5 класс

Тема урока «Колокольность в музыке и

изобразительном искусстве»

Учитель:  Пушкеля Эмилия Юльевна

                                 

Цель: Расширить представления учащихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки, показать взаимосвязь иконописи и музыки.

Задачи: Обучающая – научить оперировать музыкальными терминами — мелодия, гармония, повтор, сюита и др.; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Развивающая – развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать слух, память, внимание.

Воспитательная – формировать уважение к традициям своего народа, воспитывать музыкальную культуру, как часть духовной культуры.

 Личностные УУД: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.

Познавательные УУД: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать  специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.

Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с разворотом урока  в учебнике, с текстом песни.

Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

Музыкальный материал: «Праздничный трезвон. Красный Лаврский звон»  в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице — Сергиевой лавры, Ф. Шуберт «Аве , Мария»»; Рахманинов «Всенощное бдение», репродукция картины И. Левитана «Вечерний звон», репродукция картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»

Оборудование: мультимедийное оборудование, видеоплеер, фонохрестоматия 5 класс, портрет композитора, компьютер, раздаточный материал.

Тип урока: Расширение и углубление знаний.

Форма урока: Урок – презентация.

Метод: Объяснительно – иллюстративный.  

Ход урока

Вход. Звучание колокольного звона »Пасхальный звон»

Сообщение темы урока.

Учитель: вы конечно знаете, что колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. В вашей станице есть церковь и вы  часто слышите звон её колоколов. Одинаково ли  они звучат?

Ученик: колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках.

Учитель: давайте послушаем какой голос бывает у колоколов.

Учитель: как звучал первый колокол?

Ученик: это были мерные удары в один большой колокол.

Учитель: правильно, такое звучание называется благовест – это колокольный звон, которым верующие оповещаются  о начале богослужения, это мерные удары в один большой колокол. Благовест — сам призыв в церковь является благой вестью.

Учитель: а как звучал второй пример?

Ученик: празднично, радостно во все колокола с короткими перерывами.

Ученик: такое звучание называется трезвон  праздничный, радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, а так же  во время крестного хода.

Учитель: а теперь посмотрите видеофрагмент из к/ф «Александр Невский»

Учитель: что вы почувствовали в звучании этого колокола?

Ученик: тревогу, надвигающуюся беду

Учитель: такой колокольный звон называется набат. В набатный колокол звонят во время пожаров, бедствий, звон в набат вы правильно отметили как тревожный, предупреждающий.

Учитель: итак, давайте повторим какие названия имеют колокольные звоны?

Ученик: благовест, трезвон, набат.

Учитель: ребята, на уроках музыки вы уже познакомились с творчеством С.В. Рахманинова и знаете, что С.В. Рахманинов в детстве очень любил бегать на церковный двор и играть на малых колоколах.

Учитель: а теперь мы послушаем 3-ю часть из сюиты-фантазии С.Рахманинова, запишите в своих тетрадях, что вы услышали, что ощутили в этой музыке?

Учитель: а вот как поэт Ф.Тютчев передаёт эти чувства в своём произведении, послушайте.

Учитель читает стихотворение Ф.Тютчева (слайд)

Учитель: а сейчас слушаем «Богородице, Дево , радуйся» С.Рахманинова

Учитель Строго, возвышенно звучат мужские и женские голоса хора. Эту мелодию С. Рахманинов написал в духе древнерусского знаменного распева.

Хоровое созвучие расцвечивается большими и малыми колоколами триумфа. Возникает представление о воздушной бездне, заполненной светом, который льется бесконечно. Певческие голоса колоколов разрастаются , сливаются в многозвучный колокольный аккорд.

Учитель: ребята, скажите, какого числа весь православный народ будет праздновать «Светлый праздник», праздник  Вознесения Христово (Пасху)? 

Ученик: 24 апреля.

Учитель: сейчас прозвучит «Праздничный трезвон. Красный Лаврский звон» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице — Сергиевой лавры.

 Что вы услышали в музыке трезвона?

Ученик: радостный восторг, ликование.

Учитель: Правильно! И, конечно, же колокольными перезвонами церквей, храмов и монастырей будут встречать православные христиане этот праздник. Многие из вас посещали церковь, были на праздничных богослужениях и слышали старинные песнопения. Обратите внимание на экран. Здесь вы видите ноты одного из таких песнопений «Христос воскресе!». Послушайте фрагмент, чтобы затем вы могли его услышать в 4-й части сюиты-фантазии.

Слушание 4-й части сюиты- фантазии «Светлый праздник».

На доске репродукции картин «Сикстинская мадонна», «Вечерний звон».

«Сикстинская мадонна»- самая известная картина Рафаэля. Нас поражает взгляд матери -в нем необыкновенная доброта, нежность.

Учитель: музыку колоколов мы можем услышать не только в церкви, в  произведениях русских классиков, но и в кино композитор Е. Крылатов и поэт Ю. Энтин  написали «Песню о колоколах» для х/ф «Приключения Электроника».

Учитель

 А теперь примите певческую посадку. Дыхание в этой песне берётся по фразам, следите по тексту.

Дыхание берём не поднимая плечи, через нос, побольше, т.к. умеренный темп требует хорошего вдоха, чтобы хватило на всю фразу.

Учитель: ребята, а как сделан верх в церкви?

Ученик: куполом.

Учитель: в этой песне необходимо звучание гласных округлить, чтобы у нас получился округлый и полётный звук. Мы тоже сделаем во рту купол, когда будем петь гласные  у- о- а. Вот такой собранный, красивый звук должен оставаться при дальнейшем  исполнении песни.  

Передайте в своём исполнении радость, счастье, хорошее настроение.

Исполнение «Песня о колоколах»

Итог: музыка какого отечественного композитора  звучала сегодня на уроке? С какими разновидностями колокольного звона мы сегодня на уроке познакомились?

Д/з: прочитайте в творческой тетради  страничку « Загадочный мир звуков С.Рахманинова» из книги Н.Бажанова «Рахманинов» и выполните задания в конце текста.

Спасибо за урок. А сейчас по одному выйдите к доске и поставьте друг другу оценки за урок ( на доске расчерчены три столбца с заголовками «3», «4», «5)

Выставление оценок за урок.

Выход. Звучит «Песня о колоколах»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here