Урок по изобразительному искусству в 5 классе

Тема: «Декоративное искусство Древнего Египта»

Учитель: Скокова Татьяна Сергеевна

МБОУ СОШ № 21

г. Озёрск

Тема: « Декоративное искусство Древнего Египта».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.

  2. Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.

  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

  4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Оборудование и материалы:

  1. Иллюстративный материал с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, амулетов.

  2. Литературный ряд – стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».

  3. Презентация «Декоративное искусство Древнего Египта».

  4. Художественные материалы.

План урока:

  1. Беседа об истории и культуре Древнего Египта. Презентация:

— характерные особенности египетской культуры.

— одежда, прически и украшения египтян, дошедшие до нас рельефы и росписи Древнего Египта.

2. Постановка художественной задачи (выполнение эскиза египетского украшения).

3. Практическое выполнение задания.

5. Подведение итогов.

Ход урока:

Беседа.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Урок сегодня я хочу начать со стихотворения:

На плите,

На саркофаге,

На папирусной бумаге

И на всем, что видит взгляд,

Иероглифы пестрят.

Рыбы,

Звери,

Птицы,

Точки,

Загогулины,

Кружочки…

Всё знакомое почти,

А попробуй-ка, прочти!

О какой стране идёт речь? (Древний Египет).

Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур. Именно с неё вы начинаете изучать историю древних государств.

-Что вы знаете о Древнем Египте?

(Это страна пирамид-усыпальниц фараонов-царей Древнего Египта).

Начало презентации. Видеофрагмент.

Слайд № 2 . Тема презентации.

«…Стоим перед богом по имени Гор.

С большим удивлением смотрим в упор:

При всём человечьем обличье

Имеет он голову птичью!

Он рядом с богиней стоит львинолицей,

А рядом богиня-корова теснится,

И только богиня Исида

Похожа на женщину видом.

Мы видим бога по имени Тот,

А также богиню по имени Нут,

Мы помнили точно,

Кто – этот, кто – тот,

Наверное, целых пятнадцать минут».

О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую одежду носили, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.

Египетская одежда на протяжении многих веков остается неизменной. В принципе, речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы.

Слайд №3.

Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку — схенти, туловище было свободно от одежды.

Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.

И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего – королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для мужских фигур был точно установлен в росписях.

В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определенного цвета – желтого.

Слайд № 4.

Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или на двух бретелях.

Слайд № 5.

Знаками царского достоинства фараона были подвязная борода, корона, посох, а также полосатый платок – клафт.

Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти.

Слайд №6.

Кстати, право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи – принадлежало только фараону, реже его приближенным. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязная борода, корона и посох

Слайд № 7

Египтянки активно употребляли косметику: красили черной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зеленые круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги.

Слайд № 8.

Египет считается родиной льна, О свойствах и внешнем виде египетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. 240 м тончайшей, почти не различимой глазом пряжи весили всего 1 г. По тонкости египетский лён не уступал натуральному шёлку: сквозь пять слоёв ткани, надетой на человека, было отчётливо видно его тело.

Слайд № 9.

Наиболее почитаем был белый цвет и его оттенки: серовато-желтые, кремовые, голубоватые. В одежде использовался узор с обобщенным изображением животных – змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.

Слайд № 10.

В городах Древнего Египта процветали ремёсла. Создавались произведения, поражающие непревзойдённой тонкостью работы, высоким художественным мастерством.

Эта великолепная ваза вырезана из полупрозрачного камня – алебастра. Чаша на высокой ножке смотрится как цветок лотоса.

Слайд № 11

Фильм «Искусство и ремёсла»

Слайд № 12

Традиционным украшением был ускхворотник-ожерелье из

золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.

Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности.

Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли

Все виды украшений – перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы.

Слайд № 13

Золотой трон Тутанхамона выполнен в середине 14 века до н.э. Он обит пластинками золота, лёгкая чеканка которых имеет изобразительные мотивы.

Слайды № 14, 15, 16

Символика Древнего Египта

Опираясь на знания, полученные на уроках истории Древнего мира, попробуйте правильно определить, что символизируют данные изображения.

Слайд № 17

Словарная работа.

Запомните, что означают слова.

Слайд № 18

Решите кроссворд. Угадав все слова, загаданные по горизонтали, найдите ключевое слово, зашифрованное по вертикали.

Постановка художественной задачи:

— А теперь, ребята, самостоятельно выполните эскиз традиционного египетского украшения: диадемы, пекторали, браслета и т.п.

В работе вам поможет иллюстративный материал и ваша фантазия.

Выполнение задания.

Слайд № 19

Завершение урока.

Египетская пословица.

Подведение итогов.

Экспресс-выставка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here