решают задания, при этом открываются окошки с ответами и ребята подходят к разгадке загадочного зверя.
Затем учитель поясняет полученные результаты.
300 кг весит в среднем этот зверь.
100 км проходит за одну ночь в поисках пищи.
3 м – в среднем длина тела этого животного.
3 м- это высота прыжка этого зверя при охоте.
7 м-это длина прыжка этого зверя, когда он охотится .
1 м – длина его хвоста.
Ну что догадались?
Нет. Тогда последняя подсказка: Похож на кошку, но не кошка.
Догадались?
Ответ: ТИГР.
Слон — животное травоядное, т. е. не хищник, тигр – хищник, а знаете ли вы, кто самый крупный из хищников на земле? Это медведь.
О медведях. Длина бурого медведя достигает 3 метров, масса 750 килограммов. Живет бурый медведь более 45 лет. Зимой он спит. В разных районах обитания его сон длится от 75 до 195 суток в году.
А сейчас мы узнаем какую же массу имеет новорожденный медвежонок.
Задание 4.
Масса взрослого медведя — 750 кг, а масса новорожденного медвежонка составляет 1/1500 часть массы взрослого медведя. Чему равна масса новорожденного медвежонка?
Решение:
750 * 1/1500 = 1/2 = 0,5 (кг)
0,5кг=500г
А знаете ли вы ребята, какое самое большое животное, живущее в море? Это — синий кит.
О китах. Кит — это не рыба, а животное, внешне похожее на рыб. Киты могут долго находиться под водой, до 1,5 часа, из-за большого объема легких. Киты выкармливают своих детенышей молоком, которое в 10 раз питательнее коровьего (54 % жирности ). Живут киты от 30 до 50 лет.
Задание 5.
Длина взрослого кита 35 м, а длина китенка составляет 20% от длины его мамы. На сколько метров нужно подрасти китенку, чтобы догнать по росту маму.
Решение:
1) 20% = 0,2;
2) 35 * 0,2 = 7 (м) — рост китенка;
3) 35 — 7 = 28 (м ) — нужно подрасти китенку.
Ответ: на 28 метров.
О кенгуру. В далекой Австралии живут замечательные животные, которых нет больше нигде на земном шаре. Они прыгают на задних лапах, а своих детенышей носят в сумках на животе. Как называются эти животные?
Кенгуру — владыки австралийской саванны. Разновидностей кенгуру много от маленьких (чуть больше кролика) и до гигантов. Живут кенгуру до 15 лет. Масса кенгуру в среднем до 80 кг, рост 2,5 метра. А вот рост новорожденного кенгуренка мы сейчас узнаем.
Задание 6 .
Детеныш у кенгуру — это наиболее легкий новорождённый из всех известных млекопитающих. Найдите рост кенгурёнка, если известно, что рост кенгуру 2,5 метра, а рост кенгурёнка составляет 1% от роста мамы. Ответ выразите в миллиметрах.
Решение:
1) 1% = 0,01
2) 25 * 0,01 = 0,025( м ) = 25 (мм).
Ответ: 25 мм рост новорожденного кенгуренка.
Задание 7.
Угадайте самую маленькую, маленькую… А впрочем вы догадаетесь сами, когда справитесь со следующим заданием. Решаете пример правильно, открывается буква. Так вы угадаете всё слово.
0,5 от 10
Ответы: 5; 2/5; 12;одна целая 1/6; 8 целых 2/3; 2.
10% от 120
Ответ: колибри.
Задание 8.
Математический диктант. ( С самопроверкой).
Учитель диктует задание, а ребята решают в рабочей тетради и записывают свои получившиеся результаты в бланк ответов. После того, как учитель продиктует все задания, он собирает листок с бланком ответов, а ученики проверяют диктант с помощью слайда на экране и оценивают свою работу по шкале:
-
За 8 верных ответов – «5»
-
За 6-7 верных ответов –«4»
-
За 4-5 верных ответа –«3»
-
Менее 4 ответов –«2»
Математический диктант.
-
Найдите произведение 7/9 и 1.
-
Найдите произведение 0,2 и ½.
-
Задуманное число составляет 1/6 от 12.Найдите это число.
-
Найдите 3/5 от 20.
-
Найдите ¼ от одной целой 3/5.
-
Найти 1/3 от 6/7.
-
Найти 40 % от 5/7.
-
Верно ли высказывание: «Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь».
Собрать бланки с ответами. Сверить ответы на экране и в рабочей тетради. Дети сами себе ставят отметку в тетрадь.
Ответы.
-
7/9.
-
1/10.
-
2.
-
12.
-
2/5.
-
2/7.
-
2/7.
-
Да.
Подведение итогов диктанта. Поднимите руки, кто получил «4» и «5».
Запишите домашнее задание в дневник.
П.14;
№527; №528;(задачи на нахождение дроби от числа)
№534(б) (на повторение)
О жирафах. Жираф — самое высокое из ныне живущих млекопитающих, его высота от 4,8м до 5,8м, масса — 700кг. Прекрасно приспособлен к жизни в саванне: далеко видит, прекрасно слышит. Интересно, что голоса жирафов еще никто не слышал. При беге развивают скорость до 50км/ч и, прыгая могут преодолеть заграждения до 1м 85см .Спят жирафы очень мало, до 20 минут в сутки. Сердце жирафа весит 12кг, пропускает 60литров крови в минуту. Язык жирафа длиной 40-45 см, им он способен хватать ветки с деревьев. Средняя продолжительность жизни 25 лет.
Дополнительное задание 9.
Рост жирафика при рождении — 2м. Масса взрослого жирафа 700кг. Масса его детёныша составляет 10% от массы взрослого жирафа. Найти массу новорожденного жирафика.
Решение.
10%=0,1
0,1 * 700=70(кг)
Ответ: 70кг.
Итоги урока.
-
С каким настроением вы сегодня работали на уроке?
-
Какая задача была для вас наиболее интересна?
-
Сложно ли было вам работать на уроке?