Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №19» г.о. Саранск Республики Мордовия
Урок мировой художественной культуры
в 8-м классе по программе Г.И. Даниловой
«Дорога к храму»
Разработала: Пучкова Мария Владимировна,
учитель МХК
2011
Тема урока: «Дорога к храму».
Цели:
-
Создать условия по закреплению знаний об особенностях русского храмового зодчества, иконописи; значении православной культуры в жизни русского народа.
-
Способствовать:
-
развитию ключевых компетенций: анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы по изученному материалу;
-
-
формированию мотивации к изучению русских архитектурных и живописных православных традиций.
-
Содействовать:
-
формированию уважения к культурному наследию предков;
-
формированию чувства потребности творческого участия в сохранении и созидании русских храмов.
-
Средства обучения: компьютерное обеспечение, учебные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради учащихся.
Ход урока:
Уважаемые гости, ребята, я рада Вас приветствовать на смотре знаний. Мы изучили с вами особенности храмового зодчества, и сегодня мы собрались, что бы оценить ваши знания. Класс разделился на 5 групп, каждой будут предоставлены пакеты с равнозначными заданиями. Оценивать результаты будут эксперты: представители педагогического коллектива, родители и ученики (по экспертным листам). Итак, начнем…
Невозможно представить себе современный русский город, село без этого сооружения. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем родные друг другу и нам архитектурные сооружения всегда были главным украшением пейзажей России. О каких сооружениях идет речь? (о храмах)
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Задание №1. Особенности храмовой архитектуры.
Можем ли мы отличить христианские храмы от архитектурных сооружений других религий? По каким признакам? Какие архитектурные традиции вы можете назвать?
Группа №1. Сравнивает христианский храм с мусульманской мечетью.
Группа №2. Сравнивает христианский храм с буддистским храмом.
Группа №3. Сравнивает христианский храм с католическим храмом.
Группа №4. Сравнивает христианский храм с восточной пагодой.
Группа №5. Сравнивает христианский храм с протестантской церковью.
Какие разновидности православных храмов вы знаете? (на примере архитектурных построек Республики Мордовия)
1группа — Кафедральный собор святого праведного воина Федора Ушакова,
2 группа — церковь Николая Чудотворца,
3 группа — часовня Александра Невского,
4 группа — Рождественско- Богородичный Санаксарский монастырь,
5 группа — колокольня Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Макаровка ).
1 группа. Под именем «храм» в Православной Церкви разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему. Если в городе имеется несколько храмов, то главный из них называется «собором». В торжественные дни сюда собирается духовенство из различных церквей, и богослужение совершается соборно (сообща). Тот собор, в котором служит епископ, называется «кафедральным».
2 группа. Часо́вня — небольшая
1.1Назовите одну из разновидностей православных храмов, дайте краткую характеристику. Задание №2. Назовите, что символизирует три купола? Задание №3. Вспомните виды колокольного звона. О какой иконе идет речь? Задание №4. Назовите и дайте характеристику части храма (по фотографии). Задание №5. Вспомните один из этапов создания иконы.
Задание №6.О какой иконе идет речь?
Задание № 7. Как вы понимаете фразу: «Путей в жизни много, а дорога одна…»?
ГРУППА №2 Задание №1. Назовите отличия христианского храма от буддистского храма.
1.1Назовите одну из разновидностей православных храмов, дайте краткую характеристику. Задание №2. Назовите, что символизирует пять куполов? Задание №3. Вспомните виды колокольного звона. Задание №4. Назовите и дайте характеристику части храма (по фотографии).
Задание №5. Вспомните один из этапов создания иконы. Задание №6.О какой иконе идет речь?
Задание № 7. Как вы понимаете фразу: «Путей в жизни много, а дорога одна…»? ГРУППА №3 Задание №1. Назовите отличия христианского храма от католического.
1.1Назовите одну из разновидностей православных храмов, дайте краткую характеристику. Задание №2. Назовите, что символизирует девять куполов? Задание №3. Вспомните виды колокольного звона. Задание №4. Назовите и дайте характеристику части храма (по фотографии).
Задание №5.Вспомните один из этапов создания иконы. Задание №6.О какой иконе идет речь?
Задание № 7. Как вы понимаете фразу: «Путей в жизни много, а дорога одна…»?
ГРУППА № 4 Задание №1. Назовите отличия христианского храма от восточной пагоды.
1.1Назовите одну из разновидностей православных храмов, дайте краткую характеристику. Задание №2. Назовите, что символизирует тринадцать куполов? Задание №3. Вспомните виды колокольного звона. Задание №4. Назовите и дайте характеристику части храма (по фотографии).
Задание №5. Вспомните один из этапов создания иконы. Задание №6.О какой иконе идет речь?
Задание № 7. Как вы понимаете фразу: «Путей в жизни много, а дорога одна…»?
ГРУППА №5 Задание №1. Назовите отличия христианского храма от протестанской церкви.
1.1Назовите одну из разновидностей православных храмов, дайте краткую характеристику. Задание №2. Назовите, что символизирует тридцать три купола? Задание №3. Вспомните виды колокольного звона. Задание №4. Назовите и дайте характеристику части храма (по фотографии).
Задание №5.Вспомните один из этапов создания иконы.
Задание №6.О какой иконе идет речь? Задание № 7. Как вы понимаете фразу: «Путей в жизни много, а дорога одна… Экспертный лист ГРУППЫ №1
№ ФИ ученика Оценка
Ответственный ученик ___________________________________________
Экспертный лист ГРУППЫ №2
№ ФИ ученика Оценка
Ответственный ученик ___________________________________________
Экспертный лист ГРУППЫ №3
№ ФИ ученика Оценка
Ответственный ученик ___________________________________________
Экспертный лист ГРУППЫ №4
№ ФИ ученика Оценка
Ответственный ученик ___________________________________________
Экспертный лист ГРУППЫ №5
№ ФИ ученика Оценка
Ответственный ученик ___________________________________________