«Зимние игры»

Урок в 1 классе. Третья четверть.

Урок разработан по программе «Музыка» В.В. Алеев, Т.И. Кичак.

Оборудование: Презентация «Зимние игры»; нотная хрестоматия «Музыка» 1 класс; детский альбом П.И. Чайковского. «Святки» — декабрь.

Оформление: Презентация; на доске картинка снеговика; картинки о зиме.

Цель: показать различные способы создания и передачи муз образов на примере игровых произведений о зиме.

Задачи:

  • прививать любовь к русской культуре, истории;

  • развивать творческие способности детей и умение двигаться в соответствии с заданной музыкой;

  • развивать память и певческие навыки при разучивании и исполнении песни «Зимняя песенка» музыка М. Красева.

Ход урока.

Беседа на тему урока.

Вход под песню «Снежинки». Музыкальное приветствие.

Учитель: О чем рассказывает песня, под которую вы вошли в класс? Снежинки, какие?

Дети. Поется про снежинки, которые тают на ладошки, тихо падают, легко кружатся.

Снежинки легкие, кристальные, пушистые.

Учитель:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает.

Дети: Зимой.

Учитель: Зима это суровое время года. Падает снег, метет метель, мороз трещит, злится. И в тоже время зиму сравнивают с красавицей, ласково называя её лебедушкой.

Ребенок: Здравствуй, русская молодка

Раскрасавица душа.

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка – зима.

Учитель: Давайте попробуем показать легкими движениями, как белый снег покрывает землю, ложится на шапки, шубки.

Исполнение попевки Н.Перунова «Белый пух»

Дети:

Белый пух,

Снежный пух –

Всё – всё – всё в пуху вокруг.

Пух

На шапках,

Пух

На шубках,

Пух на бровках,

Пух

На губках.

Как щекотно, ух!

Кто щекочет?

— Пух!

Учитель: Зима — это время праздника на Руси. Святки, Новый год, Рождество, Крещение, Масленица. В эти праздники устраивались настоящие гуляние с песнями, играми. У П.И. Чайковского есть еще один альбом, который называется «Времена года». В этом альбоме 12 музыкальных пьес – по числу месяцев в году. Получился музыкальный календарь природы. Есть в этом альбоме и зимние месяцы. П. И. Чайковский назвал февраль – «Масленица», январь – «У камелька», а декабрь – «Святки» (показ слайдов).

В народе зимние святки считались особым временем – солнце поворачивало на лето. Праздник Святки традиционно сопровождался ряженными. Это одно из любимых развлечений молодежи. В комедийных представлениях, разыгрываемых ряженными, участвовали персонажи : старик, старуха, нищий, цыган, солдат; персонажи изображающие нечистую силу: черт, кикимора, баба яга; животных: конь, коза, медведь (показ слайда).

С «магией первого дня» были связаны многочисленные святочные гадания, при помощи которых люди старались предугадать свою судьбу в наступающем году.

В пьесе П.И. Чайковского «Святки» звучит вальс. Не вальс роскошного придворного бала, он уютный, трогательно домашний.

Слушание пьесы «Святки», из «детского альбома» П.И. Чайковского.

Учитель: Как передает композитор праздничное святочное настроение в пьесе?

Дети: музыка завороженная, легкая, нежная.

Учитель: Дайте характеристику звукам?

Дети: Звуки яркие, плавные, то громкие, то тихие.

Учитель: В течении двух недель всё население деревни собирались на вечеринки, так называемые игрища, на которых хороводные и плясовые песни, устраивались всевозможные игры, разыгрывались сценки.

А какие зимние игры знаете вы?

Дети: Катаемся на лыжах, санках, коньках. Играем в снежки. Лепим снежную бабу.

Учитель: Совершенно верно. И сейчас и в те далекие года играли зимой в эти игры (показ слайдов), а еще катались на русских тройках.

Мороз хоть и злился, но крепчая, помогал создавать быстрые горки, крепче сковывать лед, следить, чтобы не рассыпалась снежная баба.

Вокально – хоровая работа.

Упражнение №1 на дыхание.

Учитель: Взять дыхание через нос, не поднимая плеч, и вдыхая произнести слово «пух», нежно, бережно, легко.

Повторить два раза, чередуя короткий вдох с длинным.

Упражнение №2 на дыхание.

Учитель: Какой звук доносится с горки, где быстро, как стрела, несутся санки.

Дети: «У – у – у», «Ух!».

Учитель: Мы возьмем его на дыхании и все вместе выполним крещендо, т. е. звук делаем громче, мягко снимаем по руке.

Дети: «У – у – у», «Ух!».

Упражнение №3. Упражнение дается по принципу постепенного усложнения.

Учитель: А теперь подключим слова.

Исполняется попевка Н. Перунова «Мороз, мороз»

Дети:

Мороз, мороз,

Бабу снежную принес.

Баба, баба, нос крючком,

Получай – ка снега ком.

Затем упражнение усложняется. Первую фразу поет учитель, вторую дети, показывая рукой движение мелодии вверх, вниз.

Учитель: Такую попевку можно использовать для меткого попадания снежком в цель. Предлагаю поиграть.

Импровизация движения под песню, игровой прием.

Учитель: Молодцы! Интересно было смотреть за тем, какие движения вы придумали сами.

Продолжаем разговор о зимних играх. Композитор М. Красев и поэт С. Вышеславцева написали песню, которая называется «Зимняя песенка»

Исполнение «Зимней песенки» учителем.

На прошлом уроке мы уже начинали разучивать песню. Сегодня продолжим разучивание 3 куплета. Исполнять этот куплет нужно живее, радостнее. Начинаем исполнять после отыгрыша.

Разучивание 3 куплета и исполнение всей песни.

Учитель: Вы старались и хорошо справились с заданием. А теперь вспомним песню, которую вы хорошо знаете. Попробуйте по вступлению узнать и назвать песню?

Дети: Это песня «Елочка любимая».

Учитель: Правильно. А написал ее композитор П. Вихарев для зимнего новогоднего праздника. Давайте споём её, только постарайтесь выразить в песне свое праздничное настроение.

Исполнение песни «Елочка любимая» Г. Вихарева

Учитель: Сегодня на уроке мы говорили о музыке, которая написана для самого сурового времени года – зиме. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ответы детей.

Сегодня хорошо работали на уроке ……. . Заканчивая наш урок я предлагаю выразить свое эмоциональное состояние. Выберете карточку и подарите свое настроение нашему снеговику.

Дети приклеивают мордочки к картинке.

(Выход из класса под музыку «Снежинки»)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here