Конспект урока музыки в 4 классе

Раздел «Между музыкой разных народов нет непереходимых границ» по программе Д.Б.Кабалевского

Тема: Музыка Италии и Испании.

Цель урока: Познакомить обучающихся с музыкальной культурой Италии и Испании.

Задачи урока:

1. Определить характер и черты народных танцев Италии и Испании;

2. Познакомиться с народными музыкальными инструментами;

3. Создать условия для формирования навыков индивидуальной и работе в парах с творческими заданиями, формировать навык участия в дискуссии (коммуникативные УУД);

4. Формировать оценочную деятельность через предоставление возможности самооценки и взаимооценки в процессе музыкально – творческой деятельности;

5. Развивать интерес к изучению музыки, учиться выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность (личностные УУД).

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы: сопоставление, словесное рисование, образное сравнение, ретроспектива, анализ

Оборудование:

раздаточный материал;

компьютер, магнитофон;

проектор

Ход урока

Дети заходят в класс и становятся в круг.

— Муз. приветствие (организационный момент).

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас снова в путешествие в этот самый час. Здравствуй, …(имя ребенка)»

Дети: здороваются, пропевая имена друг друга стоя по кругу

Учитель: «Здравствуйте, ребята»

Дети : «Здравствуйте»

— Сегодня я снова приглашаю вас в путешествие. Давайте вспомним, в каких странах мы уже побывали на предыдущих уроках? (Ответы детей)

— А с чем мы знакомились в этих странах? (с музыкой, танцами, муз. инструментами, композиторами)

— Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие сразу в две страны. И раз путешествие будет двойное, давайте разделимся для этого на две команды. (дети рассаживаются за два стола взяв жетоны «1» и «2»)

С помощью задания узнаем, в какую же страну совершим путешествие. (Учитель выдает задание (ребусы), дети отгадывают страны).

— Давайте сформулируем тему урока (Музыка Италии и Испании).слайд 1

— Какая цель сегодня у нас на уроке? Слайд 2(формулируем цель, варианты: познакомиться с танцами, муз. инструментами, особенностями музыки Италии и Испании, открытие знаний о музыке Италии и Испании), (- если вам не знакома музыка этой страны, тогда вы для себя сегодня сделаете открытие.)

— Давайте, определим для себя задачи, чтобы достигнуть цели нашего урока.

— Что нам нужно сделать, чтобы получить информацию по теме урока, узнать что-то новое? (варианты: выполнить задание, послушать фрагменты муз. произведений, прочитать текст и выбрать основное об этих странах, рассмотреть иллюстрации и т.д.)

— давайте посмотрим на предложенные иллюстрации (командам выдаются иллюстрации музыкальных инструментов).

Скажите, какие муз.инструменты вам знакомы? (дети называют инструменты). А какие пока еще нет? (из высказываний детей делаем вывод, что те инструменты, которых они не знают, наверно, и есть итальянские и испанские). Слайд 3

— К каким группам по способу звукоизвлечения мы отнесем наши инструменты?

— давайте попробуем определить инструмент по звучанию. предлагаю вам соотнести звучание и картинку.(по очереди звучат гитара, кастаньеты, тамбурин и мандалина , дети определяют, что звучит)

как определили инструмент? Как он звучит? Почему мы смогли узнать звучание инструмента (по тембру, по его особому голосу)

Теперь мы знаем муз.инструменты Италии и Испании.

Танцы. (фламенко и тарантелла) Предлагаю для работы криптограмму. разгадывают криптограмму, выданную командам.

— Отгадайте, пожалуйста, что зашифровано в криптограмме.

— как думаете, что может носить такие красивые названия? (ответ: танцы)

Рассказываю немного о танцах

Слайд 4 Фламе́нко (исп.  flamenco) — традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Андалусии  (Испания); это слияние музыкального сопровождения , пения  и танца  . Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и ритмическим битьем в ладоши, иногда — кастаньетами .

многие считают основными, истинными носителями этого стиля испанских цыган. Характерной чертой танца фламенко является отбивание ритма ногами.

