План – конспект урока по музыке в 4 классе

учителя музыки Ильюшкиной Дианы Владимировны

Тема урока: «Музыка Украины»

Тип урока: Изучение нового материала и закрепление знаний.

Цели:

— Формирование у учащихся конкретного представления об особенностях украинской музыки и культуры. Знакомство с украинским народным танцем ГОПАКОМ, а также украинским народным инструментом БАНДУРОЙ.

Задачи:

Обучающие:

— Дать представление учащимся о государстве Украина.

— Познакомить с песенным, танцевальным и инструментальным творчеством Украины;

Развивающие:

— Развивать эмоциональную отзывчивость на народную музыку;

Воспитывающие:

— Воспитывать уважение и интерес к народным культурным традициям;

— Формировать гражданскую позицию, чувство толерантности и уважения к творчеству другой страны;

Оборудование:

— компьютер, проектор, экран, электронная презентация «Знакомая и незнакомая Украина», фонограммы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вход, музыкальное приветствие.

-2-

2. Основной этап, изучение нового материала.

— Тема сегодняшнего урока: «Музыка Украины»

— Ребята, кто знает, что такое Украина? (Дети отвечают)

— Откройте свои учебники на стр. 18, посмотрите на фото Святогорского Успенского монастыря. Расскажите, что вы видите? Это один из старейших православных монастырей. Очень красивое место, правда? В любви своему родному краю, признавались многие художники, писатели и поэты. Об этом стихотворение украинской поэтессы Леси Украинки. (слайд)

— Давайте вместе прочитаем отрывок из ее стихотворения (читаю).

Он не один ее любил-

Как «свет-красу дивчину»

Давно уж славили певцы

С восторгом Украину.

Ее перенимали смех,

Забавы, шутки, пляски,

Как дивные цветы, в венки

Ее сплетали сказки.

Тот полюбил в ней старину,

А тот мечту младую,

Он первый полюбил ее, как любят мать родную.

-Сегодня мы отправимся в путешествие по этой удивительной, похожей и не похожей на нашу, страну Украину. И познакомимся с песнями, танцами и музыкальными инструментами этого замечательного края. Ведь одна из характерных черт украинского народа – его музыкальность.

(Слайд-шоу «Украина»)

— Музыкальная культура Украины берет свое начало со времен Киевской Руси. На протяжении многих веков украинский народ создавал свою музыкальную культуру. В народной памяти сохранились

-3-

песни разных жанров: трудовые, плясовые, лирические. И в этих песнях запечатлены история, труд и быт, обряды и праздники украинского народа. Мелодии песен отличаются широтой и напевностью, многие из них имеют лирический характер.

— Давайте рассмотрим картину А.Куинджи «Вечер на Украине». (слайд) — Что изображено на этой картине? (На картине изображен хутор, освещенный заревом южного заката, белые хаты и вишневые сады на склоне живописного холма. С какой любовью художник создает типичный образ украинского вечера в тот короткий миг, когда заходящее солнце жарким пурпуром окрашивает округлые кроны деревьев и аккуратные белые мазанки)

— Отрывок из стихотворения М.Старицкого – словно продолжение этой картины. (читаю)

Ночка-то, ночка, луной озаренная!

Ну хоть иголки сбирай.

Милая, выйди, трудом истомленная,

В роще со мной погуляй.

Небо усыпано звездами, — господи.

Всюду такая краса!

Под тополями жемчужною россыпью

Дивно играет роса.

Слова этого стихотворения зазвучали в украинской народной песне «Нiч яка мiсячна, ясная, зоряна» Давайте послушаем, как звучит эта песня на украинском языке, как мелодична украинская речь. При прослушивании песни обратите внимание на характер мелодии, темп, динамику (слушаем)

-Согласны ли вы, что украинская народная песня «Нiч яка мiсячна, ясная, зоряна» — лирическое произведение? В чем это проявляется? (в напевности, автор выражает свои чувства по отношению к своей возлюбленной)

— Широко распространен на Украине народный танец ГОПАК, его название происходит от восклицания «ГОП», которое произносится во время исполнения. (слайд)

-4-

Это удалой танец-пляска, возникший в быту Запорожского войска. Исполняется в быстром темпе в размере 2/4. Мы посмотрим танец «Гопак» в исполнении ансамбля танца Игоря Моисеева. (видео + слайд)

Хорошо известный вам композитор М.Мусоргский, для создания яркого национального колорита, использовал гопак в своей опере «СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА» (рассмотрим эскизы декораций и костюмов к опере на стр.20)

— Что вы видите на картинках?

