Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Вишневская средняя общеобразовательная школа»
Праздник музыки
ПОДГОТОВИЛА:
Учитель музыки
Бабичева Наталья Ивановна
Вишнево — 2010
Цели: 1. Познакомить детей с нотной грамотой, элементами нотного письма, графическим изображением нотных знаков, скрипичного ключа, нотного стана;
2. Способствовать развитию музыкального слуха, интереса к музыке;
способствовать проявлению дружеских отношений в коллективе.
3. Воспитывать чувство прекрасного; бережное отношение к природе.
Оборудование: — красочное оформление с помощью цветных мелков на доске изображения нотного стана, скрипичного ключа, ноток; эпиграфа;
— фонограмма песни «Если с другом вышел в путь…»;
— рисунки с изображением различных музыкальных инструментов;
— магнитофон.
Эпиграф: Что за звуки! Неподвижен внемлю
Сладким звукам я:
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя…
М. Ю. Лермонтов
Проведение праздника:
Учитель: Мы познакомимся сегодня с тем, как и откуда, появилась музыка, музыкальные инструменты, музыкальная грамота.
Говорить и петь древние люди начали одновременно. Потом они научились извлекать звуки из различных предметов. Появились первые, очень примитивные инструменты.
Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А слышали ли вы когда-нибудь музыку дождя, ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках.
Ученик (читает стихотворение): «Музыка всюду живет»
Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живет-
В шелесте трав, в шуме дубрав
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода-
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!
Тихие слезы свои
Ива роняет у брода…
Трелью приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей, песней дождей
Мир наполняет природа.
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет,-
Только прислушаться надо.
Учитель: Ребята, а вы любите сказки? Я хочу вам поведать одну из самых необычных сказок. Слушаем…
« В некотором царстве, в музыкальном государстве, среди зеленых сосен и стройных берез, на берегу прозрачного озера жили-были семь веселых ноток.
Маленькие, кругленькие, как семь капель росы друг на друга похожие, носили они необыкновенные музыкальные имена:
Утром они встречали восход Солнца, а по вечерам любовались серебристой Луной. Дивные птицы пели ноткам- капелькам звонкие песни, величавый лес нашептывал чудные сказки. Особенно удивительной казалась ноткам смена времен года. Ласковая весна — дарила лесу тепло солнечных лучей и пение птичьего хора. Жаркое лето — пышную зелень, яркие цветы и пестрых бабочек. Золотая осень – ослепительный желто-красный наряд. Зимушка-зима – бриллианты снежной красоты.
Лишь о том печалились нотки-капельки, что не умели петь так, как птицы. Была еще одна неприятность, они сами не различали друг друга. И вот однажды, поздним вечером, когда на звездном небе засияла Луна, из-за берез, стоявших как принцессы, ноткам явилась волшебница.
«Фея Мечты» — представилась она. Я узнала, что вы мечтаете стать певицами, но сначала, вам надо познакомиться с начальником нотной азбуки – мудрым Скрипичным ключом и с музыкальными инструментами. Они откроют вам огромный мир музыки. С их помощью вы научитесь петь, если не испугаетесь трудностей.
С помощью волшебной палочки она провела пять тонких ровных ниточек-линеек.
— Перед вами начальник нотной азбуки — Скрипичный ключ!- торжественно объявила она.
Ключ сообщил ноткам, что у каждой из них есть свое звучание, но, чтобы услышать, нужно обратиться к музыкальному инструменту. Благодаря ему, нотки займут места на пяти линеечках, называемых нотным станом.
Первой поспешила нотка , она остановилась на первой добавочной и запела. За ней последовала , она уместилась под первой линейкой. Нота
облюбовала для себя первую линейку.
Так аккуратно размещались нотки на линеечках. Зазвучали и остальные , , , и начали петь одна за другой, точно соблюдая правила звучания, указанные Скрипичным ключом.
На нижних линейках нотки пели низким густым голосом, а на верхних – высокими, сочными, звонкими голосами, — подобным пению птиц. Вот теперь вас уж никто не перепутает! – добродушно заметил Скрипичный ключ.
Счастливые нотки увлеклись пением»!
Учитель: А теперь давайте и мы в тон ноткам исполним песенку:
— воробушка гнездо.
– деревья во дворе.
– котенка покорми.
– в лесу кричит сова.
– играет детвора.
– запела вся земля.
– поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться к .
Учитель: Ребята, подумайте и ответьте на мои вопросы:
-Кто сочиняет музыку?
-Каких композиторов вы знаете?
-Как музыка приходит к нам?
-Кто исполняет музыку?
-Какие музыкальные инструменты вы знаете?
-Известно ли вам об истории их появления?
Учитель: Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашаем вас
К загадкам поскорее.
1. Он по виду брат баяну, 4. То худеет, то толстеет,
Где веселье, там и он. На весь дом голосит… (гармонь)
Я подсказывать не стану,
Всем знаком… (аккордеон) 5.Сверху кожа, снизу тоже,
А в середине пусто. (Барабан)
2. У какого инструмента
Есть и струны и педаль? 6. Пять ступенек – лесенка,
Что же это? Несомненно, На ступеньках – песенка. (Ноты)
Это славный наш… (рояль)
3. Приложил к губам я трубку —
Полилась по лесу трель,-
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется… (свирель)
— А теперь, давайте поиграем и, заодно, споем. (Дети становятся парами, взявшись за руки – лодочкой и показывают движения, о которых поется в песне.)
Становись скорей в кружок, Мы летим с тобой вдвоем,
Потанцуй со мной, дружок, Мы ничуть не устаем,
Шаг назад, шаг вперед, Шаг назад, шаг вперед,
И на месте поворот (2 раза) И на месте поворот (2 раза)
Эй, давай не отставай,
Снова танец начинай!
Шаг назад, шаг вперед,
И на месте поворот (2 раза)
Учитель: Если вы по-настоящему любите музыку, то подружитесь с нотками крепко-крепко. Тогда вам откроется неведомый мир музыкальных звуков, вы научитесь понимать музыку, слышать ее в окружающей природе. Вы поймете, какое многообразие мелодий могут составить всего семь ноток-подружек. Именно они делают окружающий нас мир еще прекрасней и добрей. (Ученики читают стихи)
1. Собирайтесь, друзья, в хоровод, 3. Лейся, песня, лейся звонко,
Познакомьтесь друг с другом поближе, Помогай дружить.
Чтоб запел голубой небосвод, Всем ребятам очень нужно
Танцы, смех, уноситесь все выше! В мирном мире жить!
2. Песня — друг наш и товарищ, 4. Семь подружек голосистых,
С нею в жизни веселей. Семь звоночков серебристых,
С ней забота – не забота: Дружно весело живут.
Столько щедрой мощи в ней! Звонко песенки поют.
С песней спорится работа, Домик наш открыт всем детям
Отдых ярче и светлей. Заходите – мы вас встретим!
Тайны музыки расскажем
В мир волшебный путь покажем.
5. Если будем мы стараться
И усердно заниматься,
То терпение и труд
Нас к успеху приведут.
Учитель: Ребята! Давным-давно музыку записывали непонятными крючочками и только 400 лет назад в Италии изобрели ноты. Эти нотки образовали звукоряд. Ноты записываются на нотном стане или нотоносце. Открывает нотоносец скрипичный ключ.
(Изображение нотоносца с нотами на доске)
Наш праздник подошел к концу и мне хочется надеяться, что сегодняшний праздник помог вам окунуться в прекрасный и незабываемый мир музыки.
Давайте вспомним песенку «Если с другом вышел в путь…» и исполним ее все вместе.