Слайд 5 Тарантелла (итал. tarantella) — итал. танец в быстром темпе (размеры 3/8, 6/8, 12/8), живой по характеру, исполняется в сопровождении тамбурина . С историей Тарантеллы связано много легенд. Начиная с 15 в. в течение 2 столетий Тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (паука) (название насекомого, так же как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). В связи с этим в 16 в. по Италии странствовали спец. оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка Тарантеллы обычно импровизировалась. В основе часто лежал какой-либо один мотив или ритмическая фигура, многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.

— запомнили отличительные черты этих двух танцев? И сейчас попробуем определить какой из двух музыкальных фрагментов будет тарантеллой, а какой фламенко.

Слушание

( дети делают предположения)

— как определили?

Показываю иллюстрации костюмов. Слайд 6

Вопрос: давайте соотнесем танец и костюм. В каком костюме вы стали бы танцевать фламенко, а в каком тарантеллу?

— Какие движения могут быть у этих танцев? Давайте попробуем исполнить некоторые танцевальные элементы тарантеллы. Я попрошу вас встать. И повторять за мной.

— понравился танец?

— а сколько замечательных музыкальных произведений на основе испанской и итальянской музыки написано композиторами – классиками. Слайд 7 Одно из них мы сейчас послушаем. Следите за текстом.

Прослушивание Шуберта «Баркарола» (сл.А.Апухтин)

— как звучит эта музыка? Кто может исполнять такую песню? Какое название вы бы ей дали?

Из плавного, раскачивающегося характера мелодии выходим на сходство с лодкой на воде .(выходим на гандольеров и песни – баркаролы)

Слайд 8

БАРКАРОЛА (итал.от barca — лодка) — первоначально песня венецианских гондольеров (называется также гондольерой), «песня на воде». Для баркаролы типичны мягкое, «колеблющееся» движение мелодии, монотонный ритмический рисунок сопровождения, ассоциирующийся с ударами вёсел, покачиванием лодки на волнах, минорный лад.

Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все… А вот и нет. Песни эти — необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки — гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы — песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе — мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера}, и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. И сейчас мы с вами прослушали баркаролу Ф.Шуберта.

Прослушать еще раз.

А сейчас окунемся в мир испанской музыки.

Ярко черты испанской музыки раскрылись в опере франц. композитора Ж. Бизе «Кармен» Опера написана на сюжет одноименной новеллы, действие которой происходит в Испании, в г.Севилья. Прослушайте одну из интереснейших увертюр. Это самое  короткое вступление в мире оперы.

Слушание увертюры к опере Ж.Бизе «Кармен»

— какой характер у этой музыки? Кого вы представляете, слушая эту музыку?

Слайд 9

В увертюре сопоставлены образы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагическая судьба девушки – цыганки Кармен. Все знают, что опера «Кармен» это повествование о любви. И действие ее происходит в Испании. Но, удивляет то, что Жорж Бизе создал самую Испанскую оперу ни разу не побывав в Испании. А сама опера «Кармен» стала классикой Испанской музыки. И сюиту №2 из этой оперы считается лучшим образцом классического фламенко. Основной ритм этой сюиты до сих пор служит основой многих произведений для фламенко. Так, что и в самом деле «Кармен» — самая Испанская, Французская опера.

В этих двух странах много еще всего интересного, но мы с вами вынуждены заканчивать свое путешествие. Но те ребята у кого есть желание узнать больше могут продолжить путешествие и знакомство с Италией и Испанией самостоятельно, дома, используя книги и ресурсы интернет.

Наше путешествие подошло к концу, и я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями от урока.

У: = что вам больше всего понравилось?

= достигнута ли цель урока?

Слайд 10 Оцените свою работу на уроке ( по незаконченным фразам) – 2 минуты.

Для того чтобы вы не забыли наши сегодняшние открытия, домашним заданием будет кроссворд о музыкальной культуре Италии и Испании. Спасибо за работу. До встречи у новых берегов!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here