Шангина Ирина Евгеньевна, Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 имени Героя Советского Союза Аипова М.И., г.Октябрьск, Самарская область
Урок по математике в 6 классе по теме: «Положительные и отрицательные числа»
Цель: закрепить умения и навыки в действиях с положительными и отрицательными числами.
Задачи:
-
Повторить понятия положительных и отрицательных чисел; закрепить навыки выполнения действий с положительными и отрицательными числами.
-
Способствовать воспитанию интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.
-
Развивать логическую смекалку, творческое мышление.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний учащихся с использованием ИТ.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, набор индивидуальных карточек (приложение1, приложение2), аудиофайлы с музыкой.
Ход урока
-
Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас
И пусть весна прохладой в окна дышит
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
-
Сегодня в нашей школе открыт научно-исследовательский институт. На месте кабинетов организованны лаборатории, а все учащиеся школы его научные сотрудники. В кабинете математики открыта лаборатория № 1. Заведующей лабораторией назначили меня. И сегодня мы с вами повторим, обобщим и систематизируем знания, полученные вами на предыдущих занятиях.
-
Для работы мне понадобятся помощники – старшие научные сотрудники – которые будут помогать мне в течение урока. Это Рината и Ирина.
-
А теперь в ваших журналах наблюдения – рабочих тетрадях – запишем число, классная работа, тема исследования: «Положительные и отрицательные числа».
-
Устная работа.
-
В нашу лабораторию поступило сообщение. Прочитайте его.
«В архиве нашего института произошел сбой системы. Потерялись многие сведения. Чтобы их восстановить, нужны специалисты в области положительных и отрицательных чисел. Помогите»
-
Мы с вами уже изучили положительные и отрицательные числа, много действий умеем с ними делать. Мы в какой-то мере являемся специалистами в этой области, как вы думаете?
{Да}
-
Поможем?
{Да}
-
Раз мы будем помогать восстанавливать утраченные сведения, то мы должны пройти испытания: все ли готовы совершить эту важную миссию.
-
Ответим на несколько вопросов.
-
Скажите пожалуйста какое перед нами число?
{Число – 32}
-
Как называется это число?
{Это число отрицательное}
-
А где расположено это число на координатной прямой?
{Это число на координатной прямой расположено слева от нуля}
-
А какие числа называются отрицательными?
{Отрицательными числами называются числа, которые расположены на координатной прямой слева от нуля}
-
Мы говорим о координатной прямой. А какая прямая называется координатной?
{Координатной прямой называется прямая, на которой есть начало отсчета, единичный отрезок и направление}
-
Назовите два целых соседних с данным числа.
{— 31 и – 33}
-
А какое число будет противоположно данному?
{Число 32}
-
А какие числа называются противоположными?
{Противоположными называются числа, которые отличаются друг от друга только знаками}
-
Чему равен модуль данного числа?
{Модуль данного числа равен 32}
-
А что называется модулем числа?
{Модулем числа называется расстояние от начала отсчета до точки на координатной прямой}
-
Ну что ж с заданием все справились. Значит, можем продолжить восстанавливать потерянные сведения.
-
Задания на сравнение чисел и выполнение действий с модулями чисел.
-
Выполним следующее задание: Расставьте синие числа в порядке возрастания, а красные – в порядке убывания.
| 0,1 | 5 | |
— 7 |
| — 8 | — 3,5 |
| — 4,2 | 1,4 |
|
-
А теперь проверим, что у вас получилось.
{Синие: — 8; — 7; — 4,2; — 3,5; ;
Красные: ; 5; ; 2,3; 1,4; 0,1}
-
Молодцы. С этим заданием вы справились.
-
Теперь возьмите желтые листы. На них вы видите схему, по которой нужно найти значение выражения. I вариант выполняет первое задание, II вариант выполняет второе задание. А так как мы все сотрудники одной лаборатории, то и ответ вы найдете вместе.
-
Проверим ваши ответы.
{Ответ: 28}
-
Историческая справка.
-
Сейчас сядьте поудобнее, можно немножко расслабится, подготовится к следующим серьезным заданиям и прослушать небольшую историческую справку.
