Пояснительная записка
Класс: 6
Дисциплина: математика
Раздел: Положительные и отрицательные числа
Тема: «Координатная плоскость»
Автор: Бондаренко Людмила Ивановна, учитель математики высшей квалификационной категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Славгорода Алтайского края.
Авторы учебника, учебно-методического комплекта — А.Г. Мордкович Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.:Мнемозина, 2010.
Учебник «Математика – 6» (И.И. Зубарева, А. Г. Мордкович. Мнемозина, 2010 г.) полностью отвечает требованиям стандарта математического образования, ориентирован на систему развивающего обучения Л. В. Занкова, суть основного принципа ведущей роли теоретических знаний которого состоит в осознанном усвоении теоретических знаний учащимися, а потому его реализация заключается прежде всего в том, что ученик, выполняя упражнения в определённой последовательности, получает возможность сформулировать правило (например, алгоритмы действий с обыкновенными дробями и отрицательными числами), дать определение нового или уже знакомого понятия.
Знакомство с новым материалом в учебнике осуществляется через систему заданий. В процессе их выполнения ученики получают возможность самостоятельно или с минимальной помощью учителя познакомиться с новым свойством, сформулировать правило или ввести новый термин. Такие задания отмечены символом У. Изучение нового материала начинается с создания проблемной ситуации. При этом новая задача даётся в сочетании с такой, способ решения которой известен учащимся. Тем из них, кто испытывает затруднения, учебник предлагает систему наводящих вопросов и указаний. И только после этого следует объяснительный текст, который начинается словами: «Проверьте свои рассуждения, вывод и т. п.», завершается формулировкой правила, свойства или определения. Объяснительный текст, который даётся в начале параграфа, никак не отмечен, а тот, который помещён после упражнений, выделен слева вертикальными линиями.
Такой подход служит развитию мышления: задания, где учащимся предлагается проанализировать, сопоставить полученные результаты, высказать гипотезу или сделать вывод.
Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер,
проектор, карточки с заданиями, презентация Power Point.
Цель создания и использования медиапродукта на занятии — экономия времени, быстрая смена заданий, интерес к уроку.
Как реализуется на уроке (время и место) — комбинированный (изучение нового материала, практикум, систематизация знаний и умений)
Класс: 6 класс
Предмет: математика
Тема: «Координатная плоскость».
«Координатная плоскость» изучается в конце темы «Положительные и отрицательные числа», является прикладной, что вызывает у учащихся живой интерес при изучении.
Основные вопросы темы:
-
Что такое координатная плоскость?
-
Что такое координата точки на плоскости?
-
Как найти координату изображенной точки?
-
Как на координатной плоскости отметить точку с заданными координатами?
Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках:
-
Положительные и отрицательные числа.
-
Положительные и отрицательные числа на координатной прямой.
-
Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
-
Поворот, осевая и центральная симметрия.
-
Числовые промежутки.
Ожидаемые результаты обучения:
Учащиеся должны усвоить:
-
понятие координатная плоскость.
-
понятие координаты точки.
Учащиеся должны уметь:
-
отмечать на координатной плоскости точку с заданными координатами.
-
находить координаты изображенной точки.
-
определять месторасположение точки по ее координатам.
Реальные учебные возможности учащихся данного класса мной учитывались, исходя из возрастных особенностей шестиклассников. При планировании урока я опиралась на такие индивидуальные характеристики учащихся, как мобильность, высокая эмоциональность, желание идти на контакт, любознательность, игровая активность.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний учащихся
Общаясь друг с другом, люди часто говорят: «Оставьте свои координаты». Для чего? Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы. Суть координат или системы координат состоит в том, что это существует правило, по которому определяется положение объекта:
— чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты — ряд и место;
— система географических координат (широта — параллели и долгота -меридианы);
— те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами — буквой и цифрой.
III.Изучение нового материала
1. Презентация (слайд 1) Координатная плоскость
2. Работа с учебником (необходимые записи в тетради)
№ 414
Понятия:
-система координат;
-координатные оси (ось абсцисс и ось ординат);
-ось абсцисс;
-ось ординат;
-координатная плоскость;
-координаты точки на плоскости (абсцисса и ордината);
-координатная плоскость.
3. Презентация (слайд 2)
Алгоритм нахождения координат точки на координатной плоскости – предложить учащимся сформулировать, найти в учебнике (стр.96)
4. ФИЗМИНУТКА
-
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.
-
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
-
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Для расслабления рук (2-3 упражнения)
IV.Формирование умений и навыков учащихся.
1.Слайд 3.
Определить координаты точек М и N.
M(6;-5), N(-5;6)
2. Слайды 4, 5.
Определить координаты указанных точек А,В,С,D( самостоятельно с самопроверкой, при необходимости, с пояснением с места).
А(5;4), В(3;-3), С(-3;3), D(-3; -2)
3. Слайд 6.
У каждого ученика карточка, 2 ученика работают у доски – в тетрадях остальные, самопроверка.
4. Слайды 7, 8.
У каждого ученика карточка.
Определить координаты указанных точек А,В,С,D( самостоятельно с взаимопроверкой)
А(-1;-2), В(-3;2), С(-4;1), D(-3;—2)
5. Слайды 9, 10.
У каждого ученика карточка.
Определить координаты указанных точек А,В,D,С ( самостоятельно, 2 ученика работают у доски),самопроверка.
А(8;3),В(5;-1),D(-2;1),С(-1;-5)
6. При наличии времени
Слайд 11.
(-6;3), (-3;4), (-5;7), (-3;6), (1;7), (3;5), (-1;2), (1;2), (3;0), (6;1), (3;-3), (1;-4), (-4;-4), (-2;-3), (-5;-2), (-5;2), (-3;5), глаз (-1;5)
V. Итог урока. Рефлексия полученных знаний, оценки, задание на дом
Слайд 12.
Домашнее задание: определите координаты отмеченных точек рыбы (каждому выдаётся карточка)
Слайд 13.
Бондаренко Людмила Ивановна