Урок по изобразительному искусству в 5 классе
Тема: «Декоративное искусство Древнего Египта»
Учитель: Скокова Татьяна Сергеевна
МБОУ СОШ № 21
г. Озёрск
Тема: « Декоративное искусство Древнего Египта».
Цели:
-
Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.
-
Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.
-
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
-
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
Оборудование и материалы:
-
Иллюстративный материал с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, амулетов.
-
Литературный ряд – стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».
-
Презентация «Декоративное искусство Древнего Египта».
-
Художественные материалы.
План урока:
-
Беседа об истории и культуре Древнего Египта. Презентация:
— характерные особенности египетской культуры.
— одежда, прически и украшения египтян, дошедшие до нас рельефы и росписи Древнего Египта.
2. Постановка художественной задачи (выполнение эскиза египетского украшения).
3. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов.
Ход урока:
Беседа.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Урок сегодня я хочу начать со стихотворения:
На плите,
На саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы,
Звери,
Птицы,
Точки,
Загогулины,
Кружочки…
Всё знакомое почти,
А попробуй-ка, прочти!
О какой стране идёт речь? (Древний Египет).
Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур. Именно с неё вы начинаете изучать историю древних государств.
-Что вы знаете о Древнем Египте?
(Это страна пирамид-усыпальниц фараонов-царей Древнего Египта).
Начало презентации. Видеофрагмент.
Слайд № 2 . Тема презентации.
«…Стоим перед богом по имени Гор.
С большим удивлением смотрим в упор:
При всём человечьем обличье
Имеет он голову птичью!
Он рядом с богиней стоит львинолицей,
А рядом богиня-корова теснится,
И только богиня Исида
Похожа на женщину видом.
…Мы видим бога по имени Тот,
А также богиню по имени Нут,
Мы помнили точно,
Кто – этот, кто – тот,
Наверное, целых пятнадцать минут».
О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую одежду носили, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.
Египетская одежда на протяжении многих веков остается неизменной. В принципе, речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы.
Слайд №3.
Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку — схенти, туловище было свободно от одежды.
Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.
И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего – королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для мужских фигур был точно установлен в росписях.
В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определенного цвета – желтого.
Слайд № 4.
Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или на двух бретелях.
Слайд № 5.
Знаками царского достоинства фараона были подвязная борода, корона, посох, а также полосатый платок – клафт.
Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти.
Слайд №6.
Кстати, право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи – принадлежало только фараону, реже его приближенным. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязная борода, корона и посох
Слайд № 7
Египтянки активно употребляли косметику: красили черной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зеленые круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги.
Слайд № 8.
Египет считается родиной льна, О свойствах и внешнем виде египетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. 240 м тончайшей, почти не различимой глазом пряжи весили всего 1 г. По тонкости египетский лён не уступал натуральному шёлку: сквозь пять слоёв ткани, надетой на человека, было отчётливо видно его тело.
Слайд № 9.
Наиболее почитаем был белый цвет и его оттенки: серовато-желтые, кремовые, голубоватые. В одежде использовался узор с обобщенным изображением животных – змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.
Слайд № 10.
В городах Древнего Египта процветали ремёсла. Создавались произведения, поражающие непревзойдённой тонкостью работы, высоким художественным мастерством.
Эта великолепная ваза вырезана из полупрозрачного камня – алебастра. Чаша на высокой ножке смотрится как цветок лотоса.
Слайд № 11
Фильм «Искусство и ремёсла»
Слайд № 12
Традиционным украшением был ускх – воротник-ожерелье из
золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.
Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности.
Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли
Все виды украшений – перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы.
Слайд № 13
Золотой трон Тутанхамона выполнен в середине 14 века до н.э. Он обит пластинками золота, лёгкая чеканка которых имеет изобразительные мотивы.
Слайды № 14, 15, 16
Символика Древнего Египта
Опираясь на знания, полученные на уроках истории Древнего мира, попробуйте правильно определить, что символизируют данные изображения.
Слайд № 17
Словарная работа.
Запомните, что означают слова.
Слайд № 18
Решите кроссворд. Угадав все слова, загаданные по горизонтали, найдите ключевое слово, зашифрованное по вертикали.
Постановка художественной задачи:
— А теперь, ребята, самостоятельно выполните эскиз традиционного египетского украшения: диадемы, пекторали, браслета и т.п.
В работе вам поможет иллюстративный материал и ваша фантазия.
Выполнение задания.
Слайд № 19
Завершение урока.
Египетская пословица.
Подведение итогов.
Экспресс-выставка.