Понятие об отрицательных числах возникло в практике очень давно, причем при решении таких заданий, где из меньшего числа приходилось вычитать большее число. Египтяне, вавилоняне, а также древние греки не знали отрицательных чисел и для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской. А так как знаков «плюс» и «минус» не существовало, то они на этой доске положительные числа отмечали красными счетными палочками, а отрицательные – синими. И отрицательные числа долгое время назывались словами, которые означали долг, недостача, а положительные трактовались как имущество.
Древнегреческий ученый Диофант вообще не признавал отрицательных чисел, и если при решении у него получался отрицательный корень, то он отбрасывал его как недоступный.
Совершенно по-другому относились к отрицательным числам древнеиндийские математики: они признавали существование отрицательных чисел, но относились к ним с некоторым недоверием, считая их своеобразными, не совсем реальными.
Не одобряли их долго и европейцы, потому что истолкование имущество – долг вызывало недоумение и сомнение. Действительно, можно складывать и вычитать имущество – долг, а как умножать и делить? Это было непонятно и нереально.
Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине XIX века. Была создана теория, по которой мы сейчас и изучаем отрицательные числа.
-
Скажите, пожалуйста, а эти определения отрицательных и положительных чисел как имущество и долг сейчас в нашем современном мире просматриваются? Как вы думаете?
{Ответы учащихся}
-
Ну вот, мы восстановили еще немного информации об отрицательных числах.
-
Практические задания.
-
Все научно-исследовательские институты решают задачи, которые потом применяются на практике. Сейчас мы тоже решим несколько задач, в которых увидим, где применяются отрицательные числа.
Задача 1. Птица клест–еловик несет яйца и высиживает птенцов зимой. Даже при температуре воздуха – 35°С в гнезде температура не ниже 14°С. На сколько температура в гнезде выше температуры воздуха?
Решение.
Чтобы определить на сколько температура в гнезде больше, чем температура воздуха, нужно от 14 отнять – 35.
-
14 – (- 35) = 14 + 35 = 49°С – температура в гнезде больше.
Ответ: на 49°С.
Задача 2. Шмели выдерживают температуру до – 7,8°С, пчелы – выше этой на 1,4°С. Какую температуру выдерживают пчелы?
Решение.
Чтобы найти на какую температуру выдерживают пчелы, нужно к числу – 7,8 прибавить число 1,4.
-
– 7,8 + 1,4 = — (7,8 – 1,4) = — 6,4 °С выдерживают пчелы.
Ответ: — 6,4°С.
-
Молодцы. С этим заданием вы тоже справились.
-
Релаксация.
-
Как и у каждого учреждения у нас перерыв.
-
Сядьте посвободнее, закройте глаза, расслабьтесь. На улице весна. Ярче светит солнышко. Звенит капель. Побежали ручейки и стали появляться проталины. На проталинах робко выглядывает и тянется к солнышку зеленая трава. С юга потянулись стаи птиц. Лучик солнца скользит по вашим лицам. От этого вам тепло и уютно, вы чувствуете себя отдохнувшими и полными свежих сил и энергии.
-
А теперь откройте глаза. Перерыв окончен.
-
Тестовая работа.
-
Пока вы отдыхали, я узнала, что руководство НИИ решило провести тестирование научных сотрудников.
-
Перед вами лежат бланки с тестами. Подпишите их. В этом тестовом задании вам нужно выбрать правильный вариант ответа и обвести его кружочком.
-
Все готовы? Тогда начинаем.
Фамилия, имя _________________________ Класс 6 Вариант 2
А) – 17 > – 23; Б) – 17 < – 23; В) – 17 = – 23.
А) – 0,6; Б) – 2,2; В) 0,6; Г) 2,2.
А) – 0,2; Б) – 1,6; В) 0,2; Г) 1,6.
А) – 0,15; Б) 0,15; В) – 1,5; Г) 1,5.
Ответ: ___________
|
-
Время закончилось. Я попрошу старших научных сотрудников собрать бланки с тестами.
-
Итог урока.
-
Вот и закончился рабочий день в нашем научно-исследовательском институте. Мы помогли восстановить потерянные сведения о положительных и отрицательных числах.
-
Придете вы сегодня домой, к своим родителям и что вы скажете? Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке математики я …»
-
А я сегодня, когда приду домой скажу своим родственникам, что сегодня на уроке математики я еще раз убедилась какие у меня замечательные, дружные, умные ученики.
-
А сегодня у нас урок закончился. Спасибо. До свидания.