Конспект урока музыки в 5 классе.
Тип урока: интегрированный
Тема четверти: «Взаимодействие музыки с другими видами искусств».
Тема урока: «Первый снег»
ХПИ: «Первый снег, как символ очищения души»
Цель урока: Развитие художественно-эстетического восприятия и переживаний от красоты зимней природы.
Задачи:
1. Ввести учащихся в образный мир музыки, показать возможность отражения в нём
мира зимней природы.
-
Показать гармоничность окружающего мира средствами музыки, литературы, кино, ИЗО.
-
Помочь учащимся почувствовать музыку зимней природы, а не просто музыку о природе, внутренним зрением увидеть природу в музыке через литературу, кино, ИЗО.
Эпиграф: «Первый снег — к лицу зиме»
К.Паустовский.
ХОД УРОКА.
деятельность учителя | деятельность ученика | результаты | |
I.Эмоциональный настрой Цель: создание условий для интонационного настроя, на ощущение красоты и гармонии | организация исполнения музыкального приветствия | художественное исполнение приветствия | заинтересованность, эмоциональный отклик |
II. Художественное восприятие. Цель: помочь детям увидеть и почувствовать красоту зимнего пейзажа.
| -«Вот север тучи нагоняя, дохнул, завыл и вот сама идёт волшебница зима!» А.С.Пушкин
Так описывал Пушкин яркие картины прихода зимы, но ведь по -своему ярки и музыкальные пейзажи. — Какие разные снежные узоры и зимние картины можно увидеть в музыке? — Один из зимних музыкальных пейзажей мы сейчас увидим. (просмотр видео из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев») -Что вы увидели?
| Свободное высказывание детей
Слушая эту музыку, мы видим, как волшебница зима плетёт свои снежные кружева. Музыка очаровывает нас плавным движением. Лёгкая метель исполняет свой сказочный танец. |
|
III.Пластическое интонирование и анализ. Цель: передать своё состояние через пластику.
IV. Художественное исполнение: Цель: создать условия для выражения внутреннего мира через вокальное исполнение.
V.Рефлексивный анализ. Цель: создать условия для рефлексии каждого учащегося. | Ребята, многие поэты, художники и композиторы любили зиму и в своих произведениях рассказывали о ней.Напр: К. Паустовский , русский писатель , говорил: Первый снег—к лицу зиме. Что это значит? 21 ноября по церковному календарю Михайлов день Архангел Михаил- избавитель от всех бед, скорбей и злых духов. С этого дня говорят: Зима встаёт на ноги, Зима морозы куёт. С приходом зимы природа преображается. Какие приметы зимы, ребята, вы можете назвать?
Всё это передают в своих творениях художники . (просмотр репродукций) Какие тона и краски использовали художники?
А знаете ли вы , что у зимы есть свои особенные звуки?Какие?
Многие звери спят, а какую птицу слышно?
Но самый характерный зимний звук- это звон колокольчиков. Их привязывали к конной упряжи. Колокольчики весело звенели и люди слышали их издалека и спешили встретить путников. ( Для восприятия предлагается пьеса «Ноябрь. На тройке» П.И.Чайковский)
Назовите, пожалуйста, животных у которых с приходом зимы жизнь сильно изменяется?
Как вы думаете, ребята, почему медведь зимой спит? Интересно, а медведю кто-нибудь поёт колыбельную песню, чтобы он заснул? А снятся ли ему сны? ( для исполнения предлагается песня «Почему медведь зимой спит?»
В заключении урока я предлагаю вам украсить наш класс снежинками, которые, как вы знаете украшают нашу землю зимой.
|
Это значит, что он красит зиму, делает её нарядной.
На морозе громкое эхо, лёд трещит, снег хрустит, метель воет, на улице особая тишина, не поют птицы( и холодно и голодно, а с голоду не запоёшь)
Дятла.
Медведи, зайцы, лисы.
Дети выполняют практическое задание: изготавливают снежинки и украшают ими класс.( под музыку «Вальс снежных хлопьев») |
Свободные высказывания детей.
Дети перечисляют приметы зимы. Эмоциональный отклик, желание высказаться.
Художественный анализ иллюстраций художников.
Дети передают движениями рук звук колокольчиков, в том месте где это слышится в музыке, тем самым проживают музыкальный образ.
Высказывания детей.
Проявление творчества, эмоциональный отклик, фантазия.
Передача художественного образа, заинтересованность, желание участвовать в коллективном исполнении.
Личная рефлексия. |
Используемая литература:
Программа по музыке. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. изд. «Просвещение»2011г.
Рекомендации по музыке. Г. В. Стюхина. 2010г.