5 класс
Тема урока «Колокольность в музыке и
изобразительном искусстве»
Учитель: Пушкеля Эмилия Юльевна
Цель: Расширить представления учащихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки, показать взаимосвязь иконописи и музыки.
Задачи: Обучающая – научить оперировать музыкальными терминами — мелодия, гармония, повтор, сюита и др.; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Развивающая – развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать слух, память, внимание.
Воспитательная – формировать уважение к традициям своего народа, воспитывать музыкальную культуру, как часть духовной культуры.
Личностные УУД: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.
Познавательные УУД: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.
Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, с текстом песни.
Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.
Музыкальный материал: «Праздничный трезвон. Красный Лаврский звон» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице — Сергиевой лавры, Ф. Шуберт «Аве , Мария»»; Рахманинов «Всенощное бдение», репродукция картины И. Левитана «Вечерний звон», репродукция картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»
Оборудование: мультимедийное оборудование, видеоплеер, фонохрестоматия 5 класс, портрет композитора, компьютер, раздаточный материал.
Тип урока: Расширение и углубление знаний.
Форма урока: Урок – презентация.
Метод: Объяснительно – иллюстративный.
Ход урока
Вход. Звучание колокольного звона »Пасхальный звон»
Сообщение темы урока.
Учитель: вы конечно знаете, что колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. В вашей станице есть церковь и вы часто слышите звон её колоколов. Одинаково ли они звучат?
Ученик: колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках.
Учитель: давайте послушаем какой голос бывает у колоколов.
Учитель: как звучал первый колокол?
Ученик: это были мерные удары в один большой колокол.
Учитель: правильно, такое звучание называется благовест – это колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения, это мерные удары в один большой колокол. Благовест — сам призыв в церковь является благой вестью.
Учитель: а как звучал второй пример?
Ученик: празднично, радостно во все колокола с короткими перерывами.
Ученик: такое звучание называется трезвон – праздничный, радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, а так же во время крестного хода.
Учитель: а теперь посмотрите видеофрагмент из к/ф «Александр Невский»
Учитель: что вы почувствовали в звучании этого колокола?
Ученик: тревогу, надвигающуюся беду
Учитель: такой колокольный звон называется набат. В набатный колокол звонят во время пожаров, бедствий, звон в набат вы правильно отметили как тревожный, предупреждающий.
Учитель: итак, давайте повторим какие названия имеют колокольные звоны?
Ученик: благовест, трезвон, набат.
Учитель: ребята, на уроках музыки вы уже познакомились с творчеством С.В. Рахманинова и знаете, что С.В. Рахманинов в детстве очень любил бегать на церковный двор и играть на малых колоколах.
Учитель: а теперь мы послушаем 3-ю часть из сюиты-фантазии С.Рахманинова, запишите в своих тетрадях, что вы услышали, что ощутили в этой музыке?
Учитель: а вот как поэт Ф.Тютчев передаёт эти чувства в своём произведении, послушайте.
Учитель читает стихотворение Ф.Тютчева (слайд)
Учитель: а сейчас слушаем «Богородице, Дево , радуйся» С.Рахманинова
Учитель Строго, возвышенно звучат мужские и женские голоса хора. Эту мелодию С. Рахманинов написал в духе древнерусского знаменного распева.
Хоровое созвучие расцвечивается большими и малыми колоколами триумфа. Возникает представление о воздушной бездне, заполненной светом, который льется бесконечно. Певческие голоса колоколов разрастаются , сливаются в многозвучный колокольный аккорд.
Учитель: ребята, скажите, какого числа весь православный народ будет праздновать «Светлый праздник», праздник Вознесения Христово (Пасху)?
Ученик: 24 апреля.
Учитель: сейчас прозвучит «Праздничный трезвон. Красный Лаврский звон» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице — Сергиевой лавры.
Что вы услышали в музыке трезвона?
Ученик: радостный восторг, ликование.
Учитель: Правильно! И, конечно, же колокольными перезвонами церквей, храмов и монастырей будут встречать православные христиане этот праздник. Многие из вас посещали церковь, были на праздничных богослужениях и слышали старинные песнопения. Обратите внимание на экран. Здесь вы видите ноты одного из таких песнопений «Христос воскресе!». Послушайте фрагмент, чтобы затем вы могли его услышать в 4-й части сюиты-фантазии.
Слушание 4-й части сюиты- фантазии «Светлый праздник».
На доске репродукции картин «Сикстинская мадонна», «Вечерний звон».
«Сикстинская мадонна»- самая известная картина Рафаэля. Нас поражает взгляд матери -в нем необыкновенная доброта, нежность.
Учитель: музыку колоколов мы можем услышать не только в церкви, в произведениях русских классиков, но и в кино композитор Е. Крылатов и поэт Ю. Энтин написали «Песню о колоколах» для х/ф «Приключения Электроника».
Учитель
А теперь примите певческую посадку. Дыхание в этой песне берётся по фразам, следите по тексту.
Дыхание берём не поднимая плечи, через нос, побольше, т.к. умеренный темп требует хорошего вдоха, чтобы хватило на всю фразу.
Учитель: ребята, а как сделан верх в церкви?
Ученик: куполом.
Учитель: в этой песне необходимо звучание гласных округлить, чтобы у нас получился округлый и полётный звук. Мы тоже сделаем во рту купол, когда будем петь гласные у- о- а. Вот такой собранный, красивый звук должен оставаться при дальнейшем исполнении песни.
Передайте в своём исполнении радость, счастье, хорошее настроение.
Исполнение «Песня о колоколах»
Итог: музыка какого отечественного композитора звучала сегодня на уроке? С какими разновидностями колокольного звона мы сегодня на уроке познакомились?
Д/з: прочитайте в творческой тетради страничку « Загадочный мир звуков С.Рахманинова» из книги Н.Бажанова «Рахманинов» и выполните задания в конце текста.
Спасибо за урок. А сейчас по одному выйдите к доске и поставьте друг другу оценки за урок ( на доске расчерчены три столбца с заголовками «3», «4», «5)
Выставление оценок за урок.
Выход. Звучит «Песня о колоколах»