Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №75» Московского района города Казани Республики Татарстан
Урок в 6 классе по теме
«Умножение и деление обыкновенных дробей»
Выполнила :
Ризатдинова Гульнар Хасановна
Должность: учитель математики
г. Казань — 2012г.
Математика настолько серьезный предмет, что нельзя упускать возможности сделать его немного занимательным.
К. Гаусс
Математика — один из главных предметов в школе. Но спросите учеников и родителей о школьной программе и в ответ услышите «Мой ребенок гуманитарий. Зачем ему в таком объеме математика?»
Плоха не математика, а бессмысленная зубрежка. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в первую очередь от методики преподавания предмета. И использование дидактических игр как раз и может послужить прекрасной отправной точкой для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса учащихся.
Урок – обобщение
Тема: Умножение и деление обыкновенных дробей.
Цели:
1.Систематизация знаний, умений и навыков работы с обыкновенными дробями;
2. Воспитание сознания единой естественнонаучной картины окружающего мира;
3. Развитие познавательного интереса.
Оборудование:
Плакаты с названиями микроэлементов и их суточной нормой, комплект букв — чисел для устного счета, проектор, раздаточные карточки с рецептами салатов, подборка выставки с гомеопатическими препаратами и выставки рисунков лекарственных растений.
Ход урока:
I. Вступительное слово:
Здравствуйте! Какое хорошее слово. Произнося его, мы желаем друг другу здоровья, желаем никогда не болеть. А на улице зима, холод; мы потихоньку теряем витамины, которые поднакопили за лето. И сопротивляемость нашего организма болезням уменьшается. Мы заболеваем. И есть два способа лечения. Первый — это использование препаратов, приготовленных искусственным химическим путем. При этом надо учитывать, что такие препараты часто дают неблагоприятные побочные явления: сыпь, крапивница, головные боли и, даже, шок. Второй — это…. А вот каков этот способ, мы узнаем, выполнив следующее задание.
II. Устный счет:
Вам необходимо выполнить предлагаемые задания, найти букву, соответствующую вашему числовому значению и составить слово.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На доске набор букв с соответствующими числами.
В результате вычисления, ребята получают слово «фитотерапия»
1. Представь в виде неправильной дроби — 5 ()
2. Выдели целую часть — (4)
3. Представь в виде десятичной дроби — (0,6)
4. Вычисли — : ()
5. Вычисли — 2. 5 (13)
6. Вычисли — 0 ·3 (0)
7. Вычисли — 10: (14)
8. Вычисли — 2: (1)
9. Найди — от 24 (3)
10. Найди — 40% от 300 (12)
11. Вычисли — ·1· (1)
( Презентация)
Я — 1; П-9; О — ; Ф — ; Е – 0; Р – 14; Т – 13; А – 1;
И – 120; Т – 0,6 ; И — 4; Н — ; С —
Итак, второй способ — способ лечения лекарственными растениями. Вы можете спросить — «А где же зимой их взять?». Оказывается существуют предприятия, которые специализируются на выпуске лекарств, в основе которых используются растения. Вот на таком предприятии мы сегодня и побываем.
Для начала предоставим слово директору завода, а пока он готовит выступление, приготовим тетради.
III. Директор завода: (ученик старшего класса)
Наше предприятие не первое и не единственное. Первое упоминание на Руси государственных промышленных заготовок лекарственных растений относится к 1630 году. А в 1638 году царь Михаил, прослышав, что в Зауралье используют «знатную» траву зверобой против хвори и для заживления ран, обязал сибирского воеводу собирать ее и в виде муки присылать в Москву «по____________ на всякий год».
А сколько же велено было присылать травы в год,
если собирали ее 54 кг, а потеря веса за счет
испарения воды при сушке составляла 70 % массы.
Ну, кто из вас самый храбрый и смекалистый? Кто осилит задачу и ответит на вопрос? (Вызывает ученика к доске).
Решение:
1) 54 ∙ = = =38 (кг) — теряется при сушке
2) 54 -38 =16 (кг) — присылали травы-муки в Москву.
А вы знаете, как называли этот вес на Руси? Пуд! Вот и получается, что было велено присылать в Москву пуд травы.
На сегодняшний день заготавливается несколько десятков тысяч тонн лекарственных растений, но, к сожалению, потребность в них полностью не удовлетворяется.
Учитель: Олег Евгеньевич, ведь не всякую, наверно, траву можно собирать?
Директор: Конечно, прежде, чем использовать траву, мы изучаем ее состав. Для этого у нас есть специальная лаборатория и экспериментальная столовая.
Заведующая лабораторией и столовой выходят к доске (ученицы старших классов).
Директор: Ирина Константиновна, расскажите немного о работе вашей лаборатории.
