Автор: Будаева Эржена Амоголоновна, учитель русского языка и литературы

МБОУ Харганатская СОШ

Класс-10

Раздел: Мировая художественная культура. 10 класс.

Тема урока «Культура Тибета»

Цель урока: познакомить учащихся с неповторимостью и своеобразием искусства Тибета.

Задачи урока

  1. Познакомить с искусством Тибета;

  2. развитие интеллектуальной, исследовательской культуры учащихся;

  3. воспитывать культуру слушателя, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи.

Тип урока: изучения новых знаний

Вид занятий: беседа об искусстве

Средства оснащения урока: компьютер; медиапроектор; презентация «Культура Тибета»;

Ход урока

Учитель: Сегодня мы окунемся в мир тибетской культуры. На доске открывается тема урока(слайд 1) 
Объявляются цели и задачи занятия.
Культура любой страны носит какие-либо отличительные черты. Не исключение и культура Тибета.
Она является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур.

Изучение нового материала (Показ слайдов и их комментирование с последующим обсуждением.

1.Географическое положение(слайд 2)
2. Архитектура

Слайд 4,5,6.

Тибетские монастыри- крупные архитектурные ансамбли- расположены, как правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми террасами от подножия к вершине. Монастыри включают в себя жилища монахов, хранилище рукописей, мастерские, училище и несколько храмов.

Слайд 7-8.

Сту́па— буддийское архитектурно-скульптурное монолитное монументальное и культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Первоначально ступа представляла собой реликварий, а затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события в буддизме.

Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей. С распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути) ступы стали сооружаться за её пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Ступы также проникли в Китай, Корею и Японию, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию.

Слайд 10-11 Тибетская живопись

  • Тибетская живопись сформировалась под сильным влиянием индийской культуры. 
    Живопись Тибета обычно следует стереотипным формам. В центре произведения располагается большое изображение буддистского божества, окружённого меньшими божествами. Позже главными фигурами стали изображать лам или индийских духовных учителей, а на заднем плане сцены из их жизни. Примерно с ХV в. в тибетской живописи начинает проявляться китайское влияние.

Танка — это свиток, на котором обычно изображается буддистское божество, знаменитые сцены из истории тибетского буддизма или мандала. Тханка является непальским видом художественного искусства, которое стало развиваться в Тибете после женитьбы царя Сонгцен Гампо на непальской принцессе Бхрикути.

Слайд 12 Литье из бронзы

  • Тибетское бронзовое литьё, подобно тибетской живописи, несёт в себе глубоко религиозное значение. Статуи и статуэтки от нескольких сантиметров до нескольких метров обычно представляют изображения божеств и почитаемых лам. Многие маленькие статуэтки полые. Внутри у них могут находиться молитвенные свитки или мощи. 

Слайд 13-14 Декоративно- прикладное искусство

  • Тибет имеет тысячелетнюю историю ковроткачества. Ковры главным образом использовались в качестве чехлов для сидений, покрывал и попон. Как правило, на одном квадратном дюйме ковра насчитывается сто узелков из шерстяных ниток, в результате получается особенно толстый ворс. Секрет великолепия тибетских ковров заключается также в спрядённой вручную овечьей шерсти высокого качества, окрашенной натуральными красителями такими, как индиго, грецкий орех, крапп и ревень.
    Другими предметами прикладного искусства являются молитвенные колёса кхор-ло (кхор), ритуальные маски, храмовые рожки, масляные лампы чомэй. Особое внимание привлекают серебряные украшения (серьги, кольца, браслеты), амулет-гау (амулет-минихрам, который носится на шее и содержит фигурку божества или важной духовной личности), богато украшенные палочки для еды и наборы ножей.

Слайд 15-16

  • Музыка Тибета отражает культурное наследие региона. Являясь одним из аспектов тибетскойжизни, она включает в себя религиозные песнопения на тибетском и санскрите, а также фольклор, отражающий повседневную жизнь тибетцев. История развития тибетской музыки уходит корнями в древность к верованию бон и к эпическим сказаниям о народных героях. Со времён распространения буддизма тибетская традиционная музыка и песнопения приобрели особый стиль: возникло речитативное пение, исполняемое низким тембром голоса.

Ритуальный танец цам, исполняемый монахами и ламами. Каждый момент и жест танца несут определённое значение и смысл.
Цам — это священный танец в масках, сопровождаемый игрой на длинных трубах, барабанах и тарелках. Главный танцор без маски и в чёрной шляпе — это лама, который окружён монахами в масках, представляющими проявления божеств-хранителей. В основу этого танца положены различные истории, связанные с тибетским буддизмом. Часто исполняемым сюжетом является история царя Лангдармы, пытавшегося искоренить буддизм в Тибете.

6. Обобщение и закрепление материала

Итак, мы познакомились с уникальной тибетской культурой. Конечно, нас еще нельзя считать знатоками удивительных и многогранных традиций этой страны, но первый шаг уже сделан.

7. Подведение итогов.

Завершение урока.

Учитель:  До встречи. Всем большое спасибо за урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here