— Сорочинцы – живописное украинское село с садами и огородами, густо усеянными подсолнухами, с красивой рекой, в которой, как в зеркале, отражается небо (таких очень много на Украине). Славится село веселой ярмаркой, где происходят самые невероятные чудеса.

(звучит гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»)

— Рассмотрите картину И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (слайд) Расскажите, что вы видите на картине?

— Султан послал запорожцам требование покориться ему, казаки ответили своим письмом не стесняясь в выражениях и насмехаясь над ним.

— Какие черты украинского народного характера запечатлел художник? Отражены ли эти черты в «Гопаке» М.Мусоргского? (ответы детей)

— Большинство народных песен и танцев, особенно веселых, шутливых, исполнялись под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Одни из самых любимых — КОБЗА и БАНДУРА (Слайд)

Бандура – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и широким грифом. Украинских народных певцов и музыкантов, сопровождающих пение игрой на бандуре, называют БАНДУРИСТАМИ.

— Искусство бандуристов известно с давних времен. Еще в средние века странствовали по Украине от села к селу, в сопровождении мальчиков-поводырей, слепые старцы – кобзари. (слайд) За плечами несли они кобзу или бандуру, игрой на которой и зарабатывали себе на хлеб насущный. Весть о том, что в село прибыл кобзарь, мигом облетала всех, и жители сходились, чтобы послушать старого мудреца.

-5-

Касаясь волшебных струн, гость повествовал о событиях, которые происходили на родной земле, в былинах и думах прославлял рыцарей-героев, которые обороняли родной край от врага, лирическим пением умилял слушателей до слез, а веселой песней вызывал у них искренний смех. Бандуру возили с собою свободолюбивые запорожские казаки. И если казацкая душа плакала и тосковала по родному краю и любимой девушке, плакала и тосковала с нею и бандура. А когда ударив бедой о землю, казак начинал «веселую», каждый, кто слышал ту песню, пускался в зажигательный танец, тогда и сердце казацкое наполнялось радостью. Недаром этот инструмент называют «серебряными струнами Украины». (слайд)

— Сегодня мы послушаем пьесу «ЭЛЕГИЯ» выдающегося украинского композитора и собирателя народных песен Николая Лысенко, (слайд) в исполнении на бандуре (слушаем)

— Элегия – от греческого «жалобная песня», о чем, по-вашему, рассказывает эта пьеса? (слайд)

— Какому старинному русскому народному инструменту родственна бандура? (гусли) Почему? (по конструкции и способу извлечения: деревянный корпус, струны, музыкант играет, щипая струны)

— Давайте посмотрим, как выглядит национальный костюм Украины (слайд)

— Чем он отличается от русского костюма?

— А кто знает, чем еще знаменита Украина? Может быть вы назовете какие-нибудь украинские блюда? (слайд)

— Теперь немного отдохнем, выполним ритмическое упражнение.

(Летка-енка)

— Сегодня мы разучим украинскую народную песню «Ой, есть в лесу калина», но сначала немного распоемся.

Распевки: «В доме моем», «Какой же дождь без лужи», «День растает».

(Разучиваем и поем песню)

-6-

3. Итог урока:

— Давайте подведем итог. Сегодня на уроке мы познакомились с музыкальным творчеством украинского народа.

— Что вам особенно понравилось?

— Что нового для себя вы узнали?

— Появилось ли у вас желание поближе познакомиться с Украиной?

— А я хочу отметить ребят, которые активно работали на уроке (назвать).

— Урок окончен, спасибо и до свидания.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here