Зав. лабораторией: В процессе своей жизни растения формируют и накапливают полезные для человека вещества. Мы выяснили, что растения содержат в себе: белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины, антибиотики, эфирные масла и другие ферменты. Отсутствие или недостаточное количество этих элементов в организме человека приводят к заболеваниям.
Так, например, к микроэлементам относятся:
-
железо — участвующее в кроветворении, образовании гемоглобина, дыхательных ферментов;
-
никель — участвующий в жировом, водном, углеводном обмене;
-
марганец — влияющий на рост и размножение;
-
медь — необходимый элемент для построения костной мозоли.
Суточная норма этих элементов для человека составляет:
-
железо — 10-20 мг;
-
никель — 0,6 мг;
-
марганец — 3-5 мг;
-
медь — 2-3 мг.
При нашей лаборатории существует экспериментальная столовая. Ведь полезные нам вещества мы можем получить не только употребляя лекарственные настойки, чаи, отвары. В нашей столовой мы разрабатываем рецепты салатов, компотов, других блюд, помогающие получить нашему организму все необходимое. Об этом подробнее расскажет зав.столовой Алла Евгеньевна.
Зав.столовой: Мы предлагаем вам одну из новинок «Салатиз медуницы». Рецепт вам сейчас раздам. У нас возникла проблема — вышел из строя компьютер, сама я в математике не сильна, помогите проверить, достаточно ли содержится микроэлементов в салате, чтобы обеспечить суточную норму.
Рецепт: В предложенном количестве
медуницы содержится 7 мг марганца, никеля
в 10раза меньше, железа в 5 раз больше, а меди
в 6 раза меньше.
Зав.столовой: Итак, кто готов оказать нам помощь? (вызывает ученика к доске)
Решение:
1) 7 : 10= = (мг) — никеля
2) 7 ∙5=38 (мг) — железа
3) 7 : 6 === =1(мг) — меди
Ответ: никеля и железа недостаточно.
Зав.столовой: Ничего страшного, восполним за счет лука. Спасибо за помощь.
Директор: Ну, а мы с вами переходим в цех. Юрий Дмитриевич, расскажите, какую же продукцию выпускает цех.
Начальник цеха:
Наше предприятие выпускает брикеты и смеси
высушенных трав, из которых вы сможете изготовить
отвары, настои, чаи.
Выпускаем мы и спиртовые
настойки, мази, основанные на
травах. (Показывает на выставку).
Так, например, настойка эвкалипта применяется для полоскания и ингаляции при заболеваниях верхних дыхательных путей, для лечения ранок. Настойка состоит из 1 части экстракта эвкалипта и 5 частей спирта. В каждом стандартном пузырьке находится 25 мл настойки. Подскажите, а сколько экстракта эвкалипта надо взять, чтобы выполнить заказ аптеки № 237 на 96 пузырьков настойки. Есть смелый ответить на мой вопрос? (вызывает к доске)
Решение:
1) 25∙ = = =4 (мл) — в одном пузырьке
2) 4 ∙96= =400 (мл) — всего экстракта
Ответ: 400 мл всего экстракта.
Директор: В заключении экскурсии я хотел бы поощрить тех ребят, которые помогали ее вести и выдать им премию в размере «5» и «4».
IV. Домашнее задание:
Салат из крапивы. Будет ли он содержать суточную норму микроэлементов, если в 200г крапивы содержится железа 8мг, меди в 3 раза меньше железа, марганца в 2 раза больше железа.
Заканчиваем нашу экскурсию. Спасибо за помощь и внимание.
Приложение
Салат из медуницы
100г медуницы, 50г лука зеленого, 1 яйцо вареное, 2 ст ложки майонеза или сметаны. Нарезать травы, смешать с нарезанным яйцом, заправить майонезом или сметаной.
Салат из крапивы
2 стакана молодой крапивы, ½ стакана мелко
нарубленного зеленого лука, 1 сваренное вкрутую
яйцо, ½ стакана кефира. Крапиву мелко нарубить
и размять деревянной ложкой, смешать с луком и
кефиром, украсить кружочками крутого яйца.
Литература
1.Блюда из дикорастущих трав. Составители: Г.В.Вынаева, З.И.Козло. Минск «Белорусская энциклопедия», 1996г.
2.Луговые травянистые растения. Москва ВО «Агропромиздат», 1990г
Питание и здоровье. Издательство «Медицинская газета» Москва, 1990г.
3.Популярная медицинская энциклопедия. Издательство «Советская энциклопедия», 1984г.
4.Интернет ресурсы
5.Дикорастущие пищевые растения Башкирии и их использование. Е.В.Кучеров. Уфа. РИО Госкомиздат БССР, 1990г