Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«———————————————»

УТВЕРЖДАЮ

Директор__________________

Приказ_____ от________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Искусство»

базовый уровень

8 класс

Учитель __________________________

2014-2015 уч.год

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение», 2011» — и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общего образования по курсу «Искусство».

В соответствии с учебным планом школы на 2012-2013 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Тип программы: программа изучения искусства на базовом уровне.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

Цели и задачи учебного предмета «Искусство»:

Цель — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования .

Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:

В результате изучения курса «Искусство» в 8 классе обучающиеся должны Знать/понимать:

  • иметь представление о значении искусства в жизни человека;

  • понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

  • иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

Уметь:

  • рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

  • размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

  • использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Требования к результатам обучения и воспитания

Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:

  • сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;

  • присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;

  • ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;

освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

  • коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

  • навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:

  • самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

  • адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;

  • устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • пользоваться информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ-компетентности);

  • понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;

  • эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность; привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;

  • присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;

  • общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;

  • развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;

  • осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;

  • умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

  • осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);

  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;

  • иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Реализация учебной программы обеспечивается учебно-методическим комплектом для 8—9 классов образовательных учреждений разного типа и включает в себя:

  1. Учебник (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская «Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений» – М.: «Просвещение», 2012, включенный в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год),

  2. CD-ROM (MP3). Искусство. 8 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

  3. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

II. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

В том числе на:

Проверочные

работы

уроки

резерв

Искусство в жизни современного человека

3

3

Искусство открывает новые грани мира

7

6

1

1

Искусство как универсальный способ общения

7

6

1

1

Красота в искусстве и жизни

10

9

1

1

Прекрасное пробуждает доброе

7

6

1

1 (проект)

Итого

34

30

4

4

III. Календарно-тематическое планирование

№№

Тема урока

Проверочные и домашние творческие задания

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Искусство в жизни современного человека (3 ч)

1

Искусство вокруг нас.

Соотнесение характера звучащей музыки с образным строем произведений изобразительного искусства. Составить «акростих» со словом «искусство»

2

Художественный образ — стиль — язык.

Письменное задание: «Как вы понимаете выражение «стиль – это эпоха» и «стиль – это человек»?»

3

Наука и искусство.

Знание научное и знание художественное.

Сообщение (презентация) о мифических музах Древней Греции.

Искусство открывает новые грани мира (7 ч)

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.

  • Презентация на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»

  • Подобрать знакомые музыкальные сочинения, которыми можно озвучить данные литературные произведения.

5

Пейзаж — поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка.

  • Написать этюды (литературные или живописные), в которых изображена природа в разных эмоциональных состояниях (в разное время суток или в разное время года).

  • Подобрать репродукции картин-пейзажей. Написать небольшой творческий рассказ по одной из картин, найти к нему музыкальные и литературные примеры.

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

Подготовить альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен»

7

Портрет в искусстве России.

Письменное задание на тему «Мои впечатления от женских портретов, написанных русскими художниками».

8

Резерв. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.

Нарисовать эскизы костюмов, декораций, подобрать музыкальный фон для исполнения отрывка «Ночной разговор Сони и Наташи» из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

9

Музыкальный портрет.

Сделать эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся музыкальных сочинений, дать им словесную характеристику.

10

Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино.

Письменное задание: «Какими художественными средствами пользуются авторы литературного, живописных, музыкального и кинематографического портретов Александра Невского?»

Искусство как универсальный способ общения (7 ч)

11

Мир в зеркале искусства.

Роль искусства в сближении народов.

Подготовить реферат (презентацию) об одном из наиболее значимых культурных объектов нашего края.

12

Искусство художественного перевода — искусство общения.

Сравнить содержание и эмоциональный строй двух переводов сонета В.Шекспира, найти в них общее и различное. Дать собственную оценку переводов.

13

Искусство — проводник духовной энергии.

Письменное задание: «В чём специфика искусства, и каковы его особенности как способа общения?»

14

Как происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и символы искусства.

Подобрать музыкальные, поэтические или живописные произведения, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии собственной жизни, о том, что оставило след в памяти.

15

Художественные послания предков

Разработать сценарий одного из праздников: осенины, Рождество Христово. Масленица и др.

16

Разговор с современником.

Символы в жизни и искусстве.

Создать презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников».

17

Резерв. Звучащий цвет и зримый звук.

Музыкально-поэтическая символика огня.

  • Передать цветом различные настроения: радость, грусть, веселье, скуку.

  • Написать реферат на тему «Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке»

Красота в искусстве и жизни (10 ч)

18

Что есть красота.

Объяснить смысл фразы: «Искусство пробуждает в людях художников».

19

Откровенье вечной красоты.

Сравнить Песнь Пресвятой Богородице во «Всенощной» П.И.Чайковского и С.Рахманинова.

20

Застывшая музыка.

Письменный ответ на вопрос: «Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой?»

21-22

Есть ли у красоты свои законы.

Создать гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др.

23-24

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

Изобразить себя в образе идеального человека полюбившейся эпохи.

25

Великий дар творчества: радость и красота созидания

Выполнить ассоциативную композицию на тему «Город».

26

Как соотносятся красота и польза.

Пояснить конкретными примерами смысл выражения поэта Д.Самойлова: «Музыка лечит… Музыка губит.»

27

Резерв. Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве.

«Расшифровать» символику картины П.Пикассо «Герника»

Прекрасное пробуждает доброе (7 ч)

28

Преобразующая сила искусства.

  • Сделать эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему, например, «Моя семья». «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих влечений» и т.п.

  • Составить программу концерта авторской песни на тему «Надежды маленький оркестрик под управлением любви»

29-34

«Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». Исследовательский проект.

Резерв.

Разработка содержательных линий (задания по группам):

  • Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

  • Варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) – братьев Гримм. В.Даля, А.Афанасьева и др.;

  • Пьеса для театра А.Н.Островского «Снегурочка»;

  • Музыка П..И.Чайковского к одноименному спектаклю;

  • Опера-сказка Н.А.Римского-Корсакова;

  • Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве;

  • Кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».

ИТОГО: 34 часа

СОГЛАСОВАНО: _____________________

Руководитель ШМО _____________________________________

30 августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО: _________________________

Зам. директора по УВР

30 августа 2014 г.

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here