Водопьянова Т.М.
Сценарий к уроку музыки в 5 классе
«Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»
Портрет С. В. Рахманинова | |
Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим и объясняется большое разнообразие ее жанров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни |
Фольклорная сцена |
Фольклор принято делить на два вида. 1.Обрядовый фольклор: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания). Обряды в русской деревне считались столь же необходимыми в жизни, как и праздники. Все значительные события в жизни людей —рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ —были связаны исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. 2.Необрядовый: Былины, исторические, солдатские, протяжные — лирические, плясовые, частушки. |
Колыбельная |
Вопрос: Как вы думаете, зачем в памяти народа нужно хранить старинные песни и наигрыши? | ПАУЗА |
Ответ: Они рассказывают об исторических событиях, о характерах людей, могут многое нам объяснить, передают настроение тех, кто их сочинил. Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны. | Солдаты 18- 19, века, поющие в строю
|
Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Это были сборники Трутовского, Львова и Прача, для домашнего музицирования. Народная песня была очень распространена. Из неё составлялись оперы; народные песни были в основе инструментальных произведений. Были распространены вариации на народные песни. | Обложки сборников народных песен |
Народные песни сперва передавались устно, а затем стали записываться композиторами. Включали в свои произведения русский музыкальный фольклор М. И. Глинка, Н.А Римский – Корсаков, А. П. Бородин , П. И . Чайковский, С.В. Рахманинов и многие другие. | Картина И. Репина «Русские композиторы» |
История русской классической музыки начинается с творчества М. И. Глинки, его неслучайно называют «отцом русской музыки». Его современники с пренебрежением относилось к народным песням, видя в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь. | Портрет М. И. Глинки |
К лучшим произведениям Глинки, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». |
Ноты «Камаринской» Глинки |
Примером обращения к народной песне являются фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»). | Иллюстрация или фото «Ария Ивана Сусанина» |
Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Обоих художников объединяет светлое восприятие мира. | Портрет А. С. Пушкина |
Интонации русских былинных напевов звучат в «Песне темного леса» А. П. Бородина, темах «Богатырской симфонии» | Портрет А. П. Бородина |
Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский -Корсаков В своих симфонических произведениях и операх , композитор использует мелодии разного характера. Например,Б елочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли , в огороде» . |
«Во саду ли в огороде» из оперы – mp3 |
Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина… и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. | Портрет Н. А. Римского-Корсакова |
В опере « Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни «А мы Масленицу дожидаем…»; «Коледа — маледа»; «Ой, честная масленица». |
Иллюстрация сцены Проводы Масленицы «А мы просо сеяли»–mp3
|
Вопрос: В какое время года проходила масленица? | ПАУЗА |
Ответ: В конце зимы, начале весны. Этот обряд сохранился до наших дней | Масленица |
Вопрос: Какие символы у этого праздника?
| ПАУЗА |
Ответ: Соломенное чучело; блины. Все они посвящено солнцу. | Чучело, блины |
Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» широко использует подлинные народные песни и мелодии. В ней берендеи поклонялись языческому божеству Яриле — Солнцу. Ярилин день праздновали в июне, в самый длинный световой день – день летнего солнцестояния. Накануне этого праздника царь Берендей увидел Снегурочку и был поражен её необычайной красотой |
Сцена из мультфильма « Снегурочка» |
Вопрос: Как берендеи встречали этот праздник? | ПАУЗА |
Ответ: Выходили за околицу; разводили костры; прыгали через костер; делали венки из цветов и трав. А еще пели, плясали, водили хороводы и ждали рассвета, появления Ярилы — Солнца. В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная песня «А мы просо сеяли…».
|
|
Вопрос: Что обозначают слова припева « Ой, Ладо, Ладо, Лель» ?
| ПАУЗА |
Ответ: Это божества славянской мифологии, и люди, упоминая их имена в песнях, поклоняясь им, заручались их поддержкой… | Лель |
Тему песни «Во поле береза стояла» в симфоническое произведение включил композитор П. И. Чайковский, который использовал тему народной песни «Во поле береза стояла» в финале своей IV симфонии. В «Детском альбоме» среди других пьес есть «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Русская песня». | Портрет П. И. Чайковского Звучит « Симфония № 4» IV часть(«Во поле береза стояла») – mp3 |
Волшебный мир сказки вдохновлял Анатолия Константиновича Лядова. Он говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив». | Портрет А. К. Лядова |
Лядов является автором симфонического программного произведения «Кикимора». Программная – это инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ. В этом случае это сказание о Кикиморе, злом маленьком существе, которое живет у кудесника в каменных горах. | Иллюстрация к «Кикиморе» |
Традиция использования фольклора продолжилась и в XX веке в музыке С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, В. С. Гаврилина. |
|
Вопрос: Какие виды народных песен ты знаешь?
| ПАУЗА |
Ответ: Былины, исторические, протяжные- лирические, плясовые ,колыбельные, свадебные песни, причитания | Поющие крестьяне |
Вопрос: С какими народными праздниками связаны многие обрядовые народные песни? | ПАУЗА |
Ответ: Рождество, Масленица, Ивана Купала | Иллюстрация – на Ивана Купала |
Вопрос: Какие из детских песен, которые поют зимой, можно посчитать обрядовыми?
| ПАУЗА |
Ответ: Колядки, Авсеньки | Иллюстрация — Колядки |
Вопрос: Какие русские композиторы использовали русские народные песни в своем творчестве?
| ПАУЗА |
Ответ: М. И. Глинка, Н.А Римский – Корсаков , А. П. Бородин , П. И . Чайковский, А. К. Лядов, С.В. Рахманинов и другие. | оркестр |
Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно потому как писатели и поэты пользуется богатствами народной речи. Нельзя не согласиться со словами Д.Б. Кабалевского, который сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека». | Портрет Д.Б. Кабалевского, |